«Трудно быть…» в Чепецке
Сегодня — годовщина со дня смерти младшего из братьев Стругацких, Бориса Натановича. Один за другим уходят знаковые писатели ХХ века, отразившие в своем творчестве главные черты своего времени, мечты и тревоги о будущем — том будущем, краешек которого уже коснулся и нас.
Есть три причины, по которым Чепецку особенно близки созданные пером мастеров миры.
Становление одного из первых в стране химических гигантов с ядерным уклоном похоже на волшебство. А как были, к примеру, чудны перспективы появления небольшой атомной станции только ради обогрева производства?
Впрочем, положительные герои у Стругацких тоже были — но не идеальные и не стерильные. Все они были яркими и узнаваемыми личностями, как и наши уже легендарные «отцы города и завода». Как безапелляционный и временами грозный Зверев, при появлении которого шептали «БП на территории!», или иногда бывавший навеселе Яков Филимонович Терещенко.
Стругацкие воспевали идеалы коммунизма в своих ранних произведениях. Их живым духом пропитан весь наш моногород настолько, что вытравить это ощущение вряд ли
А ещё Стругацкие ставили острые вопросы — и не давали ответов. Они приглашали к честному размышлению и вдумчивому анализу, и от этого порой становилось не по себе. Быть бесстрастным наблюдателем чужих проблем — или отчаянно и безнадежно броситься в гущу событий? Довериться неведомым и чужим, рискуя при этом не только своей жизнью — или быть последовательно жестоким, оправдывая свою жестокость тревогой о судьбах цивилизации?
Кажется, и сами авторы вместе со своими героями заходят в тупик неразрешимых моральных противоречий.
Говорят, что школьные программы надо обновлять более современной литературой. Есть мнение, что искусство для широких масс устаревает очень и очень быстро, и это — общемировая тенденция.
Однако фильм Алексея Германа «Трудно быть богом», выходящий на экраны через полвека после публикации романа, уже получил уважительную и неоднозначную оценку критиков и вызвал бурные споры.
Цез перерабатывал за год свыше 5 тыс. тонн урана.
Строил цех и затем лет 15 работал его начальником Хлопков Алексей Иванович. Цех постоянно реконструировался, на базе собственных научно-технических разработок, внедренных в цехе, Алексей Иванович защитил во ВНИИХП кандидатскую диссертацию.
Вторым после Алексея Ивановича начальником этого цеха лет 20 работал Абакумов Борис Николаевич, технолог цеха при Хлопкове.
Четыре цилиндра и красно-коричневое прямоугольное здание с шахтой - "зернистые" фильтры и контрольные фильтры из ткани академика Петрянова для очистки выбрасываемого из цеха воздуха. Степень очистки воздуха на этих фильтрах 99,9999 процентов! А может и больше - точнее анализировать воздух служба "В" тогда не умела. Что интересно - фильтрующим материалом "зернистых" были древесные опилки с лесозавода РСЦ. Дёшево и сердито!
Изменился дух времени, дух страны. Мотивы жизни и работы сейчас другие.
Возможно ветераны помнят дух жизни того времени, а молодые вряд ли. Да он им и вряд ли понятен, особенно поколению "Я-Я-Я" .
А в какие годы Вы были причастны к проектным работам по цеху 93?
Я в этом цехе работал с 1960 по 71 год. Вы, вероятно, знали Домрачева и Бевзенко?
Конечно же все это давно надо было разобрать и надежно спрятать, но - "денег нет и не будет!", как когда-то пошутил Вася Балахничев, вывесив такой плакат над дверью кабинета главбуха Шустова, человека экономного и недоверчивого до неприличия.
Василий Михайлович, например, лично приходил в цех проверять как хозслужба рубит списанную спецодежду, белье и обувь, чтобы лично убедиться, что она никуда не ушла, и только после этого подписывал заявку на новую.
Хотя сегодня такие дотошные и добросовестные контролеры - ой как нужны!
Но вернемся к теме. Дух и ауру Чепецка создавали не только работавшие на химзаводе, но и приезжавшие на химзавод и в город люди.
Сегодня самым большим начальником и благодетелем, что приезжают в город является Никита Белых, а городом руководит Крешетов, они задают тон жизни, ауру и дух города.
В наше же время нашими гостями и благодетелями были министры Славский и Листовский, академики Константинов, Александров и Кикоин, академики-директора ВНИИХП, ГИПХа, ГИАПа и другие не намного уважаемые. Один раз помню приезжал глава правительства России.
Академик Александров А.П. уже в должности Президента АН СССР считался научным руководителем химзавода, систематически бывал у нас, привозил и вручал награды и премии и был лобистом химзавода и города на самом высоком уровне. Этот человек заслужил мемориальную доску в городе и она оказала бы городу большую честь. Он имел во многих случаях решающее влияние на развитие химзавода и города.
Хотя Чепецк и назвался городом, но по сути своей он оставался городским поселком химзавода потому, что управление ЖКХ, детские ДДУ, торговля(ОРС) были структурными подразделениями химзавода и работали так и в таком духе как требовал от них директор Терешенко. Застройщик в городе тоже один был - ОКС химзавода и он строил город так, как решал тот же Терещенко. Горсовет оставался как бы в тени.
Правоохранительные органы, как у военных, тоже были "свои", с приставкой: спецпрокурор, спецсудья, спецмилиция, и они тоже работали прислушиваясь к тому, что им гоаорил Терещенко и систематически докладывали ему о своей работе. Я как-то попал на крюк спецментам, пришел к Якову Филимоновичу, поплакался, покаялся, он взял трубку и сказал: "Этого не трогать!" Уверен, что в ответ он услышал: "Есть!", потому, что ко мне они больше не приставали.
Сегодня город обходится "поющими трусами", а мы слушали Елену Образцову, Бориса Штоколова, Льва Лещенка, Евгения Мартынова и многих других популярных тогда певцов.
В Чепецк приезжали Гагарин, Волков и еще несколько космонавтов.
В Чепецке бывали хоккейные ЦСКА и "Динамо", а Тарасов и Тихонов пасли наших ребят и забирали их в свои команды, в городе росли мировыэ и олимпийские чемпионы.
Вернуть городу ту ауру и дух вряд ли возможно.