История пишется быстро: десятилетие перемен

25.11.21, 14:03

От тысячи до полутора в год — незыблемая величина, показывающая уменьшение численности Кирово-Чепецка. Вся трагичность динамики прослеживается только на значительном промежутке времени: в современной истории наш город лишился каждого третьего жителя. Казалось бы, это не могло не сказаться деструктивно на тех, кто остался, на качестве жизни и среды.
Однако… качество городской среды улучшилось за десятилетие существенно. Конечно, во многом изменения касались коммерческой недвижимости. Но не только: и до появления национальных проектов в Чепецке стали ремонтировать дороги, вводить в строй детские сады, занялись здравоохранением.

Не верите, что перемены видны? Посмотрите на осенне-зимние снимки десятилетней давности, что мы собрали для вас!

Что не говори, но торговые площади — самое заметное изменение. Каждый год и всякий раз чепчанам казалось: ну куда уж больше, зачем столько магазинов? А их всё продолжали и продолжают строить и реконструировать. Впрочем, кто сказал, что их число так уж избыточно? Рынком управляет спрос, проходят смену форматы торговли, укрупняются площади, меняется позиция делового центра города.
На снимке — почти готовый ТЦ «Пирамида», занявший перекрёсток у микрорайона 21 и Боёво. Разве он казался таким уж излишеством для части города, особенно не избалованной магазинами? Разве сейчас внутри так уж много пустующих позиций?

С ноля до четырёх выросло за считанные годы число торговых центров у улицы Володарского. И хотя архитектурно новые строения ничем не выделяются, но перемены пошли на пользу микрорайонам — вид улицы сделался более целостным, чем с пустырями.
Самым удивительным оказалось здание, которое только-только начали тогда строить. Собственник вложился в строительство немаленькой парковки и сопутствующее благоустройство. Говорят, что у владельца была мечта устроить в Чепецке большой магазин сантехники с адекватным выбором. Но когда идею удалось воплотить, спрос на такие товары существенно уменьшился: сначала за этими товарами ездили в Киров, а потом наступила эра интернет-торговли. Поэтому здание пустовало пять лет и только недавно получила первого арендатора.

Пока по одной стороне улице строительство только начиналось, на противоположной оно близилось к завершению. «БУМ», кстати, в то время тоже не казался чем-то ненужным. Числом торговых точек девятый микрорайон не блистал. Удобство с появлением нескольких магазинов увеличилось: хорошо иметь продукты, бытовые товары и услуги в пределах нескольких минут пешком.

Универсам № 3 в седьмом микрорайоне с советских времён изменился основательно. К сожалению, в худшую сторону. Как и многие места, имевшие прежде большие и красивые витрины, магазин лишился их. А переднюю часть фасада просто завесили баннерной тканью. Конечно, это значительно дешевле, чем заниматься поддержанием состояния. Но в облике здание потеряло существенно.

Как, оказывается, пустынно и сиротливо выглядел проспект Россия до появления на нём двух новых домов и крупного продуктового супермаркета! На месте сегодняшнего «Магнита Семейного» располагалась платная парковка. Распахнутые ворота и ледяной вал на въезде недвусмысленно намекают, что дела у этого бизнеса не спорились.
Решение построить там магазин было не просто удачным, в каком-то смысле — судьбоносным. Именно с его появлением началось формирование нового общественно-торгового центра вокруг проспекта Россия. Недвижимость остаётся самой ликвидной и сегодня.

Пример того, как много решает локация. Как много всего успело поменяться внутри аккуратного здания «Садко»! Безуспешная попытка воскресить одноимённое кафе, потуги открыть там несколько продуктовых магазинов. Последней из здания съехала «Пятёрочка».

Формат, который своё исчерпал. В 2010-е годы на рынках ещё кипела классическая жизнь с картоночками, на которые можно встать при примерке и «мы посмотрим и вернёмся».
Но, конечно, формат себя изжил и каких-то идей по тому, как можно подарить жизнь пустынному лабиринту ларьков и павильонов у владельцев пока нет.

Строительство второго многоквартирного дома на улице Комиссара Утробина. Оба здания заняли пустовавшие фундаменты несбывшихся высоток, чье строительство планировалось давным-давно.
Дома органично вписались в вид девятого микрорайона. Правда, квартиры там продавались чертовски дорого и может быть оттого — долго.

Изменения происходили в Чепецке не только в части делового и жилищного строительства. И происходило это до появления национальных проектов — предшественники сегодняшнего руководства города находили возможности менять город, когда государственная казна не отличалась особенной щедростью. Список внушает: в этом десятилетии достроен ледовый дворец, лыжно-биатлонный комплекс, центр культурного развития. Введены в строй два детских садика!
На снимке, кстати, начало строительства детсада № 8, состоявшегося благодаря компании «Уралхим». Строительством занимался КЧУС и справился быстрее, чем недавно шли работы с яслями. Здание было отстроено всего за полгода, ещё столько же (с учётом зимы) потребовалось, чтобы закончить работы по благоустройству прилегающей территории.

По зимним снимкам и не скажешь, насколько плохи десять лет назад были дороги. А мы напомним: в крупных ямах были даже центральные улицы и проспекты. И нужно было постараться, чтобы найти дорогу со сносным покрытием. Сейчас ситуация изменилась в корне: большая часть улично-дорожной сети находится в норме. Хотя и работать есть над чем: углубляться на втостепенные отрезки, обновлять успевшее износиться.
Самым же ярким примером произошедших перемен стала улица Братьев Васнецовых. Как грустно было тем, кто рисковал тогда проехать по ней (особенно в распутицу!). И насколько увеличился трафик по дороге теперь.

Сквер на улице Первомайской, десятилетиями ждавший ремонта. Сложно сказать, что хуже — его состояние тогда или его вид сейчас. Но будем оптимистами: объект обязательно доделают. И тогда, любуясь результатом, не захочется и вспоминать прежний его облик.

И ложка дёгтя. Есть вещи, которые качественно не изменились за десятилетия. Если не сказать — стали хуже. Несмотря на обновление части автобусных остановок, система общественного транспорта в городе устойчиво деградирует.

Ставьте лайк, если нравится материал