Многократно повторённая ложь становится...
Четыре попытки потребовалось ФГУП «РосРАО» только для того, чтобы провести слушания по
Само предприятие при этом продолжало делать вид, что всё идёт как надо: повторяя заученную мантру, игнорируя запросы природоохранных органов, закрывая глаза на факты воровства субподрядчиков вокруг их деятельности. Ущерб природе только от доказанных фактов составил несколько миллионов рублей.
Работы на столь опасном объекте не могут обойтись без экологической экспертизы. Однако ФГУП «РосРАО» пошло на совершенно потрясающий трюк: разделить деятельность таким образом, чтобы юридически не создавалось ощущения цельности проводимого процесса. То есть один принёс лопату, другой воткнул её в землю, третий нажал на черенок… То есть вроде бы никто и не копал, но яма есть.
Можно ли гарантировать безопасность некого проекта, подробности которого не раскрываются и не проверяются, а скрыты за юридической казуистикой?
Вместо конструктивного диалога представители ФГУП «РосРАО» последовательно снижали уровень дискуссии, низводя собственные аргументы до хамства. И это для них работает: городские чиновники или не замечают или уже успели пообломать копья в том, чтобы понять происходящее.
А представители предприятия продолжали повторять одно: всё в порядке, у нас высшая ответственность, мы учтём все замечания по ненадёжности выбранных решений. Что ж, многократно повторённая ложь становится правдой. И на долгие месяцы деятельность предприятия выпала из общего внимания.
На этой неделе общественная палата Кировской области попросила «РосРАО» рассказать о текущем статусе работ на радиоактивных могильниках в Чепецке. Рассказ вновь не отличался информативностью, равно как и ответы на вопросы экологов. Однако
На этот сомнительный и небезопасный план специалисты многократно обращали внимание в течение трёх лет, слышали «учтём», но воз и ныне там.
Заседание едва ли можно назвать информативным и успокаивающим. Одно лишь высказывание инженера о том, что пятна загрязнения уменьшились за последнее время, вызвало смешки учёных в зале.
Кстати, пожалуй, впервые при докладе в области ядерной безопасности присутствовал и глава
Немногим довелось пережить столько времени с этим вопросом, не пропуская ни одного доклада, мероприятия и даже поприсутствовать на Госэкспертизе. С сожалением стоит заметить, что заинтересованных сторон в том, чтобы работы проходили безопасно и как надо нам найти не удалось. По сути, процесс даже не контролируется извне, что позволяет ФГУП «РосРАО» в принципе заявлять что угодно.
надо сильно постараться, чтобы это произошло. Опасность - конечно, связана с риском загрязнения водных источников. Будет обращение - спустят в правительство области в управление конвенциальных проблем. А оно специально создано, чтобы маскировать спорные ситуация в опасных вопросах вроде Марадыково или нашего РосРАО.
Долгоживущие элементы не водорастворимы. Водорастворимые соединения давно уже вымыты.
А спрятать всё наружное наследие в землю и прикрыть глиной необходимо для того, чтобы активные остатки не разносились ветром, ливневыми водами и не было контакта с ними живых существ.
Власть сменилась, губернатору на качество воды в р. Вятки наплевать, а тем более на регионы ниже по течению. Для справки: по результам мониторинга ОАО ГСПИ и др. мощность РА излучения в некоторых подземных пятнах доходит до 1 р/час и это "добро" медленно, но верно ползет в Вятку - и доползет.
Сырьём для урановых производств являлись предварительно обработанные и очищенные ацетатные или фтористые соли урана.
Каждая партия отправляемых на захоронение отходов контролировалась дозиметристами и фиксировалась в специальных журналах. Думаю, что эти журналы, как и ежемесячные отчеты службы "Д", до сих пор сохранены в архивах химзавода. Служба "Д" контролировала также с помощью специальных скважин подземные воды вокруг хранилищ и могильников РАО. Эти сведения тоже, думаю, сохранены.
Головным инстиутом химзавода по урановым технологиям являлся НИИХТ, а проектным - ГСПИ. Мнение именно этих институтов, а также ЦЗЛ и ПКО химзавода должно быть решающим.
Указанные Вами институты к проблеме имеют отношение косвенное или никакое, например ФЭИ.
Спасибо за коммент. ФЭИ вообще-то сбоку. Можно вспомнить ВНИПИЭТ, Оргтехстрой и т.д. Но, хотелось, бы, проинформировать, что, ребята из ГСПИ (изыскательская партия №5), кторые сверлили дырки в хранилищах РАО в 2000 г.г., к, сожалению, в н.в. УМЕРЛИ. В основном, от рака.
За 33 года работы на химзаводе и КЧХК мне известны всего несколько человек, имевших статус профбольных из-за переоблучения. Все они - рабочие урановых производств и только один ИТР - начальник цеха № 2, умерший, правда, за рулём перед светофором на перекрёстке Мира-Ленина от внезапной остановки сердца.
Были ли те работники, о которых Вы сообщаете профбольными из-за работы на хранилищах РАО? Установлена ли медиками связь их болезней с их работой?
Мне довелось три года работать мастером участка № 2 цеха 93, именно того участка, который перерабатывал отходы основных урановых производств цехов 2 и 93 и готовил их к захороннению. В состав этого участка входили также служба дегазации(дезактивации) и хранилища РАО. Так что на хранилищах я бывал практически ежедневно. За почти 20 лет работы в урановых производствах я набрал всего полторы годовой дозы облучения.
Как по мне, то природоохранная общественность опасность РА-наследия сильно преувеличивает. Наследие состоит из четырёх объектов:
1. Железобетонный могильник для высокоактивных и сильнотоксиичных, содержащих примеси плутония, технологических отходов. Он находится под навесом, содержимое его вымыванию дождями и грунтовыми водами не подвергается. Количество этих отходов - две-три сотни кубометров.
2. Глиняные траншеи для низкоактивных пастообразных технологических отходов. Прикрытые сверху метровым слоем глины отходы затвердели, если и подвергаются вымыванию грунтовыми и ливневыми водами, то минимальному.
3. Траншеи для дезактивированного металлолома и строительных отходов - то же, что и п.2.
4. Глинянный же отстойник-шламонакопитель-хранилище для слива и отстоя в нём очищенных(дезактивированных), произвесткованных для выпадения в осадок миниммальных количеств активных веществ. Самое безобидное РАнаследие.
Так что - не так страшен черт, как его рисуют! Вокруг этой проблемы очень много досужих вымыслов.
Мне трудно понять, как в подвижных грунтовых водах могли локализоваться в одном месте растворённые в воде активные вещества и создать такое мощное местное излучение. Собраться в одном месте не могут и твердые отходы - они ведь с подземными водами не мигрируют.
Попробуйте в стакан чистой воды капнуть заварку и вы увидите как она тут же рассредоточится и обратно в одном месте никогда не соберётся..
Установлена эта норма руководителем атомного проекта СССР Берией Л. П., исходя из требований режима секретности, а не требований медико-санитарных норм.
Так что реальную опасность представляет только, надеюсь, до сих пор герметичный могильник.
ТЭЦ-3 из-за наличия в торфе микропримесей урана только в воздух выбрасывала свыше 230 кг урана ежегодно, и это длилось многие десятилетия. А что у них накопилось в золоотвале и что из него вытекает - одному Богу известно. А может кому-то и известно, но эта информация остается по за вниманием экологически обеспокоенной общественности. А зря, если там чего-то и не достаёт до полного состава таблицы Менделеева, то очень немного.
Уважаемый оппонент. У Вас , наверное, нет документа под названием "Материалы НПК" Росатома и "Гидроспецгеология" от 2009г., где все подробно разьяснено и описано. Тираж всего 150 экз. Могу показать, все-таки наука.
Для справки: В 60 г.г. прошлого века у моего товарища отец работал на автопогрузчике, который возил барабаны РАО из ц.93 в корп. №205 по известной бетонной дороге. И, умер мужик, опять, таки, от рака в 55 лет.
А, Вы, уважаемуй ИТР, никогда не получите дозу, если не будете заниматься реабилитацией РАО.
Я не выступаю в роли Вашего оппонента, я лишь уточняю некоторые обстоятельства и факты, надеюсь интересные для понимания проблемы.
Подозреваю, что я один из немногих оставшихся в живых работников урановых производств химзавода, столь длительно в них работавший.
Я начал работать в цехе 93 в 1960 году мастером именно того участка, который занимался переработкой, утилизацией, дезактивацией и захоронением РАО. Вероятнее всего, я знал отца Вашего знакомого лично. А уволился с должности начальника объединённого цеха 1-100-93 в 1993 году.
Цеха 100 и 93 тогда уже не работали, имели статус участков объединенного цеха и занимались поддержанием самих себя и хранилищ РАО в состоянии, соответствующем правилам безопасности.
С "Материалами НПК" я не знаком. Но науку, этот движитель прогресса, всегда уважал и пользовался её результатами. И уважение это было взаимным, за мое участие в создании цеха 100, начальником которого я имел честь быть, признанным в свое время лучшим урановым цехом Министерства, работники НИИХТ написали для меня "рыбу" кандидатской диссертации и предложили её у них же защитить.
Вы знаете, некоторые ИТР, например, один из бывших начальников цеха № 2 переоблучился и получил статус профбольного. Это как кому повезёт. А рак не всегда следствие облучения. Раком болеют и люди радиоактивному облучению никогда не подвергавшиеся.
Вы не ответили на вопрос: были ли признаны люди, о которых Вы пишете профбольными, установили ли медики связь их болезней с облучением.
Спасибо. Но Вы же должны знать идеологию Среднемаша, Росатома и 3ГУ минздрава (ныне ФМБА). "У нас все прекрасно". Кстати, когда реконструировали корп. 2 под производство элегаза
дозиметристы намеряли предельный уровень альфа-излучения, то же самое в корп.70. Это все официальная информация из отчетов ТБ МСМ. Можно проверить. Там же фигурировал и наш корп. 105, но уже по содержанию паров ртути в воздухе рабочей зоны.
Цеха 2, 49, 93 и 105 строились в разгар холодной войны, в разгар жесткой гонки атомных и термоядерных вооружений, в очень большой спешке и напряжении.
Вопрос безопасности страны стоял на первом месте, а безопасности людей значительно ниже в рейтинге приоритетов. И воспринималась это тогда как жертовность за ради Родины, как патриотизм.
Благодаря работе этих цехов, особенно цехов 49 и 105, было создано изделие мощностью эквивалентом до 60 млн. тонн тротила. В Обамы, думаю, до сих пор таких изделий нет.
Руководил цехами 49 и строившимся 105 Эльский В. Н. - человек исключительно добросовестный и дотошный, не допускавший никакой халтуры. поэтому всё, в т. ч. и в вопросах безопасности, делалось на основе имеющейся тогда информации.
Вам, сегодняшним и всезнающим, хорошо их критиковать, а они были первыми и эти знания и опыт добывали впервые.