Почему они не вернутся?

16.09.16, 17:25 33 комментария

Новый город, новые друзья, сложившиеся за время учёбы связи… кто из выпускников вспомнит о малой родине после завершения учёбы? Ведь без молодёжи город обречён на плавный упадок. Что должно измениться в городе, чтобы сюда захотелось вернуться? С этим вопросом мы обратились к старшеклассникам.
Большинство считает, что городу недостаёт рабочих мест и хромает сфера развлечений.


Больше высших учебных заведений, больше возможностей в плане саморазвития, больше вакансий, как в крупных городах. Сейчас меня просто привлекает облик и дух крупного города, каковым Чепецк не является.


Нужно, чтобы в Чепецке появились высшие учебные заведения — тогда бы и уезжать не пришлось. Чтобы привлечь молодёжь ещё требуются комфортные условия для проживания: парки, развлекательные центры. Должны быть какие-то перспективы, связанные с профессией.


Люди уезжают из малых городов из-за отсутствия развития. В крупных городах совсем другая динамика и перспективы, их судьба совсем не так плачевна, как у Чепецка. Чтобы люди возвращались, нужны возможности развития для человека. Для детей у нас есть различные секции и допобразования. А для подростков и более старших людей почти ничего нет. Важно конечно и то, чтобы это было не на платной основе. Сейчас у нас даже не проводятся мастер-классы, как например в городе Кирове.


Меня никакие изменения не заставят в Чепецк вернуться — уеду в город побольше. А сюда разве что с родственниками повидаться.


Думаю, в Кирове-Чепецке должно стать больше развлекательных центров, возможно клубов, также больше торговых центров, разных спортивных секций. Город должен быть максимально красивый, чистый, для этого нужно сделать идеальные дороги. Хотя бы.


Что нужно? Появление рабочих мест в фармацевтической, пищевой, инженерной сферах; мест для отдыха и развлечений; различных мероприятий; возможность развиваться, то есть и карьерный рост и культурные мероприятия — концерты, театры.


Если говорить откровенно: в Чепецк хочется вернуться просто потому, что он самый замечательный, город, в котором спокойно. Но, увы, как и в любом маленьком городе, здесь есть проблемы с работой, хорошими магазинами и местами отдыха.


В нашем городе для молодежи нужно развивать досуг. Есть ощущение, что молодым людям здесь непросто найти себе работу по душе. Особенно, когда ты только-только закончил учёбу и получил специальность.


Да, я уеду учиться в другой город. Изменения… что ж… Было бы здорово, если бы зарплаты в среднем по городу выросли, ведь работать за малые деньги не особо интересно. Было бы приятно, если б в городе сильнее была развита сфера развлечений. То есть было бы больше кафе, концертных залов, парков. Очень хотел бы, чтоб наш город был чище. Серьёзно, порой улицы слишком загажены. В больших городах проводятся разные игровые выставки, рок-концерты известных зарубежных групп, чего, к сожалению, не проводится у нас в городе. В больших городах ты не ограничен в интересах, в том, куда тебе сходить, чтобы развлечься. Так же в больших городах выбор профессий шире. Вот, наверно, основные причины, из-за которых я покину Чепецк.


Я хотел бы вернуться после учебы в Чепецк. Здесь живут и будут жить родители. Считаю, что Чепецк идеально подходит для создания семьи. Невысокие цены, есть вся инфраструктура. Я знаю много о Чепецке в плане возможностей развития. Знаю, куда можно отдать учиться ребёнка: школы, лицеи, школы искусств, спортивные секции, где я сам учился и занимался.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
mr.domal 16.09.16, 19:37
В основном все рассуждают как нахлебники, всем нужны только деньги и развлечения. Так считает большинство респондентов. С такой психологией наша молодёжь далеко не уедет. Они просто не имеют жизненного опыта и не понимают почём фунт лиха на чужбине.
А впрочем, серьёзные и самодостаточные молодые люди просто не видят смысла трепаться в соц сетях.
img
Ralf 16.09.16, 20:51
  Фигня, главное обустроиться на новом месте ещё во время обучения в ВУЗе или сразу после его окончания. А вот если некоторое время после ВУЗа пожить дома - тогда уехать будет намного труднее...
img
prorabkvn 16.09.16, 21:20
Проблема в том, что многие не чувствуют ответственности ни за родителей, ни за судьбу Малой Родины. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вот бич большинства молодежи. Что будет с престарелыми родителями? Что будет с домом детства? Приспособленцы, ищущие, где полегче, где побольше возможности получать все из ничего. Тупая болтовня ни о чем: "Нет возможности реализовать себя, мне не дают..., мне не создают..., мне не обеспечивают..." А сам ты что сделал? Через нашу организацию в последние 7-10лет прошло столько дегенеративного молодого поколения, что страшно подумать. Они приходят и уходят, так и не поняв, что нужно просто оторвать жопу от дивана и все получиться. Пусть едут все в Москву, Питер и затеряются в толпе таких же дебилов как они.
img
ВасяБуров 16.09.16, 21:47
Почему они не вернутся?
Этому вопросу много-много лет, пройдет 10-20-30 лет ровно ничего не изменится. Тот же самый вопрос останется на долгие года,  вы его будете задавать своим внукам. Развлечения- это "мимолёт", сегодня развлекся, завтра детскую коляску трясешь, появляются другие проблемы, не до развлечений.  
Такова жизнь и судьба города.
Вспомните с кем вы учились в школе  и кого встретите сегодня на улицах города. Иных уж нет, а те далече.
Тем кому за 20, могут  видеть полкласса (12 чел) , тем кому за 30 встретят четверть класса( 6 чел), тем кому за 40 троих узнают и то хорошо, про тех кому за 50 хотя бы одному-двум будет рад.
  
img
Vendine 16.09.16, 22:19
Читаю и поражвюсь...  Дайте больше трговых центров, кафе, развлечений, клубов... А денежку на развлечения зарабатывать надо! А  хотят они только тратить. Да уж. Встает порой вопрос: а нужна ли гоорду именно такая молодежь?  Город не развивается сам по себе, чтобы что то  было, надо что то делать. И начинать надо с себя. Город грязный? Согласна, грязный. Но порой иду мимо сбербанка и наблюдаю картину как вечером там именно молодежь сидит на скамейках, причем сидят на спинках скамеек, ногами на сидениях, на которых днем сидят мамы с колясками, пенсионеры... Вокруг после таких посиделок вечерних плевки и мусор. А убирать то за ними кто-то со стороны должен?
img
Barabasha 16.09.16, 23:15
Почему уезжает молодежь? Да очень просто. Они же живут с родителями и смотрят на них. Видят как живут их родители и себе такого же не хотят. Уезжают за шансом на лучшую жизнь. А сами родители их в этом целиком и полностью поддерживают. Покажите родителя, который бы искренне хотел, чтобы их ребенок жил бы в Кирово-Чепецке, а не нашел бы счастья где нибудь в городе поразвитее, покрупнее...

Дело, конечно, не в развлечениях и не в наличии учебных заведений. Дело в общей политике государства, что регионы имеют крайне мало возможностей для развития. Москва выжимает все соки из регионов и отдает обратно чуть-чуть... Когда государство реально займется выполнением задачи развития регионов. А иначе так и будут в городе оставаться те, кто просто поленился вовремя свалить и оброс семьей, работой, связями в городе. Ну и плюс приезжие с районов восполняют убыль чепчан.
В общем, в обозримом будущем ничего не поменяется...... Хоть заобсуждайся.
img
prorabkvn 17.09.16, 06:59
Barabasha:
Покажите родителя, который бы искренне хотел, чтобы их ребенок жил бы в Кирово-Чепецке, а не нашел бы счастья где нибудь в городе поразвитее, покрупнее...Дело, конечно, не в развлечениях и не в наличии учебных заведений. Дело в общей политике государства, что регионы имеют крайне мало возможностей для развития. Москва выжимает все соки из регионов и отдает обратно чуть-чуть... Когда государство реально займется выполнением задачи развития регионов. А иначе так и будут в городе оставаться те, кто просто поленился вовремя свалить и оброс семьей, работой, связями в городе. Ну и плюс приезжие с районов восполняют убыль чепчан. В общем, в обозримом будущем ничего не поменяется...... Хоть заобсуждайся.
img
Vsegda 17.09.16, 11:15
Знаю много примеров, когда молодёжь уезжает в большие города. Найти высокооплачиваемую работу найти не могут, вернуться не хотят или стыдно перед сверстниками, а потом доят родителей.
img
qwertyqaz 17.09.16, 13:05
Barabasha:
Видят как живут их родители и себе такого же не хотят. Уезжают за шансом на лучшую жизнь. А сами родители их в этом целиком и полностью поддерживают. Покажите родителя, который бы искренне хотел, чтобы их ребенок жил бы в Кирово-Чепецке, а не нашел бы счастья где нибудь в городе поразвитее, покрупнее....


Показательный факт, достаточно давно, по-моему Sin писал, что у членов администрации города спросили, видят ли они будущее своих детей, связанное с Кирово-Чепецком? И все промолчали. У Белых дети - в Великобритании. А где у нового губернатора дети проживают? А у членов Чепецкой администрации? У руководителей ведущих предприятий Кирово-Чепецка? Все уехали.
Если эта ситуация не изменится, то жизнь в Кирово-Чепецке (и вообще, в регионах России) останется такой же печальной, во всех сферах.

Vsegda:
Знаю много примеров, когда молодёжь уезжает в большие города. Найти высокооплачиваемую работу найти не могут, вернуться не хотят или стыдно перед сверстниками, а потом доят родителей.


А я знаю много очень хороших примеров. Молодежь с Вятки достаточно умная и предприимчивая, по крайней мере большинство моих ровесников (80-е годы рождения). Образование в чепецких школах дают хорошее - только бери. А применить полученные знания и получить за это хорошие деньги, чтобы без ограничений в бытовом плане позволить себе ездить на юг хотя бы 2 раза в год и за 3-5 лет заработать на автомобиль и квартиру - увы, в Чепецке негде. :(
img
Ася 17.09.16, 14:20
Согласна,была бы нормальная работа,которая хорошо оплачивается,садики бы давали не в 3 года,а в 2,кол-во уезжающих было бы меньше. Вот у меня подружка-уехали в Колпино, на работу устроилась за 2 дня,муж тоже,ребёнку не было и 2-х лет,сразу взяли в садик. Недавно у неё была в гостях, радовалась, как они хорошо живут,не жалуются. Зарплаты высокие,например,рядовой продавец у них в Ленте получает 25-27 тысяч,цены такие же,везде скидки,акции,можно на неделю затариться и не париться. Одежда тоже самое. А у нас все надо в тот же Киров ехать.. Не сказала бы,что там много клубов и развлечений, обычный спальный район Петербурга, отдаленно напоминает Чепецк. Чисто,уютно, дороги в порядке.Вот к чему надо стремиться,тогда и в Чепецке будет молодежь.
img
Алёшка 17.09.16, 15:26
Стройте уже мост через Вятку, объедините Киров,Чепецк и Слободской. Крупная агломирация даст толчёк к развитию.
img
Jon PS 17.09.16, 18:29
1. девченки приезжают ближе к 30 домой к родителям
потому что там уже 20 летние подросли, и они особо не нужны ( питер и москва). а снимать на 3 подруг квартиру становится невыносимо.
2. мужики подольше живут там в мегаполисах, до 40 а потом тоже домой едут, к родителям.
3. остаются те кто смог купить квартиру, но есть одно маленькое условие - купить они могут только тогда, когда родители продают бабкину квартиру. но об этом все молчат.
4. так что все приедут обратно )) ну почти все - смотри п.3
img
qwertyqaz 17.09.16, 19:21
Jon PS:
1. девченки приезжают ближе к 30 домой к родителямпотому что там уже 20 летние подросли, и они особо не нужны ( питер и москва). а снимать на 3 подруг квартиру становится невыносимо.2. мужики подольше живут там в мегаполисах, до 40 а потом тоже домой едут, к родителям.3. остаются те кто смог купить квартиру, но есть одно маленькое условие - купить они могут только тогда, когда родители продают бабкину квартиру. но об этом все молчат.4. так что все приедут обратно )) ну почти все - смотри п.3


вы тему не уловили. Не важно, кто и когда потом приезжает обратно.
Пост о том, что люди в самом трудоспособном возрасте уезжают: от 20 до 40 лет.
А при должном подходе могли бы оставаться в Кировской области и увеличивать ВВП здесь.
img
Jon PS 17.09.16, 19:41
qwertyqaz - мы не нужны своей стране и тем более своей области.
img
qwertyqaz 17.09.16, 21:43
:(
img
prorabkvn 18.09.16, 07:55
Никто никому ничего не должен создавать. Съезди, отучись, приедь в родной город и все измени сам. Два высших образования и зарплата 90 тыс, машина, квартира и все остальное и в этом городе возможно. Так что не надо соплей, надо работать. И предприятия есть хорошие, просто родители учат детей как потреблять, а не как созидать.
img
VAFW 18.09.16, 09:21
Что  значит - не нужны. Потому что  никто  ничего  за  так не  даёт? Отсюда такие  выводы. Поднимите  зад  с дивана , прошли те  времена, чтобы всё на  блюдечке приносили. Тоска по каким то развлекательным центрам. Умора. На  это  тоже  деньги нужны.  А если работаешь с утра  до ночи, так не  до развлечений. По  развлекаловке тоскуют бездельники. И  не  надо  равняться на Ксюш Собчаковых, все миллионерами всё равно  не станут. Спросите -ка жителей столиц, часто ли они куда-то  ходят?  Два раза в год.  На день  рождения один раз.  А второй  раз  на  день рождения  други или подруги.
img
IronIzer 18.09.16, 10:38
ВасяБуров:
Развлечения- это "мимолёт", сегодня развлекся, завтра детскую коляску трясешь

Зачетный мем, надо будет запомнить. Сегодня развлекся - завтра детскую коляску трясешь :)

Ну а если серьезно, то уезжали, уезжают, и уезжать будут. Можно сколько угодно упрекать молодежь в эгоизме и потребительском отношении к обществу, но... это общество сделало их такими. Культ индивидуализма и заточенности на "успех" в жизни вдалбливается с момента, когда ребенок первый раз включает телевизор. В той же первой гимназии ученикам с первого класса, транслируют мессидж что они - элита, они - лучшие, они просто обязаны добиться успеха, у нас столько-то выпускников в стольки-то престижных вузах и т.п. К моменту окончания гимназии у него в голове уже не остается альтернативы, кроме чемодан-вокзал-москва(другой крупный город). Потому что в ином случае ты - лузер.

Но главное, на мой взгляд, городу крайне необходимо наличие крупного работодателя, способного предложить производство на 3-4 тысячи рабочих мест. Причем современное, где могли бы быть востребованы хорошие знания и образование. Это потянет, как по цепочке, все остальное. Будет больше оставаться молодежи, больше создаваться семей и рождаться детей - подтянутся и строители. Будет платежеспособный спрос на жилье, и не только Киров микрорайонами застраиваться будет. Будет строительство жилья, будет и социалка, и развлекухи и т.п.  Больше будет оставаться налогов в городе (НДФЛ - основная статья собственных доходов нашего бюджета) - появится больше возможностей для развития городской инфраструктуры, ремонта дорог и т.п. Увеличится платежеспособный спрос - будет развиваться и малый бизнес - сфера услуг, торговля и т.п. Повторюсь еще раз: будет крупный работодатель в городе, будет и все остальное. Проблема в том, какими пряниками его в нашу дыру заманить.
img
angor 18.09.16, 13:03
Почему в былые времена государство вкладывало в Чепецк агромаднейшие деньги в строительство производств, жилья и соцкультбыта?
Потому, что руководство химзавода и ЦЗЛ постоянно находили идеи и создавали технологии уникальных, как правило единственных в Союзе стратегических очень важных для государства производств, дружили с академиками и вместе с ними вносили предложения в Правительство.
Эти идеи и предложения были столь привлекательны, что Правительство не в силах было от них отказаться.
Если в Чепецке найдутся равные прежним гиганты мысли, сумеющие показать, что Чепецк может, как прежде, быть очень нужным государству, то деньги в него, в Чепецк, опять рекой польются.
А просто так дают не деньги, а мылостыню.
Покажите, что вы можете и нужны государству, и жизнь опять воспрянет.
img
IronIzer 18.09.16, 13:37
angor,
я понимаю что возраст престарелый, и в голове уже все смешалось, в том числе и причинно-следственные связи. Гиганты мысли в чепецке появились не до того, как тов. Сталин с тов. Берия ткнули пальцем в карту СССР и попали в место, ставшее потом Кирово-Чепецком, а как раз ПОСЛЕ того. Т.е. исходными были инвестиции (решение о строительстве завода).
Это первое. Второе. Сейчас не СССР. Я не знаю, как в Украине, но в нынешней России дружба с академиками ничего не решает, поскольку самих этих академиков в правительстве давно уже никто не слушает - там менеджеры. Эффективные. Думаю, что и на твоей нынешней родине дела обстоят аналогично.
Третье. В соревновании лоб-стена всегда побеждает стена. Это к тезису "вы докажите". Сам-то ты чего не пожелал в 90-е воспользоваться своим же советом и свалил? Так что уж помалкивай со своими нотациями, гений, млять, не признанный.
img
lipa 18.09.16, 16:58
Зря Вы так! И Ваши пункты - говно!
Развитие идет не на пустом месте, а на базе созданных производств, ныне приватезированных. А средства вкладываются не малые,что стоит развитие нитрата кальция- миллиардный проект. Но все это строится на ранее нароботанных идеях и мощностях.
Ангор здесь,совешенно прав.И не нужно попрекать старостью и гражданством Украины.
img
Jon PS 18.09.16, 17:16
lipa ангор чудик старый, в чем он прав то ??
"все это строится на ранее нароботанных идеях и мощностях"
вот в этом и суть, строили потому что страна давала млр. советских рублей + рабов (стройбат и колонии), и строило то поколение не от того что были гиганты мысли, а гиганты мыслей возникли на денежной массе, как грибы паразиты. кончились деньги исчезли все гении, смешно блин просто ))
img
lipa 18.09.16, 17:28
Видимо Вы не поняли.Производство нитрата кальция-проект сегодняшнего дня. Выведен на проектную мощность только на днях. Но строят уже сегодняшние гении. А проще сказать - обычные работяги ЗМУ. Но все это на развивается на базе прошлых лет , плюс инвестиции .
img
lipa 18.09.16, 17:32
Да, и не очень тактично Ангора называть ,сами знаете кем. Скоро сами там будете - время бежит очень незаметно.
img
qwertyqaz 18.09.16, 17:48
IronIzer:
городу крайне необходимо наличие крупного работодателя, способного предложить производство на 3-4 тысячи рабочих мест. Причем современное, где могли бы быть востребованы хорошие знания и образование. Это потянет, как по цепочке, все остальное. Будет больше оставаться молодежи, больше создаваться семей и рождаться детей - подтянутся и строители. Будет платежеспособный спрос на жилье, и не только Киров микрорайонами застраиваться будет. Будет строительство жилья, будет и социалка, и развлекухи и т.п.  Больше будет оставаться налогов в городе (НДФЛ - основная статья собственных доходов нашего бюджета) - появится больше возможностей для развития городской инфраструктуры, ремонта дорог и т.п. Увеличится платежеспособный спрос - будет развиваться и малый бизнес - сфера услуг, торговля и т.п. Повторюсь еще раз: будет крупный работодатель в городе, будет и все остальное. Проблема в том, какими пряниками его в нашу дыру заманить.


золотые слова!
img
IronIzer 18.09.16, 19:06
lipa:
Видимо Вы не поняли.Производство нитрата кальция-проект сегодняшнего дня. Выведен на проектную мощность только на днях. Но строят уже сегодняшние гении. А проще сказать - обычные работяги ЗМУ. Но все это на развивается на базе прошлых лет , плюс инвестиции .

Это видимо вы не поняли. Модернизация существующих производств или освоение нового продукта на них это не развитие города  в стратегическом плане. Чтобы было понятно: сколько тысяч новых рабочих мест создало ваше производство нитрата кальция? Второе. Не вся молодежь хочет, может и должна быть химиками, просто потому что не у всех к этому есть склонности. Нужна диверсификация промышленного сектора города, несколькими крупными (по чепецким меркам, конечно) работодателями. Иначе оставаться будут только одни химики, а остальные опять уезжать. У нас и так уже два хим. предприятия, третье проблемы бегства молодежи не решит точно. И неважно, сколько миллиардов при этом в него будет вложено. Кто хочет связать свою жизнь с химией, останется и так.

С личными нападками я, пожалуй, погорячился. Приношу свои извинения. Просто уже, мягко говоря, поднадоели его бесконечные лекции из Чернигова в каждом посте о том, что и как мы должны здесь делать.
img
prorabkvn 18.09.16, 20:59
А вы всех работодателей Кирово-Чепецка знаете? Давайте, самые умные, перечисляйте.
img
prorabkvn 18.09.16, 21:07
И еще? Через полгода к нам придет "Пятерочка" добавится 500 рабочих мест и что? Произойдет прорыв? Работодатель приходит на какую-то "базу", отталкиваясь от ресурсов: людских, сырьевых и т.д. Вот когда у нас будет появляться все больше людей, способных что-то делать самостоятельно (например, ребята, которые придумали и воплотили в жизнь технологию светящегося бетона), вот тогда пойдут инвестиции. Так что еще раз повторю: "перестаньте пенять на государство, а возьмите себя в руки и работайте".
img
X_Man 18.09.16, 22:07
Знаю лично ситуацию, когда химик с семьей переехал в Киров давно. А на работу на Чепецкий хим мотается ежедневно, мне интересно на заводе как эту проблему решают, наверно тупо деньгами заваливают ? )))
img
спарта 19.09.16, 19:00
...на химическое производство принимают технологом человека без химического образования/это тоже путин во всём виноват/....неужели кому то не понятно что частная собственность на средства производства убивают наш город/да и не только наш/...
img
Inzer 20.09.16, 09:37
Понятно, всем нужны развлечения, бесплатные секции, высокооплачиваемая работа и т.д. С высокооплачиваемой работой да, проблема конечно, но и в крупных городах не всё так радужно, как кажется. Далее развлечения, ок, развлечения это тоже чей-то бизнес, который должен быть рентабелен, иначе нет смысла его открывать и работать себе в убыток. Следовательно развлечения должны пользоваться спросом. Легко сказать "нам не хватает развлечений", а каких конкретно? Да хрен его знает :)))
Далее секции, спортивных организаций для такого маленького города у нас предостаточно, для детей есть бесплатные секции в СДЮСШОР, ДЮСШ и т.д. Может виды спорта не самые популярные, но и на это есть свои причины, чтобы открыть секцию в первую очередь нужен тренер с образованием и категорией, далее нужно спортивное оборудование. Для подростков нет бесплатных секций - так подразумевается, что ребёнок должен заниматься с детского возраста вплоть до выпуска из школы, а иначе браться за него в плане результата не имеет смысла. Есть тренажёрные залы почти в каждом районе города, щас на вскидку только 6 насчитал. Найти для подростка 1-2 тысячи в месяц на занятия в зале не такая крупная сумма.
Далее что касается выпадов некоторых диванных экспертов, далеко не всем интересна политика, т.к. это грязь. Есть и другие сферы, где можно проявлять активность и способствовать их развитию. За себя скажу, что уже больше 2 лет занимаюсь организацией соревнований по силовым видам спорта совместно с СК "Эллада", этим тоже кто-то должен заниматься. Спортсмены должны заниматься спортом, химики должны заниматься производством, политики должны заниматься политикой. А то у нас лезут везде, и туда и сюда, а в итоге толку нигде нет. Как-то так
img
lipa 20.09.16, 19:10
Отвечу Вам, IronIzer. Да, спасибо за извинение по выпадкам на Ангора.
По сути: то что Вы предлагаете доступно только городам - минимум областного уровня. Для нашего города создание ста рабочих мест - успех (это минимум с учетом семьи 300 чел) - много. Лозунг - диверсификация конечно уместен, но направьте к правительству - слезть с нефтяного проклятия. Ну и последнее, для осуществления этих идей есть Сколково и ТОРы. Но мы в них не входим. К сожалению.
img
IronIzer 20.09.16, 20:24
lipa,
если в вашем понимании создание 100 рабочих мест (и, я так понимаю, не каждый год - учитывая наши реалии) для города, где ежегодно из школ выпускается в 10 раз большее количество молодых людей (которых по идее нужно трудоустраивать) это успех, то тогда и говорить больше не о чем. Это прозябание, а не успех. Да, те пути выхода из ситуации, обозначенной в заголовке материала, которые я изложил, для нашего города в нынешнем состоянии России несбыточны, но это был ответ на поставленный вопрос, а не программа действий, к сожалению.
Сколково нам необязательно - не все, что относится к высоким технологиям, это только Сколково. А вот ТОР для Кировской области абсолютно бы не помешал. Никакого иного способа для депрессивного, дотационного региона выйти хотя бы на самоокупаемость, я не вижу.