Держись, машинист

18.02.12, 13:20 62 комментария

Одной из важнейших вех в истории становления Кирово-Чепецка было решение Госкомобороны СССР: с 1941 года форсировать строительство отделения ТЭЦ-3. Обеспечение топливом возложили на создающееся Каринское торфопредприятие.
Страна, вступающая в войну, остро нуждалась в энергоснабжении эвакуированных заводов. А каринское месторождение считалось одним из крупнейших — 28,3 млн тонн.

Фактически работы по добыче начались уже в 1942 году. Мужчины ушли на войну, на полях трудились в основном женщины — «торфушки». Это была тяжелая ручная работа: она не прекращалась и в осеннюю непогоду, и в летний зной, и в весеннюю распутицу. В 1943 году люди отрывались от добычи только для того, чтобы поспать 4 часа, часто это делалось прямо там, на торфополях. Ручной труд доминировал над механизированным до 1947 года.



Строителям Каринторфстроя необходимо было обеспечить водоснабжение гидроторфа — торфа, размытого водой, высушенного и нарезанного на куски. Нужно было подготовить 500 га полей разлива, построить жильё для размещения рабочих, продолжить строительство железнодорожных путей.
Строились насосная станция, прокладывались каналы, водоводы, плотины. К 1944 году кроме центрального посёлка Каринторфа уже стояли второй и третий. Стройка объединила разные национальности: русских, татар, удмуртов, прибалтов, узбеков… Были и пленные — немцы, венгры, румыны, поляки.



Чтобы перейти полностью на добычу фрезерного торфа, нужно было ещё в период с 1955 по 1958 год превратить все поля разлива в поля добычи фрезерного торфа, то есть за эти три года подготовить 1000 га полей. Реконструкцией полей разлива занималось торфопредприятие, а подготовкой новых полей до 1956 года — контора торфостроя. Применялись уже экскаваторы, так называемые полировочные барабаны. В работу включились сотни механизмов для уборки фрезерного торфа.
С 1957 года предприятие полностью перешло на добычу фрезерного торфа, объём которой на тот год уже достигал 674 тысяч тонн.

В то время посёлок процветал. Были и дефицитные товары, и продуктами посёлки торфяников снабжались отменно. Так продолжалось до тех пор, пока следующим приоритетом правительства не стало строительство завода № 752 — Кирово-Чепецкого химического комбината.

Во времена перестройки предприятие переживало не лучшие дни. Второй и третий посёлки были частично эвакуировали и к двухтысячному году они практически полностью вымерли. В 2002 году торфопредприятие было преобразовано и вошло в состав ЗАО «Вяткаторф».
Техническая база и подвижные составы старели. Торф как топливо становился все менее выгоден. ТЭЦ-3 переходила на газовое оборудование. В 2011 году добыча торфа на Каринском участке полностью остановлена, пути, ведущие в сторону третьего посёлка — разобраны. А торф стали возить с участка Прокопья, что на 30 км дальше. Чуть позже стало известно, что вскоре железнодорожное сообщение полностью прекратится.


В пятницу, 17 февраля, Каринторф проводил в город последний состав с торфом.
Больше грузовые поезда ходить не будут. А 1 июля остановят и пассажирское сообщение.

Железная дорога, которая по праву считается городской достопримечательностью и привлекает даже иностранных туристов — любителей поездов — перестанет действовать. Закроется одна из важных страниц истории становления Кирово-Чепецка.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Sin 18.02.12, 13:24
:((

http://embed.z-music.ru/player">http://embed.z-music.ru/player" />
img
Fedos 18.02.12, 13:53
Мы конечно переживём эту потерю, но очень жаль...
Еще одно подтверждение, что деревня вымирает и власть не пытается изменить эту тенденцию.
img
Urtica 18.02.12, 14:14
жалко дорогу..
img
KTCP2 18.02.12, 14:32
народу наверно полно без работы останется
img
@lex@ndr 18.02.12, 16:25
скоро совсем забудут про деревню,жалко конечно но что сделать
img
ядовитыйкак 18.02.12, 17:21
последнее фото...как сказать не знаю... такое душевное, тоскливое что ли.
img
весарион джугашвили 18.02.12, 19:05
да сколько из детства воспоминай))) как в вагонах сидели и ездили к бабушке
img
Маrina 18.02.12, 19:13
=(
img
Kitty 18.02.12, 20:34
Печально(((
img
Маrina 18.02.12, 20:40
Даже в википедии про неё написано
  http://ru.wikipedia.org/wiki/Каринская_узкоколейная_железная_дорога
img
mulder 18.02.12, 21:18
свиньи чем вам помешала узкоколейка!! на чермете много не на хватаете сохраните уникальность ослы!!
img
Olga* 18.02.12, 21:29
очень жаль, даже не верится, что не будет этой дороги, не будет раскачивающихся вагончиков:(
img
Cesar43 18.02.12, 21:43
А  не получилось бы так: что имеем не храним, потеряем -плачем
img
Третий Питт 18.02.12, 22:13
жаль дорогу, уникальная, туристов привлекает - написано, а почему закрыли - не написано. Вообщем из статьи складывается впечатление, что власти не заботятся ни о каринторфе, ни о туристах.
Если бы она столько туристов привлекала, что на жизнь себе бы зарабатывала, то ее бы не закрыли. А ради двух-трех блоггеров раз в пять лет никто на это деньги тратить не будет.  Что-то никто не плачет, что по улице автомобили ездят, а не лошади.
img
ij 18.02.12, 22:38
жаль
img
oz 18.02.12, 23:23
Третий Питт, ви дурак?
img
vla_dim(ir)56 19.02.12, 07:11
И никто не решил продать, ведь мог бы купить какой нито дядя, не на чермет конечно, но пользы для... и не оборвалась бы ниточка
img
sania.tsе 19.02.12, 08:55
   Жаль
img
mainstay 19.02.12, 12:04
У многих притухнет "гнев праведный" когда узнают во что обходится обслуживание дороги, хотя бы за год.
img
Illigal 19.02.12, 16:27
было бы не плохо если бы вместо узкоколейки дорогу сделали до  Слободскова, хотя бы грунтовую глядиш востребовано будет правда мост надо новый
img
Vulkan 19.02.12, 17:15
Fedos:
Мы конечно переживём эту потерю, но очень жаль...Еще одно подтверждение, что деревня вымирает и власть не пытается изменить эту тенденцию.
img
Sin 19.02.12, 17:48
http://www.youtube.com/watch?v=Hqb0FlvlLOY
Дорога с точки зрения тепловоза ТУ-7А :)) Проехались сегодня на его передней площадке.
img
Farid 19.02.12, 19:23
жалко и паравоз и людей.
img
grez 19.02.12, 22:31
Можно всех поздравить со светлым будущим! Называется приехали.
img
green_sv 20.02.12, 00:05
Крикуны. Жалко всех, и что?  Необходимо обеспечить содержание подвижного парка, жел. дор. полотна, разьездов, в том числе в городе, лицензии, персоналв. За те копейки которые обесречивают пассажирские перевозки из Чепецка в Каринторф это невозможно. Предложите решение, хватит пи..ть.
img
Gromli 20.02.12, 11:14
Грин в чем то прав .
Я бы попросил РОО Чепецк.Ру оформить обращение к администрации от лица жителей города мы бы подписались на предмет экономической составляющий ЖД во сколько обойдеться содержание городу и по какой цене ее можно приобрести и уже после этого будем писать комменты
img
Sin 20.02.12, 11:21
Gromli,
оформить-то не проблема. Но чего вы именно хотите от администрации города? Выкупа имущества ЗАО "ВяткаТорф". Мы уже выкладывали примерную калькуляцию. За счёт каких средств будут потрачены эти 10 и выше млн рублей?
img
MACTEP 20.02.12, 12:15
Увы, нам, но почему на месте закрывшегося топливодобывающего комплекса не создать - пока всё нсть и работает - действующую музейную экспозицию - и тем самым уберечь налаженную структуру от тупого разграбления? Тем более, если не ошибаюсь,  в этих местах располагалась и страшная Каринская каторга, бежать откуда редко кто решался? Есть все предпосылки для создания исторического комплекса. Это-тактика. Есть и стратегия. Через, возможно 5 или 6 лет, а может и ранее, вновь окажется в фаворе торф, дрова и уголь, не столько, как как топливо, а как  сырьё для хим пром-ти. Но к этому времени все структуры для их добычи, а возможно, что даже и технологии окажутся добросовестно забытыми - не верите: у мириканцев, например, чертежи для "лунной" ракеты "Сатурн-5"-а это несколько ж/д составов с одной только бумагой - куда-то бесследно задевались - до сих пор не могут повторить ничего подобного.
img
Kirovets 20.02.12, 12:45
Да содержание узкоколейной железной дороги не дешёвое занятие, но не дороже чем гор транспорт тоже самый трамвай, узкоколейка это же не железная дорога широкой колей тут расходы намного меньше. По сути все пассажирские перевозки по железной дороге электрички, трамвай убыточны всё это компенсирует область или город. Да если даже было бы дёшево городская администрация всё равно наверно открестилась от этого, зачем им дополнительная головная боль. Если посмотреть в России и странах СНГ есть такая практика, не чего живут даже в forbes попали)

http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/54724-railway/slide/1

Sin, спасибо за видео!
img
eloom 20.02.12, 12:51
Плохо, что оч.много осталось равнодушных людей по этому факту. Ведь это история нашего города, все извиняюсь"про...ли". Разрушить и потерять легко, а воссоздать заново, в наше время, практически не реально.
img
Aleksandr-76 20.02.12, 21:32
А о людях живущих  в Каринке не подумали.Ведь это вроде как район города.
img
O.Bender 21.02.12, 09:53
с железной дорогой как и с разработками торфа вопрос к сожалению закрыт и вряд ли найдется человек которые сможет в данной ситуации изменить этот ход событий. Вопрос сейчас в другом. за летние месяцы должны построить понтонный мост.  Но скажите мне ,кто нибудь представлял себе каким образом данное сооружение будет эксплуатироваться в весенние месяцы , когда будет ледоход, а осенью когда шуга (первый лед) пойдет. По правилам эксплуатации в эти периоды мост необходимо вытягивать на берег. И каким образом жители Каринторфа будут добираться до города.Само понятие понтонный мост хорошо описано в ВИКИПЕДИИ - "Основное применение понтонных мостов — организация временных переправ через водные преграды при аварии или на время ремонта постоянных мостов, в военном деле, при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций". Так может быть кто нить из власти сможет объяснить , что же из вышеуказанного сподвигло на возведение именно понтонного моста.
img
Кум 21.02.12, 10:22
Предлагаю сделать в Каринке музей из депо и пустить туда трамвай!!! Дорогу не нужно будет разбирать, а наоборот трамвайный парк организовать рядом с музеем. Трамвайные пути провести по набережной и замкнуть их в Боево через Заринцы.   получится кольцо, которое будет пользоваться огромной попцулярностью у горожан, ибо можно будет ездить и в ТЭЦ и в огороды и на пляж и по городу и в Каринку , а после постройки автомобильного моста, в каринке создать коттеджный поселок, это будет круто!!!
img
IronIzer 21.02.12, 10:27
Хорошие вопросы     O.Bender, но заданы не по адресу. Можно бы задать их инициаторам данного прожекта - нашей любимой администрации. Только не ответят они вам, потому что ответ здесь очевиден, и вряд ли они захотят озвучивать его. А сподвигло их, по моему скромному мнению, не менее скромное желание поиметь копеечку малую от бюджетных денег на весенне-осеннюю сборку-разборку этой чудо-переправы, которые городской и областной бюджет будут вынуждены выделять.
img
pawel 21.02.12, 19:41
Кум, трамвай к сожалению не покатит, у него колея шире. А для попила бабла предлагаю заказать в кетае НАДУВНОЙ мост.(шутка такая невесёлая ха-ха)
img
Кум 22.02.12, 14:05
Колея х... это вопрос второй, главное принципиальное решение. Тем более что где торф, там и нефть, Со временем появится ОАО Вятнефть, НГДУ "ЧЕпцанефть" и точно также будет нужен и поселок и тупи сообщения, заодно и Слободской можно будет подтянуть.
img
Bluetooth 22.02.12, 15:11
можно сказать, что без узкоколейки я бы на свет так и не появился (отец родился на втором поселке)... а места какие грибные там!!! хоть бы для туристов или в качестве сообщения со Слободским оставили...
img
Sin 22.02.12, 15:37
Кум,
где торф - там и нефть.
Чистейшая правда! С одной поправкой: должны пройти миллионы лет.
img
Кум 22.02.12, 17:05
Да гори все синим пламенем. Где бы не работать, лишь бы не работать....
img
Вера 22.02.12, 18:28
в Каринторфе отдыхаешь душой: сосны, простор.... не чувствуется что находишься в нескольких километрах от города.  
img
Kirovets 22.02.12, 19:13
Не насчёт трамвая это через чур и дороже содержать и работы много по перешивку колей и установки контактных столбов. А тепловоз заправил, отвёз и привёз и всё, в этом и фишка что нет не где больше такого городского транспорта.  Тут была похожая ситуация в 2000, но участок дороги сохранили, осталось пассажирское сообщение регулярное и туристическое  - http://www.banitis.lv/rus
Да вот это самое интересное что будет с людьми когда не будет понтонной переправы? Мост нормальный строить не хотят, а железную дорогу разберут, всё для людей....

img
Elfinka 22.02.12, 19:33
если дорогу всё же будут разбирать и закрывать, то, может быть, стоит хотя бы оставить часть, как исторический памятник? Скажем, поставить тепловоз с парой вагонов у переезда в 7-ом, или в другом месте. Как в Кирове, на Воровского, поезд стоит) ну а так, конечно, жаль.
img
Кум 22.02.12, 20:26
Нужно мыслить не местническими мерками, а по большрму счету и не стоит считать деньги, которых нет и не будет, потому что боитесь всего, как бы что не случилось и пусть все рушится и разваливается, лишь бы моя хата с краю была и ни кто не потревожил. Вятские люди хватские....
img
nuinu 22.02.12, 21:53
Можно же было ж/д мост переделать в автомобильный, с одной полосой и грузоподъёмностью под Газель. Сделать сразу же съезд с насыпи и соединить с дорогой, которая идёт от парома, это всего 1-2 км. И эта дорога с Каринторфом работала бы примерно 11 месяцев в году!!! сравните с эксплуатацией будущей паромной переправы!
img
Sin 22.02.12, 22:28
nuinu,
вы опять за старое? вам снова привести экономическое обоснование нецелесообразности переделки в автомобильный мост? Или лучше сразу рассказать о технической НЕВОЗМОЖНОСТИ это сделать?
img
Dr. Pilulkin 23.02.12, 10:02
интетересно если сейчас нет денег то от куда они возьмутся в 2024 году когда планируется строительство прямого моста на киров?
ох уж эти выборы....
img
vv 23.02.12, 16:46
Sin: Мы уже выкладывали примерную калькуляцию. За счёт каких средств будут потрачены эти 10 и выше млн рублей?

За прошлый год горадминистрация сэкономила 30 (тридцать!) млн рублей. я спрашивал, куда ушли эти десятки миллионов. Никто так и не ответил. Сдаётся мне , что на премии нашим бездельникам из горадминстрации, сами догадайтесь, кому.
Если это так, это фактически преступление против жителей города. В каком состоянии тротуары, дворовые территории. Передачу улицы 60 лет под областную эксплуатацию фактически просрали, в носу проковырялись, в одноклассниках просидели... Кто должен по должностным обязанностям чистить от мусора по весне городские территории (леса)? Молодёжный центр (Зеленеев-?) Они из года в год в мусоре. Ладно, Чеканов уже успел уйти. А Жилин с замами куда смотрят? А Крешетов? Вы все на своём месте? Слов нет, одни буквы.

img
Sin 23.02.12, 17:15
vv,
не вижу взаимосвязи между оптимизацией расходов бюджета и выкупом, ремонтом и содержанием узкоколейной железной дороги.
Для вас слова "сэкономила", видимо, означает, что что-то не было куплено\построено, а на самом деле речь идёт об оптимизации расходов.
Между тем, речь шла о 2010 году, когда принимался дефицитный бюджет. Это означает, что расходы превышают поступления, поэтому "экономия" уходит на покрытия дефицита.

Вам, видимо, хочется видеть во всех воров, не разбираясь при этом в самом вопросе. Поэтому и "бюджет" представляется открытым ящиком, из которого можно прийти, взять - и никто этого не заметит. То есть представления правильного нет совсем.
Поэтому никто ни не стал отвечать, видимо. Зачем переубеждать убеждённых недовольных? Вы же будете уверены что правы, будете и дальше считать свои права ущемлёнными.
Так и считайте, вольному - воля.
img
The_Triko 24.02.12, 08:54
Я вот думаю, что после закрытия и разборкт железной дороги останется сквозной проезд через весь город с несколькими мостами. Нужно хотя бы его с умом использовать. Закатать асфальтом и присоединить к основным дорогам.
img
IronIzer 24.02.12, 09:25
The_Triko, вы наверное, с Кумом одинаковые таблетки принимаете. Уж очень клиника совпадает.
img
Кум 24.02.12, 10:56
Ironizer, да всё правильно, убрать все сообщения с Каринкой и не ломать голову, пусть там выживают как хотят. Оставить там одного участкового полиции на всякий случай. А остатки дороги и мостов сами развалятся со временем. Считай, не считай деньги, а с такой тормозной командой   ни хрена не получится.
img
IronIzer 24.02.12, 13:35
Кум:
Считай, не считай деньги, а с такой тормозной командой   ни хрена не получится.

А что именно должно получиться по твоему? Кольцевая ж/д или трамвайная, как ты предлагаешь + музей ж/д транспорта в качестве балласта? А кто против? Есть только два ма-а-а-леньких вопросика: для кого все эти даже уже не сотмиллионные, а миллиардные траты? Думаю, если бы тебе было известно такое понятие, как технико-экономическое обоснование, проведение которого является обязательным условием для принятия решения о строительстве любого объекта транспортной инфраструктуры, то ты бы такую ахинею не нес. И второй вопросик: из чьих карманов будут финансироваться ваши с  The_Triko прожекты? Если из ваших собственных - флаг вам в руки, я только "за". А то прожектеров за чужой счет у нас и в администрации хватает
img
Свой 24.02.12, 14:44
The_Triko:
Я вот думаю, что после закрытия и разборкт железной дороги останется сквозной проезд через весь город с несколькими мостами. Нужно хотя бы его с умом использовать. Закатать асфальтом и присоединить к основным дорогам.


не бывал похоже уважаемый Трико в том районе. ширина основания оврага там метров от 6 до 10 максимум. вечная свалка по откосам от гаражей и высота сторон откоса метров до 6-8. как там организовать автомобильную дорогу? с ливневой канализацией, отсутствием места для уборки снега  зимой и др.проблемами решать которые не имеет никакой экономической и логической обоснованности.
img
The_Triko 24.02.12, 16:39
Бля. вы чего как бараны-то себя ведете. Люди в космос пол века назад слетали, а у нас дорогу сделать не смогут что ли??? Все можно сделать в лучшем виде, сквозной проезд через весь город...мечта а не проект. Лишь бы желание было и обоснование какое-нибудь, а там глядишь и программу региональную или федеральную под это дело можно получить или что-то в этом роде. Почему все надо в штыки принимать???
Железку разберут - это факт, но ведь с насыпью, которая через город проходит ничего делать-то не будут...тут и новые заезды в гаражи можно сделать и дополнительную дорогу в ТЭЦ и еще чего нибудь придумать.
img
Свой 24.02.12, 22:05
The_Triko:
Бля. вы чего как бараны-то себя ведете. Люди в космос пол века назад слетали, а у нас дорогу сделать не смогут что ли??? Все можно сделать в лучшем виде, сквозной проезд через весь город...мечта а не проект. Лишь бы желание было и обоснование какое-нибудь, а там глядишь и программу региональную или федеральную под это дело можно получить или что-то в этом роде. Почему все надо в штыки принимать??? Железку разберут - это факт, но ведь с насыпью, которая через город проходит ничего делать-то не будут...тут и новые заезды в гаражи можно сделать и дополнительную дорогу в ТЭЦ и еще чего нибудь придумать.


есть фантазии, а есть реальность, возможность и целесообразность. кто баран? тот кто фантазирует или тот, кто с точки зрения реальности оценивает вещи? про обоснование даже и написать нечего... насыпь, заезд в гаражи - улыбнуло...
img
Свой 24.02.12, 22:07
The_Triko:
... еще чего нибудь придумать.


у города больше проблем нет, закончились похоже, надо чего придумывать...
img
bsd 26.02.12, 23:27
Выложил 427 исторических фотографий  дороги.

http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist01.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist02.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist03.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist04.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist05.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist06.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist07.html
http://sbchf.narod.ru/15/karintorf_fotoist08.html (подписи скоро будут)

Скоро закончу написание большого текста, в том числе с очень жёсткими отзывами по поводу варварского уничтожения железной дороги.

Это  - гордость города, то, что делает его неповторимым (нигде больше подобного нет).  Нужно попытаться сохранить хотя бы небольшой участок в городской черте, возможно в  качестве детской железной дороги!

Есть такое в Кемерово, построена в 2000-х годах, потрачены миллиарды: http://sbchf.narod.ru/14/kemdjd.html

А Чепецке то же самое - уже готовое, строить ничего не надо!
А в Чепе
img
vv 27.02.12, 16:12
bsd прав ! Крешетов и Жилин, опомнитесь ! сохраните любой ценой эту жд, это живая история города, района и области. Выйдите с предложениями о софинансировании в выкупе и содержании в областное правительство.

В конце концов, Сергей Доронин, может вы с командой займётесь этой проблемой?! Правильно было ранее замечено в комментах: никакие понтонная переправа и автобусное сообщение не смогут к 8-00 утра доставить на работу в Чепецк 300-400 жильцов каринторфа. Тем более весной в ледоход и осенью в ледостав. Проблему так и не решила городская администрация!
img
Кум 27.02.12, 19:21
Железка отработала свое, это факт. Где  и когда удобней и выгодней делать  мост через вятку или Чепцу, это второй вопрос. Пока не будет производственной необходимости, ни кто ни когда денег не даст, хоть три флага будет в руке. Остаются люди в Карине? Издержки, кто бы их считал))))   Хана Чепецку с такими решениями!.  
img
Кум королю 13.03.12, 21:01
Каринку можно использовать как колонию-поселение и тогда все сохранится.
img
Svat 04.04.12, 00:15
Паровоз покрасить и на постамент на проспект на видное место)))) как БТР)))) Во- малые архитектурные формы, во декор города - все обзавидуются.....