Профессия: «проездить» все дороги

11.10.14, 10:16 9 комментариев

Вопреки сложившейся традиции сегодняшний герой нашей постоянной рубрики не наш земляк. Сергей Болашенко родился и вырос в Москве. Большую часть своей сознательной жизни он посвятил изучению железной дороги. Сердцу исследователя оказалась мила и наша Каринская узкоколейка.


В каком возрасте появился интерес к железной дороге, Сергей определить затрудняется. Предполагает, что одновременно с умением хотя бы немного разбираться в устройстве мира, то есть где-то в три года. Логических объяснений этому нет — никто из родных никогда не работал на железной дороге и не испытывал к ней интереса.

Сергей Болашенко:
По узкоколейке я впервые прогулялся в 7–8 лет. Это была железнодорожная линия недалеко от села Кривандино в Шатурском районе Московской области. Вместе с дедом мы совершили восьмикилометровую прогулку от разъезда Бордуки до путепровода. Но этим дело не ограничилось: через некоторое время я смог «выпросить» вторую прогулку, теперь уже в другую сторону, от Бордуков до Шатуры — около 10 километров пешком.

Видимо, тогда и зародилась в детском сердце любовь к узкоколейным железным дорогам — Сергей проехал уже более трёх сотен, а посетил и вовсе больше тысячи, в том числе разобранных. Но было бы ошибкой считать, что исследователя интересуют только узкоколейки. Список уже посещённых объектов рельсового транспорта впечатляет.

Сергей:
Я поставил перед собой цель «проездить» (совершить поездку на подвижном составе, предназначенном для передвижения по рельсам) абсолютно все железнодорожные линии на территории бывшего СССР, включая трамвай и метрополитен. В идеале, должны быть проезжены все ведомственные линии, включая линии на закрытых объектах (ЗАТО, космодромы и прочее). Хотя и понимаю, что не всегда это реально.

Вообще говоря, Сергей — человек необычный. На его сайте собрано очень много информации о железных дорогах: около 150 тысяч фотографий и тексты, на изучение которых потребуется много времени. Практически половину времени он проводит в пути — в машине, поезде, а то и вовсе под открытым небом. Вот где могут поджидать неприятности, вплоть до попадания в азербайджанскую тюрьму.
На счету исследователя немало и зарубежных поездок, была возможность остаться жить за границей — во Франции. Но любовь к своему делу победила.

Сергей:
Когда-то считал себя патриотом. Но в России жизнь была настолько несчастливой, что я подумывал о самых странных вариантах. Но в итоге пришёл к выводу, что не смогу жить без родных советских и российских электропоездов, и главное — без российских узкоколейных железных дорог.

В списке исследованных объектов немалое количество расположено на территории Кировской области. До недавнего времени наш регион был уникален наличием двух крупных узкоколейных железных дорог, практически не изменившихся со времён СССР — Корбинской лесовозной и Каринской торфовозной. Как признаётся Сергей, наша узкоколейка ему особенно по душе. А вот частичный демонтаж после перехода ТЭЦ-3 с торфа на газ и вероятное превращение в автомобильную дорогу порядком огорчают, ведь данный объект представляет собой существенную историческую ценность.

Сергей:
Узкоколейная железная дорога Каринского транспортного управления — уникальная в своём роде. Это главная железнодорожная достопримечательность, гордость Кировской области. «Кирово-Чепецкий метрополитен» — так её иногда называют. Это единственная крупная торфовозная узкоколейная железная дорога, которая не была переведена на вагоны ТСВ. Здесь и в XXI веке работают удивительные для нашего времени вагоны УМВ.

Кирово-Чепецк Сергей посещает с 1997 года, и за это время на своём сайте собрал солидный архив информации и фотографий. При очередном «инспектировании» узкоколейки в этом году исследователь от слов перешёл к делу: расклеил «Схему Кирово-Чепецкого метрополитена».

Сергей:
Электропоезд до Бумкомбината — ближайшей к Чепецку станции с пассажирским движением. Несколько километров пешком по грунтовке. Ночёвка в заброшенном доме. Утром собираю немного яблок и пакет лесных орехов. В забитом «ПАЗике» до окраины города за 16 рублей. Пешком до станции Новый. Начинаю расклеивать «схему метро». Жители с интересом рассматривают её. Поезд на Техническую. В диспетчерской висит мой календарь. Беседую с известной мне Фаиной Евгеньевной, получаю согласие на расклейку «схем метро» в вагонах. Ситуация тут печальная, но ещё как минимум год движение «протянет».

Текущую ситуацию с узкоколейной железной дорогой и впрямь радостной не назовёшь. Год от года сумма, необходимая на содержание поезда до Каринторфа, увеличивается. В этом году из бюджета придётся отдать 15 млн рублей. Идею превратить УЖД в музей под открытым небом никто, похоже, всерьёз не рассматривает.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
karintorf 11.10.14, 11:31
Сергей,респект тебе!!
img
bsd 11.10.14, 16:51
Спасибо за публикацию!

Интересно, что не далее как вчера я был в Кировской области.
Дела с узкоколейными железными дорогами плохи. Этот список: http://infojd.ru/uzk43.html скоро изменится в худшую сторону.
img
vv 12.10.14, 20:35
.......В этом году из бюджета придётся отдать 15 млн рублей....... Так , господа Крешетов и Жилин, сметы перепроверить "с выездом на места", нет ли там приписок на увеличение стоимости, на выполнение фактических работ...
img
upp 13.10.14, 10:25
УЖД - слишком дорогой "памятник истории" для нашего города, кто бы и как ей не увлекался, но слишком затратно. Надо создавать музей под открытым небом - но это нафиг никому не нужно, кроме увлекающих железными дорогами и паровозиками.

В следующем году на транспортное сообщение с Каринторфом из бюджета надо будет отдать уже не 15, а 18 -20 млн рублей ((
img
Зелёнка 13.10.14, 11:17
А почему суммы такие волшебные?
img
Василиса 13.10.14, 12:32
Я не поняла:это что,хобби такое-изучение узкоколейной железной дороги,или же профессия?Если хобби,так что- то дорогое удовольствие,не каждому по силам.
img
Lus 14.10.14, 14:18
ЗдОрово! Перечитала всё.
img
bsd 04.01.15, 19:42
Открыта страница http://infojd.ru/dop/poezdka2012karintorf.html
Пешая фотодокументация разбираемой огромной магистрали узкой колеи - одной из крупнейших в стране,
нападение собаки, результат которого - серьёзные телесные повреждения, а потом курс прививок от бешенства.

Открыто множество других новых страниц. Их список: http://infojd.ru/nov.html
img
bsd 15.06.15, 17:02
Дописал наконец большой текст о поездке в Чепецк в 2014 году:

http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg.html
http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg-2.html