Взгляд чужака: Чепецк VS Лойна

13.10.16, 14:55 27 комментариев

Когда каждый день перед глазами одна и та же картинка, то рассчитывать на остроту восприятия не приходится. Потому так интересно узнать, а как видят те же самые вещи посторонние люди! Что будет, если променять европейскую страну на жизнь в российской глубинке? После 14 лет в Германии наша гостья Ирина приехала жить в Кирово-Чепецк. И поделилась подробностями культурного шока после репатриации.
Итак, между собой борются Чепецк (73 тысячи жителей, Россия) и Лойна (14.5 тысяч жителей, Германия).


Моногород химического типа

Крупнейшее в Европе химическое производство… угадайте, про какой город идёт речь? Это верно и для Кирово-Чепецка и для Лойна. InfraLeuna GmbH также специализируется на аммиаке и минеральных удобрениях, также считается крупнейшим в стране производством. И город существует благодаря компании.
Хотя в чужой стране понятие «моногорода» не в ходу, в нём просто нет смысла из-за других расстояний между населёнными пунктами и иной бюджетной системы.




Душевные, но мрачные и торопливые

Немцы очень неспешные. Приехав в Чепецк, я поняла: по ритму жизни его можно сравнить с крупным немецким городом. А в маленьких городах прохожие похожи на сонных мух. Но при всей неспешности, немцы всё успевают. Потому что любят планировать. Пунктуальны до жути! За год я успела обзавестись знакомыми в Чепецке и поняла, что они отнюдь не поклоняются точности во времени.
А ещё не могла привыкнуть, что в России люди какие-то… недовольные. Мало улыбок на улицах, люди шагают с мрачным видом. В Лойна не так: тут тебе и улыбнутся и встречные бабушки «гутентакнут». Но при всём дружелюбии, у немцев совершенно другой эмоциональный уклад. Там люди больше для себя: и в общении, и в дружбе, и в отношениях. Приятно приехать в город, где в жителях есть душевность и умение быть ради других.




Борьба прилавков

В Чепецке много магазинов, даже по европейским меркам. Но при всей их численности, ассортимент скудный. Ладно, если речь идёт о предметах повседневной необходимости — продуктах там, или хозтоварах. Когда ищешь что-то более весомое для дома или хозяйства, то приходится ехать в Киров. Где тоже есть риск не всё обнаружить в наличии. Лойна хоть и в четыре раза меньше, но куда богаче на ассортимент. Беспокоиться, что не найдешь нужного следовало только при очень специфических запросах. Слышала недовольный ропот горожан, что график работы магазинов в выходные бестолковый. Это вы по немецкой земле в воскресенье прогуляться не пробовали. Магазины не работают. Вообще! Даже продуктовые. Есть исключения, но и те открывают двери на половину смены.
А ещё в Чепецке много алкогольных лавочек. Ну правда, много! По несколько штук на квартал.




Мамочки, деточки, собачки и кошечки

Женщины в Германии рожают после 35. Нуу-у-у, редко в районе 30. А чтобы отказаться от материнства в пользу карьеры — практика распространённая. Что чертовски непривычно по российским меркам. Сейчас ВКонтакте я читаю группу чепецких мамочек и вижу какие молодые и счастливые там девочки.
На улице вы скорее встретите молодую девушку с собачкой, чем с коляской. Тут, кстати, есть ещё одна неожиданная особенность. Ощущение, будто немцы следуют принципу Ноева ковчега и всякой твари берут по паре. Две кошечки, например, или пара собак. Ещё фишка: если в садике среди играющих детишек увидишь хорошо одетого, то можно не сомневаться — родители русские. Германцы резонно считают, что без разницы в чем отправлять отпрыска в садик, если к вечеру домой вернётся хрюшка.




О любви поесть и алкоголизме

В Лойна 15 тысяч человек и всего один пятиэтажный дом. Его местные называют высоким. Но на каждой улице найдется кафе, «донер-кебаб» (по-вятски — данар), булочная или ещё что-нибудь. И это будет безопасно, без риска отравиться. Немцы любят поесть! Во всех заведениях порции просто огромные. Иную тарелку салата съесть одной тяжело, не говоря уж о горячих блюдах. При этом цены везде невысокие.
Похожего на чепецкие «разливайки» там не водится. Даже самый einstiegsklasse выглядит приличнее. Немцы не афишируют свой алкоголизм, не слоняются по улице подшофе. Сейчас я живу где-то между «Монако» и «Дровами» и сполна насмотрелась на толпы страждущих, собирающихся там к десяти. Но даже с учётом всех этих рюмочных, Чепецк отстаёт от Лойна по числу кафе, если считать на душу населения. А в барах немцы чаще пьют пиво безо всяких сухариков, орешков и тем более сушеной рыбки.




Это вообще свидание или собеседование?

Однокурсник Йерг пригласил меня на свидание. Неделю ходил вокруг да около, выясняя что я делаю по вечерам и свободна ли. Но бросьте думать, что это было романтично! Ощущение, словно у кавалера в голове был опросник на десяти листах, которому он скрупулёзно следовал. В Чепецке при собеседовании на работу мне задали меньше вопросов:-) Несколько других встреч уверили меня, что свидание в Германии — штука скучная. В Чепецке я снова вспомнила что такое романтика, что мужчина может взять оплату на себя и вообще готов на милые вещи ради девушки.
Семейные отношения тоже специфичны. Даже в браке немцы как бы остаются «сами для себя». Разные кошельки и счета, разные спальни и одна общая. В Германии феминизм скорее победил, чем проиграл. Но при этом немки не позволяют себе одеваться на работу откровенно, если только не заигрывают с кем-то. Да, кстати, об однополых отношениях. Их обилие — не только российская пропаганда. Видела даже в немецком «захолустье».




Грязь и мусор

В любое время года, в любую погоду можно целый день колесить по Лойна, а машина так и останется чистой. Коммунальный службы работают скорее незаметно, чем перманентно драят тротуары. Но результат в сравнении с Чепецком разительно отличается. Я вспомнила, что любые осадки означают грязь на улицах. Что город может быть завешан рекламой, что прохожие запросто на ходу бросают мусор. Что мешки с отходами могут бросить из окна. Что улицы могут быть такими серыми, и человека может окружать такое ощущение общей неустроенности.
Я никогда не увлекалась разглядыванием архитектуры или слежкой за коммунальщиками. Поэтому не знаю в чём дело: в менталитете, в лени работников ЖКХ, в коррупции, в культуре или ещё в чём-то.


Для иллюстраций использованы снимки немецких и чепецких пользователей Instagram: futurego_sachsen_anhalt, 0xaffe, skyhotel_merseburg, phil_laymon, mu_drakker_, dmitry_rakintsev, globesplit, ybuyan, ollli_ko, ivan_baturin, inori_sonera, alex_1.4.16_, _egor_olegovich_, ufa_talentbase, 111xin, freude_am_leben, shu_elen, marisha_utrobina, katyamoshkina, mcschwammal, kretsche1986, nastyshik_k, pab_tri_lva, vyacheslchulkin, metalcoregirl96, cudrigo.fotodesign, heinrichbabette, alexandrshulepov, nastyshik_k, dropsy01, hitmo.ru, gopro_tarbeev.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Pooshkin 13.10.16, 15:09
Наше лучше....^_^
img
dorian 13.10.16, 16:51
Ага, пусть Чепецк и помойка, зато родная.
img
2 ДШЗ 13.10.16, 17:00
наши девушки, самые красивые
img
scheff... 13.10.16, 17:27
Пересекался с немцами в далёком 1985г.(Молодёжный центр отдыха Бургас в Болгарии) Несмотря на то, что сам люблю порядок во всём, ихний ОРНУНГ меня достал хуже горькой редьки. Мутные они какие-то. Неспособны на бесшабашные поступки. Даже влюбляются и женятся, мне показалось, по расписанию.
img
VAFW 13.10.16, 18:55
Надо наказывать  за мусор  и пожестче.  Во всех  странах  с "демократией" очень  развита система наказаний, а т. к.  немцы еще  и  законопослушеы - вот  и порядок. 14,5 тыс по нашим меркам  и не  город  , а скорее поселок.
img
VAFW 13.10.16, 18:57
Город наш симпатичный.  А в том что  грязь, сами виноваты.
img
Aliman 13.10.16, 19:28
Разница культурных слоёв и уровня жизни.Социалки у нас нет вообще. У нас- все против людей,там наоборот
img
Analitik1982 13.10.16, 21:06
Классная статья, замечательный фоторяд!
img
Миш@нЯ 14.10.16, 10:34
Aliman:
Разница культурных слоёв и уровня жизни.Социалки у нас нет вообще. У нас- все против людей,там наоборот

Полностью поддерживаю. У нас все против людей. Власти пофиг, хотя сами же живут здесь. Такое чувство, что им самим приятно жить в грязи, мусоре и разрухе. Элементарно навести чистоту в городе: убрать песок с дорог и тротуаров, заделать (хотя бы) ямы, подстричь газоны, а где вытоптано сделать дорожки, отремонтировать фасады домов в старой части города, наладить освещение и ликвидировать весь Шанхай с первых этажей по пр. Мира. И город будет выглядеть совсем иначе.
img
chrom1501 14.10.16, 11:52
А,почему вернулась.Судя по комментарию там лучше.
img
Aliman 14.10.16, 13:10
в гости приехала
img
Illarion 14.10.16, 15:36
Прочёл и тащусь, потому што
В Неметчине чисто, но скушно,
Мущщинки за тёток не плотють,
Под ручки друг с дружкою ходють,
Всё делают по расписанью
Без наших душевных метаний,
В тихушу сидят по пивнушкам,
Ещё и стучат друг на дружку.
Пусть прянично там и цивильно,
Пускай их там кормят обильно,
Пусть пьют из красивой посуды,
Я тоже бы съехал оттуда.
img
sanni 14.10.16, 16:44
Ха, а почему фото ЗМУ выложили для сравнения? Для большей контрастности можно было и другой заводик снять. Фасады домов на мира и кирова покрасить не можем( похоже" дорого"), и единую стилистику оформления магазинчиков. Уже бы краше было.
img
INGENEGR 14.10.16, 17:12
Миш@нЯ:
Полностью поддерживаю. У нас все против людей. Власти пофиг, хотя сами же живут здесь. Такое чувство, что им самим приятно жить в грязи, мусоре и разрухе. Элементарно навести чистоту в городе: убрать песок с дорог и тротуаров, заделать (хотя бы) ямы, подстричь газоны, а где вытоптано сделать дорожки, отремонтировать фасады домов в старой части города, наладить освещение и ликвидировать весь Шанхай с первых этажей по пр. Мира. И город будет выглядеть совсем иначе.
Это вы сейчас описываете европейский путь развития, где главный критерий власти, не уворуй. У нас же власть это собака, которая кусает народ бегая по улицам, а там она сидит на привязи и служит людям. Пока мы не выберем европейский путь развития, не будет ни фасадов не дорожек не газонов.
img
INGENEGR 14.10.16, 17:15
Миш@нЯ:
Полностью поддерживаю. У нас все против людей. Власти пофиг, хотя сами же живут здесь. Такое чувство, что им самим приятно жить в грязи, мусоре и разрухе. Элементарно навести чистоту в городе: убрать песок с дорог и тротуаров, заделать (хотя бы) ямы, подстричь газоны, а где вытоптано сделать дорожки, отремонтировать фасады домов в старой части города, наладить освещение и ликвидировать весь Шанхай с первых этажей по пр. Мира. И город будет выглядеть совсем иначе.
За Шанхай на Мира, держи краба
img
Vitoc 14.10.16, 23:15
Просто мы другие...
img
Vitoc 14.10.16, 23:17
А как ликвидировать Шанхай? А если у Вас отберут недвижимость?
img
Barabasha 15.10.16, 01:29
Vitoc:
Просто мы другие...

Какие? В чем именно другие?
img
SonicTheHidgehog 15.10.16, 18:07
Barabasha:
Какие? В чем именно другие?

В том, что у нас mein Land заканчивается на пороге квартиры.
img
vz 15.10.16, 18:25
Там закон соблюдают, потому что штрафы конские, и следят, чтобы эти законы соблюдали. Выдрессированы, если можно так выразиться
img
IronIzer 16.10.16, 09:18
Зацепился за фразу: "Хотя в чужой стране понятие «моногорода» не в ходу, в нём просто нет смысла из-за других расстояний между населёнными пунктами и иной бюджетной системы". Заинтересовала та самая бюджетная система. Там бюджетное законодательство построено по такому же принципу что тому, кто их заработал, оставляют крохи, а все остальное уходит в Берлин? Берлин жирует, срезая новый асфальт и укладывая брусчатку, потом выковыривая брусчатку и укладывая плитку, а в Лойно, как и у нас думают не о том, как объехать ямы на дороге, а через какую из них можно проехать с меньшим ущербом для машины?
img
sergv 16.10.16, 10:05
IronIzer, ты через строчку читаешь что ли? В статье же написано, что иная бюджетная система.
img
IronIzer 16.10.16, 13:19
Я уже понял, что воскресное утро не самое удачное время для восприятия сарказма.
img
bensan58 16.10.16, 15:27
А почему на последней фотке крыши домов синие? Насколько мне известно, там просто оцинкованный профнастил.
img
ВасяБуров 16.10.16, 22:05
bensan58, это отраженный свет так играет. По утрам когда, ночи холодные, роса  или после не большого дождя, крыша мокрая. Всегда так презентабельно выглядит.
Таким образом крыша из нашего профнастила какой-то период времени час-два, выглядит как новёхонькая и как будь-то в отличие от naturel немецкой черепицы,  сделана из супернаноматериала.  
img
zefs 16.10.16, 22:17
Все это напомнило мне старый анекдот.
Сидят два червяка в куче навоза. Сын и отец. Спрашивает сын у отца.
- Пап, а хорошо жить в яблоке ?
- О, да сынок. Свежий сок всегда. Не жизнь, а рай.
- А в персике, хорошо жить ?
- О, еще лучше чем в яблоке. Сочная свежая мякоть тебя окружает везде. Просто сказка.
- Дак почему б.ядь мы живем в куче дерьма ?
- Понимаешь сынок, есть такое слово Родина. А Родину не выбирают.
img
Наталья Зверева 02.12.19, 19:07
Illarion (14.10.16, 15:36), браво!