Профессия: столярных дел мастер

23.04.15, 13:56 2 комментария

Работать руками — в этом есть особенное удовольствие. Когда после проб и ошибок наконец-то получается сделать что-то самому, то возникает законная гордость. Дескать: вот, могу! Но сейчас рабочие специальности не популярны, а образовательный процесс школы не совсем прививает умение не бросать начатого дела…
Мы искали специалиста в «ручном труде» и отправились в школу села Филиппово, где душевно пообщались с местным преподавателем Анатолием Саитовым. Анатолий хорош в том, чтобы делать вещи из дерева. Он рассказал о тонкостях ремесла и о том, сложно ли привить любовь к работе детям.


Выбор профессии у Анатолия Васильевича случился сразу после школы, когда его попросили присмотреть за пришкольным участком. После службы в армии поступил в кировский педагогический институт на физвоспитание, работал в Богородском районе. Но так сложилось, что решили с семьёй перебраться в более населённые места и удачно нашлось место в Филиппово. Сначала работал в совхозе, а потом позвали в школу.

Толчком к занятиям деревообработкой стала как раз столярная мастерская совхоза, там и получил мастер основные навыки. Правда, было не так интересно — выполняли простенькие работы: рамы, двери.
Позднее в школе начал совершенствоваться: мастер признаётся, что учится чему-то новому постоянно, вместе со своими учениками.

Самое приятное в работе — видеть когда твои знания и умения нужны людям и падают на благодатную почву. В этом смысле Анатолию повезло, потому что ученики радуют. Вот один из ребят только-только вернулся с всероссийской олимпиады. И хоть не взял призового места, но работу отметили.

В кабинете технологии действует правило: если делаешь — делай качественно. По этому же принципу и работы на олимпиады готовятся. Можно сделать что-то простенькое, «для галочки». Но зачем? Если взялся участвовать, то покажи на что способен.

Дома у Анатолия Васильевича большая часть мебели сделана своими руками. Он убеждён, что дерево добавляет тепла и уюта. Интерьерные вещи часто делаются не столько творчески, сколько под конкретные надобности. Вот, к примеру, кухня: заранее вместе с супругой определились какие компоненты нужны, как удобнее расположить. Когда изделие готово — приходит чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы.
Но и творчество можно применять для общей пользы. За годы работы класс технологии успел оформить в школе практически все кабинеты, причём старались именно ученики. Но большую часть сделанного пришлось убрать из-за новых требований пожарной безопасности. Сейчас оформлен по-старому только один класс. Зато в коридорах висят работы, выполненные девочками-ученицами: шикарные панно с цветами из кожи.

Но нашли другой способ, в котором и практики достаточно и есть возможность развивать мастерскую — иногда учитель вместе с учениками делают мебель на заказ. Причём по более чем бюджетным ценам. Благодаря этому подходу получилось купить распиловочный станок с циркулярной пилой и ленточный электролобзик.

По словам Анатолия Васильевича, самая сложная работа, сделанная вместе с ребятами — кресло-качалка. Но ребята стараются и часто берутся за сложные проекты. Например, полые внутри изделия: ящики-трансформеры для инструментов, шкатулки для рукоделия, резные гардины, кукольная мебель и посуда, подсвечники, всевозможные столики, трюмо, подставки под цветы, табуреты…
Работают в классе с отходами дерева. В начале пытались работать с цельной древесиной, но быстро поняли, что не получается и дерево корёжит. Тогда стали склеивать отдельные пластины.

Как получается вещь? Прежде всего нужно определиться с видом конечного изделия, продумать детали. Для конкурсов дополнительно составляется пакет документов со всеми чертежами. Иногда бывает совместная работа: так Анатолий Васильевич сделал шкатулку для швейных мелочей, а дочь расписала её.

В наши дни, к сожалению, интерес у ребят к столярному мастерству невысок. Не модно что-ли, даже если других дел нет. Плюсом, чтобы был интерес требуется ещё и интересные проекты, для которых нужно больше инструмента и материалов. А ученикам, оказывается, вообще нельзя пользоваться большей частью современного инструмента по школьным правилам.
Но, к счастью, есть те, кто готов каждый день проводить в мастерской.

Анатолий Васильевич позвал нам двух учеников: Диму и Егора. Егор постарше, в будущем году ему предстоит участвовать в олимпиаде. Последнее его изделие — подставка под цветы, сделал по заказу мамы. Дима ещё только в 6 классе, но смог вырезать вручную лобзиком симпатичный ажурный подсвечник.
Хотят ли Дима и Егор связать будущее с рабочей специальностью? Да, хотят заделаться автослесарями.

Оказалось, что в районе педагогов-мужчин мало. Там, где учителей технологии нет — мальчикам приходится заниматься вместе с девочками, учиться готовить и шить. Сказать, что это тоскливо… ничего не сказать. Анатолий Васильевич иногда бывает в соседних районах с мастер-классами и там всегда хватает желающих.

Есть в любимой работе и моменты, которые огорчают: когда нет материалов, когда инструмент плох, когда хочется купить что-то для мастерской, а денег нет. Но мир не без добрых людей: материалами помогает «Ресурс-Мебель», а на некоторые инструменты заработали сами.

Нам понравилось в кабинете технологии, и ребята хорошие. Да и навыки деревообработки — такая штука, которая в жизни пригодится, даже если не планируешь быть столяром.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Loga 24.04.15, 20:51
Эх, если б знала что такие умельцы есть заказала бы у них гардины для штор. Очень понравилась кукольная мебель. Если закажу сделают? Еще интересный чайный сервиз, но от горячего чая наверно быстро испортится, а вот что-то подобное под сыпучие продукты будет здорово - надоел пластик и железо, глина хороша да хрупкая.
Молодец преподаватель учит парней мужскому занятию, пусть это не станет профессией зато как хобби отлично.
img
Зелёнка 27.04.15, 11:11
Loga:
Эх, если б знала что такие умельцы есть заказала бы у них гардины для штор. Очень понравилась кукольная мебель. Если закажу сделают?


Позвоните в школу Филиппово, задайте вопрос Анатолию Васильевичу.