Как оптимизируется общеобразовательная система

10.07.08, 23:34 10 комментариев

В прошлом году была принята и начала действовать программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений Кирово-Чепецка на 2007-2009 годы.

Она рассчитана на достижение таких целей, как обеспечение полноты и доступности качественных образовательных услуг; повышение сетевого взаимодействия образовательных учреждений; развитие ресурсного обеспечения для организации профильного обучения за счет целевой концентрации всех видов ресурсов. О том, как реализовалась данная программа в минувшем учебном году, на июньском заседании городской Думы рассказал начальник управления образованием А.Л. Семейшев.

Межшкольные факультативы

В 2007-2008 учебном году на базе межшкольного учебного комбината была организована работа 19 групп по программам специальных профориентационных курсов "Выбор профессии через учебный предмет". В них обучались 216 учащихся школ города. Преподавание вели квалифицированные учителя различных учебных заведений. Финансировались факультативы за счет средств местного бюджета. В 2007 году выделено 68,8 тыс. рублей, в 2008 - 86,1 тыс. рублей. Итоги результативности такой формы учебы еще предстоит проанализировать.

Создание центра дополнительного образования одаренных школьников с начала нового учебного года переносится на январь 2009 года. Это связано с отсутствием финансирования трех необходимых ставок преподавателей. На сегодня подготовлен проект положения о центре, который предусматривает создание в нем профильных кружков, научного общества учащихся, организацию олимпиад и конкурсов проектных и исследовательских работ, профильные лагеря, психологическую поддержку школьников и родителей.

Углубляем и профилируем

Программа развития школы N12 как многопрофильной школы прошла процедуру утверждения и экспертизы. Реализуется план создания на ее базе образовательного центра. В частности, идет оснащение школы учебным оборудованием. В прошлом году получена интерактивная доска, поданы документы на оборудование кабинета биологии и приобретение еще одной интерактивной доски.

В текущем учебном году учащиеся восьми школ города имели возможность изучать 14 предметов на углубленном уровне, а учащиеся 10 образовательных учреждений - 12 предметов на профильном уровне. Наибольшим спросом пользовались предметы гуманитарно-лингвистической (52%) и физико-математической (28%) направленности.

Учителя тоже учатся

В 2007-2008 учебном году работало 24 городских методических объединения учителей, 8 проблемных групп. Их финансирование осуществлялось из средств городского бюджета. Проводится анализ результатов деятельности ГМО и проблемных групп.

Разработана основа портала сети образовательных учреждений, он размещен в сети. С сентября, когда будут открыты ставки инженеров-программистов, портал начнет свою работу.

Нацпроект "Образование"

В 2007 году три средних школы города стали победителями конкурса среди общеобразовательных учреждений субъектов РФ, внедряющих инновационные образовательные программы, - это гимназия №1, гимназия №2 и лицей. На их счет поступили федеральные средства, которые были потрачены на модернизацию материально-технической базы (2 492 610 рублей), приобретение лабораторного оборудования (36 420 рублей), программного обеспечения (213 369 рублей), повышение квалификации педагогических работников (257 600 рублей). В 2008 году победителем этого конкурса стала гимназия N 1, средства на ее счет пока не поступили.

В прошлом году трое учеников нашего города, отличившихся в учебе, были удостоены губернаторской стипендии. В нынешнем году новые имена пока не названы.

В 2007 году премией президента РФ были награждены 6 учителей из Кирово-Чепецка, премией губернатора - столько же. В текущем году, по предварительной информации, премию президента должны получить 18 учителей, премию губернатора - один человек.

Услугами сети Интернет у нас пользуются 15 общеобразовательных учреждений. Все общеобразовательные учреждения получили комплекты стандартного пакета программного обеспечения по дисциплине "Информатика и информационно-коммуникационные технологии". "Школы-миллионеры" 2007 года получили комплекты специализированных коммерческих программных продуктов.

В минувшем году школы Кирово-Чепецка продолжали оснащаться учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Всего было установлено 22 единицы пособий и техники на сумму 4 043 638 рублей. В 2008 году интерактивный аппаратно-программный комплекс установлен в школе №4. Девять школ подали заявки на участие в конкурсе по оснащению оборудованием. Каждая школа-победитель сможет получить не более одного комплекта оборудования в связи с изменившимися условиями конкурса.

В зеркале ЕГЭ

В нынешнем учебном году школу закончили 323 выпускника. Все, кроме одного, получили аттестаты о среднем общем образовании. Кирово-Чепецк может гордиться 26 золотыми и 25 серебряными медалистами.

Подведены итоги единого государственного экзамена по разным предметам. На "хорошо" и "отлично" сдали русский язык 74,7 % выпускников 11-х классов. Средняя отметка - 3,97, неудовлетворительных оценок - 10. Лучший результат принадлежит Наталье Талагаевой, ученице гимназии N1 (100 баллов).

Экзамен по математике на "4" и "5" сдали 60,9 % выпускников. Средняя отметка 3,66. Неудовлетворительную отметку получили 37 человек. Лучшие результаты у лицея - 4,84 балла. Самый высокий балл получила Екатерина Горохова, гимназия N1 (84 балла).

Среди предметов по выбору, где экзамен проводился в форме ЕГЭ, чаще других выбирали обществознание, биологию, географию, физику. Казавшийся не очень сложным предмет "география" на "4" и "5" сдали только 21,6 % учащихся, восемь получили неудовлетворительную оценку. По всем остальным "неудов" нет. Наиболее высокие проценты хороших оценок по английскому языку (100 %), химии (97,1 %), обществознанию (87,1%), биологии (82,9 %).

Подготовила С. Патрикеева


Уровень образования. По факту

Когда родители сегодняшних выпускников оканчивали школу, случаи появления медалистов были крайне редкими. Как правило, это один-два выдающихся ученика, далеко не в каждой школе и не каждый год. Сегодняшнюю ситуацию с десятками медалистов во всех учебных заведениях, "с ростом показателей ежегодно" вряд ли тогда можно было вообразить.

Совсем не потому, что поколение родителей было глупее, и уж вовсе не по причине менее квалифицированных учителей. Просто сегодня мы пытаемся догнать и перегнать не Америку (у западного образования мы как раз берем все, в чем оно давно разочаровалось), а известные братские республики России, которые давно и традиционно были безоговорочными лидерами по количеству медалистов. Одним словом, нормы образования мы заменили на рейтинговые показатели.

К началу выпускных экзаменов в школах канал "Вести+" показал цикл интервью, посвященный образованию в России. Вначале, конечно, были рейтинги: по уровню высшего образования Россия занимает 23-е место в мире, где-то между Бразилией и Тайванем.

В качестве выяснения причин такой незавидной позиции московскими журналистами совместно с Мосгордумой было предпринято исследование каналов покупки дипломов. В ходе эксперимента был обнаружен Всемирный технический университет, который за год выдавал около тысячи дипломов. Располагается он в трех комнатах, где нет ни преподавателей, ни студентов. Но есть государственная лицензия и аккредитация. Один из профилей "дипломированных" специалистов - авиа- и ракетостроение.

Скорее всего, это высшее учебное заведение работает по распространенной схеме - нанятые преподаватели со степенями выезжают по адресам самой разной удаленности от столицы и за оговоренную ранее плату начитывают академический минимум всем желающим. Желающие эти совсем не обязательно должны быть ракетчиками. Диплом психолога или дизайнера, например, сегодня вполне можно получить за две недели. Если постараться, можно и на юриста или социолога замахнуться.

Вспоминается, как год назад на одну научную конференцию к нам в город приехала группа преподавателей вузов из областного центра, и одна из делегаток гордо объявила собравшимся провинциалам, что ведет двенадцать дисциплин! Представьте теперь, что этой преподавательнице надо проверить курсовые работы студентов по всем двенадцати предметам… Понятно, что ни о какой исследовательской или научной работе, да просто об образовании в этом случае речи быть не может. Но ведь пройдет всего несколько лет, и студенты этой дамы станут называться специалистами. Придут работать в школы, отделы кадров, социальные институты, будут делать будущее страны. Вместе со всеми, кто сегодня покупает контрольные, курсовые, дипломы... Список можно продолжать значительно дальше институтской учебы.

В конце 70-х появилась пьеса, наделавшая много шума на театре. Она глубоко возмутила самых принципиальных педагогов СССР. Драма А. Каца "Разговоры в учительской, подслушанные Колей Апраксиным лично" рассказывала нехитрую историю школьного непоседы, которого поставили для перековки в учительскую комнату. За день он не столько выслушивал увещевания учителей, сколько оказывался невольным свидетелем не самых педагогических проявлений своих наставников.

Сегодня ситуация, похожая на ту, что породила "Колю Апраксина", назревает снова. Только современная школьная история будет рассказывать уже не о том, что узнают дети об учителях (чем тут сегодняшнего школьника удивишь?), а должна будет вскрыть причины, по которым показатели успеваемости зашкаливают за все разумные нормы. Это уже будет пьеса не про учителей, а про преподавателей, которым важны скорее не дети, а бонусы.

Самое первое и очень важное значение слова "уровень" - описание прибора для измерения горизонтальности и малых углов наклона. Любой выпускник средней школы (не медалист) должен понимать, что на близком расстоянии этот уровень наклона может быть практически незаметен, а вот по мере увеличения пути может набрать основательный угол падения.

Мы можем сколько угодно наращивать показатели "по медалям", но рано или поздно эти данные трансформируются в вопрос "во что прорастают армии наших медалистов?". Неизбежно.

На бытовом уровне лет через десять-пятнадцать сегодняшние выпускники начнут сравнивать успехи своих одноклассников, кто-где. А на гражданском, на городском - уже сегодня, посчитав вал медалистов, который с начала перемен уже должен перевалить за тысячу, спросим себя, во что реально вылился этот сверхпоказатель?

Большая масса немедалированных выпускников традиционно идет в продавцы, водители, строители и другие, очень нужные профессии, которые обустраивают нашу каждодневную жизнь. Действительный уровень образованности и воспитанности этих ребят легко проверить, зайдя в любой магазин (в редкой кассе вы не услышите: "ложите сюда" или "вас много, а я одна"). Можно проанализировать, что слушают и не стесняются предлагать пассажирам водители автобусов и такси. Наконец, в субботний день можно просто пройти по улицам города, зайти на какую-нибудь рекламную акцию какого-нибудь магазина.

В прошедшую субботу один новый гастроном г.Кирово-Чепецка подарил горожанам живой концерт местного эстрадного ансамбля. К ужасу жителей соседних домов концерты эти, похоже, станут еженедельными. Для собственной безопасности на встречу с живым звуком можно не ходить, поскольку мощь аппаратуры такова, что слова любимых песен сегодняшних 40-летних бизнесменов и все неточные ноты певцов легко преодолевают расстояние в 500 метров во все стороны света.

Разгоряченных разливными и баночными напитками зрителей и любителей шашлыков слышно тоже очень хорошо. Музыканты заканчивают популярную на танцах 70-х песню.

ЗРИТЕЛЬНИЦА: Парни (идеоматическое выражение)! Молодцы!! Люди, (идеоматическое выражение) похлопайте! Вы что, (распространенная нелитературная связка слов), парни стараются, (связка), поют (связка)… Молодцы, парни (сложносочиненное идеоматическое выражение).

ЕЕ СПУТНИЦА: (не слышно, но, видимо, пытается умерить восторг напарницы)…Я тебе сейчас (идеоматическое выражение, означающее угрозу сильного физического воздействия)…

ЗРИТЕЛЬНИЦА: (череда идеоматических выражений, означающих, что любовь к искусству ничем не истребить).

СПУТНИЦА: Ты че (связка) орешь! (Дальше не слышно)

ЗРИТЕЛЬНИЦА: Я никого не боюсь (связка)!!! Парни поют (литературный русский язык отдыхает)…

Этот диалог возобновлялся после каждой песни на протяжении трех часов. В середине субботнего летнего дня он беспрепятственно разносится по окрестностям одного из центральных микрорайонов Кирово-Чепецка.

Может ли быть таким полярным разрыв между валом медалистов и жуткой ситуацией на наших улицах? Может ли среда, неуклонно теряющая цивилизационный и культурный уровень, порождать все больше и больше отличников?..

Беда в том, что те, кто рапортует о высочайших уровнях и неуклонном росте всего, чего хотите, сами в эти магазины не ходят, в автобусах не ездят и на вышеописанные концерты не заглядывают. Да и школы у них какие-то другие. Вот и получается, у них медалисты и 100-балльные тесты, а у нас… жизнь. Такая, какая есть. По факту. Второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров и 105-е место там же по уровню жизни.

Недавно познакомилась с молодым человеком, оканчивающим рубежный девятый класс. В разговорах об искусствознании выяснилось, что старшеклассник не знает, что такое йотированные гласные; в каком году была Великая Отечественная война; в какой стороне света находится Азия, а в какой Европа; кто такой Зевс; как определяется числительное века. С мамой мальчика написали наш год рождения и спросили, какой век, в ответ получили "восемнадцатый", утешить нас могла лишь вопросительная интонация…

По итогам экзаменов за девятый класс в школе сказали, что наш мальчик через два года вполне может рассчитывать на серебряную медаль...

Ирина Дегтярева
Газета "Кирово-Чепецк" №28 (222) от 10.07.2008

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Аноним 11.07.08, 08:01
Так и хочется спросить: Если ты такая умная,то что ты здесь делаешь ???
img
Walrus 11.07.08, 11:59
по математике балл низкий какой-то, три года назад к 100 приближался максимум
img
Аноним 11.07.08, 22:20
Да у автора (Ирины Дегтяревой) писанины очень много , что можно из неё особо отметить ?
Этот старшеклассник не знает, что такое йотированные гласные и как определяется числительное века  наверное это не самое главное это ему никогда не пригодится?
Можно спорить в сомнении полученных
медалей недавних выпускников.
Только одна позиция из школьного образования  не изменится годами это экзамены.
Как не стараются их изменить учителя-реформаторы сдавть их всёравно приходится как ЭГЭ так и не ЭГЭ.
Надо оценивать ученика не по будущим медалям,
а то что он сможет в реале использовать после школы в том же банке или химдыме


img
Аноним 11.07.08, 23:48
Какое к чёрту углубление и профилирование, если из первой гимназии идут к предметникам 8-й школы на репетиторство: химия-то в гимназии никакая... Если процветает передача репетиторства, огромные поборы, болтовня, что "для детей ничего не жалко"... Чаще всего это несут сумасшедшие дамочки от педагогики и от винта, для которых и один ребёнок - и тот рождён через жопу, и того для них много. Х... их слушать? Это мёртвая и ничего не давшая стране реформа. Что, Ломоносовых стало больше? Пушкины из той же гимназии выходят? Какие условия созданы для выбора, если репетиторство стало нормой жизни? Да никакие. Наглые, сволочные принципы "рыночных отношений в педагогиге", натаскивание на правильный ответ сделали учёбу скучной. Кстати, Пушкин по этой системе оказался бы в той же 8-й школе. Или заставили бы его родителей израсходовать все деньги на репетиторство...  
img
Аноним 12.07.08, 20:37
По АКТВ классный руководитель 1 гимназии расхваливала своих выпускников-медалистов.... и обмолвилась, что мол все они посещали дополнительно репетиторов!!!! Так нахрена тогда учителя в гимназии??? Они за что зарплату получают?!
img
Аноним 13.07.08, 23:26
Если этим учителям когда-нибудь придётся работать в частной школе, то слово "репетиторство" они забудут. Частник не позволит таскать деньги из своего кармана и портить имидж школы. Такой бардак - везде, где бесплатное государственное перемешано с возможностью подшабашить. В медицине и образовании совершено настоящее государственное преступление. А болтовня про реформы лишь прикрывает эту наглость. Уровень образования не поднялся, а что до медпомощи...
img
Евгений71 15.07.08, 09:08
Самое страшное китайское проклятье-Чтоб ты жил в эпоху реформ и перемен!-сильно сказано.
img
Аноним 24.07.08, 22:13
Всё автор свалил в одну кучу: проблему успешности, репетиторства, воспитанности. Знает ли автор, что очень !!! часто школьная программа и программа вступительного экзамена никак не стыкуется? что в этом случае делать? учитель должен согласно трудового договора научить школьной программе.
Что касается химии, то она в 8-й никакая, если один оболтус обратился из гимназии, то это не есть тенденция.
Думается, что автор статьи не анализирует проблему, а жалуется на свою жизнь, которая не сложилась. То город ей не нравится, то люди.
img
Аноним 01.08.08, 16:23
вы бы тут на 8 школу не наезжали - сам получил в ней образование и такого же уровня всем желаю, а в 10 классе к нам пришли трое "гимназистов" - литература и т.п. не спорю - очень хорошо, но химия и физика полные нули были. и если назвались гимназией - значит сразу круче обучать стали? не смешите мои подковы :)))
img
Аноним 02.08.08, 09:15
а вот на продавцов наезжать ненужно, уж какие есть, без продавцов первая бы завыла в три голоса )))