Каринторф — это...

11.07.18, 10:42 21 комментарий

Ветхий умирающий микрорайон с изношенными сетями или место с потенциалом роста, сумевшее сохранить характер, стиль и колорит? Каринторф — это особенная архитектура, разнообразная и особенная природа, чарующие виды, загадочная сеть торфяных каналов и карт и поезд, который даже в сегодняшнем состоянии привлекает любителей железных дорог со всей страны (пусть и редких).
Но проблем у него много. И судьба заречного микрорайона зависит не только от строительства дороги на Слободской, но и, в большей степени, от понимания его будущего.

Мог бы Каринторф стать брендом и особенностью нашего города? Кирово-Чепецк называли одним из образцовых социалистических городов. На практике это значит, что он был лучшим среди средних, а не городом со своими особенностями. Он не «шёл от истока», не развивался постепенно, он просто сформировался. Найти отличительный культурный, ментальный или исторический код тяжело. Поэтому о «бренде города» много разговоров, но на практике ни идей, ни исследований, ни попыток заиметь знаковое мероприятие муниципалитет не предпринимает.
С Каринторфом другая история, которая сформировала его характер. Он появился из невыносимых условий в военное время: глубоко в болотах и лесах семьи мордвы, удмуртов и татар ютятся в больших бараках, как в Вавилонской башне. Женщины стоят по пояс в болоте и вырезают ножами торф. Женщины разгружают многотонные вагоны на теплоцентрали. Немецкие и австрийские пленные строят инфраструктуру, каналы и дома. Заречный микрорайон тем и особенный, что до сих пор сочетает следы западной архитектуры с советской и с памятью о тяжёлом труде. Сеть выработанных торфяных карт и каналов простирается на сто с лишним квадратных километров. Поезд, пущенный семьдесят пять лет назад, курсирует по сей день, только подвижной состав сменился.
Каринторф имеет этническую связь с татарскими и удмуртскими селениями, расположенными в сторону Слободского.

В мире десятки примеров, когда железная дорога и курсирующий по ней тепловоз становились центром притяжения туристов. Десятки примеров экскурсионных троп в болотах, которые обожают за их необычность — возможность пройти сквозь топи.
Представьте аутентичный деревянный барак, переоборудованный под хостел, музей железной дороги в старом депо, немного национальной кухни, тропы по затопленным картам и катание на тепловозе… Конечно, это просто фантазии. О возможностях развития заречного микрорайона, которые не используются сегодня.

Что до реальности… Во многом она зависит от того, появится ли капитальный автомобильный мост и дорога на Слободской, заложенные в региональных планах. От того, додумаются ли строить в болотах полигон для отходов.
Заречный микрорайон как никакой другой получает бюджетные вложения на поддержание сетей, инфраструктуры и транспортной доступности. Но это едва ли ощущается в самом Каринторфе, где по сей день грунтовые дороги, нет горячего водоснабжения и питьевая вода, перенасыщенная железом. Где почти нет рабочих мест и ветхий жилой фонд, не видевший реставрации.

Eсть ли у сегодняшнего Каринторфа будущее, как считаете?
Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
mr.domal 11.07.18, 11:17
Будущее есть всегда у любого поселения. Не надо только заранее всё оценивать в чёрных тонах.
img
angor 11.07.18, 12:59
Раньше считалось, что добыча торфа - это вскрыша очень серьёзного, стратегического месторождения, возле которого химзавод и Чепецк построили не случайно.
img
angor 11.07.18, 13:25
Сталин и Берия, принимая письменные решения о строительстве производств в будущем Чепецке, всё продумали основательно.
Но некий Ронжин С. И., секретарь кировского обкома КПСС по промышленности, в 70-е годы спутал и отменил их планы и задумы и сумел перенести в Чепецк строительство ЗМУ.
Думаю, что в Москве можно найти людей, способных вернуть к жизни задумы Берии и Сталина относительно Чепецка и Каринторфа и вернуть им бывшее значение и перспективу.
img
mtihii 11.07.18, 16:04
13 июля 2016 года статья.... Дословно"... Проектированием собираются заняться в следующем году, а к 2019 — закончить работы...." И?...
img
Sin 11.07.18, 17:19
mtihii,
такой план и сроки озвучивались. С той поры другой информации не было, следы подготовки тоже не заметны. Хочется верить, конечно, в лучшее.
img
Sin 11.07.18, 17:20
mr.domal,
оцените в светлых, кто мешает? Мы никак не оценивали, просто сделали хороший ролик. И даём слово читателям.
img
mtihii 12.07.18, 08:30
Sin:
mtihii, такой план и сроки озвучивались. С той поры другой информации не было, следы подготовки тоже не заметны. Хочется верить, конечно, в лучшее.

Сумма очень велика, вряд ли... Но верить надо, да...
img
mex 12.07.18, 08:47
По дороге будет известно в октябре, когда будет утверждена транспортная стратегия России.
img
IronIzer 12.07.18, 08:54
angor,
потому и "отменил их планы и задумы", что на самом деле никакого "очень серьезного месторождения" сам знаешь чего, там не оказалось. Предположения геологов Сталина и Берии, увы, не оправдались.
По теме. Уместно ли вообще задаваться вопросом есть ли будущее у Каринторфа, если вполне серьезно стоит вопрос есть ли будущее у самого Чепецка, или суждено стать городом-поставщиком своей молодежи для всей страны, со все более стареющим и убывающим населением, ветшающим жилфондом и сетями? Боюсь что Каринторф это прообраз будущего Чепецка. Как говорится, посмотрите в зеркало будущего.
Что касается развития экскурсионного туризма по болотам с комарами и гадюками и житием в "аутентичных" бараках-хостелах: вы это серьезно? :) Вы действительно считаете, что в стране найдется настолько много чудиков и чудачек, готовых платить за это деньги, что этот бизнес станет серьезной статьей дохода? Может все-таки поближе к реалиям, а?
img
Sin 12.07.18, 09:08
IronIzer,
не знаю как у нас, а по миру находится достаточно чудаков и чудачек для того, чтобы просто ходить по болотным тропам:
https://www.youtube.com/watch?v=9IX1-fx8R5A
https://www.youtube.com/watch?v=fFsAlRn-TU0
https://www.youtube.com/watch?v=vcO4R5FJMe8
и т.д.
img
IronIzer 12.07.18, 09:24
Ну дай бог. Если Каринка поднимется на этом, уж не знаю, экологическом или экстремальном туризме, я буду только рад за нее.
img
angor 12.07.18, 09:51
Ситуация в сибирских и уральских городах бывшего Минсредмаша намного хуже, чем в Чепецке. Не исключено, что настанет время, когда будет выгоднее возродить средмашевские производства в Чепецке, чем поддерживать их в Сибири и на Урале.
В 70-е годы в ЦЗЛ тогдашнего химзавода была наработана научная основа для создания производств новейших дорогостоящих чистейших веществ, например для фармакопеи или электронной промышленности. В ц. 100 была создана установка, на которой мы производили два вида фторПАВ и продавали их по одному млн. советских рублей за один кг. Вы только вдумайтесь в эти цифры. Эти дорогущие и высокодоходные вещества нашли спрос прежде всего у электронщиков, для которых были созданы, а также у пожарников, меховщиков, мебельщиков и даже у церковников. Аналогичные мелко и среднетоварные с минимальным влиянием на окружающую среду высокодоходные производства можно создавать при долевом участии города, руководство которого и должно бы проявить инициативу в их создании. А для этого надо возродить дружбу с современными академиками, заинтересованными во внедрении своих наработок в производство и причастных к созданию госпрограмм.
img
IRBiS49 12.07.18, 09:58
SIN, спасибо тебе за профессионально (пусть и короткий) сделанный ролик, так максимально показав всю действительность как есть.
img
Василиса 12.07.18, 12:08
После посещения  стеклянного моста  что над Гранд-Каньоном Национального парка Чжанцзяцзе в провинции Хунань  Китая, мне подумалось, что я не увижу более страшнее этого места. Но в прошлом году нас с братиком угораздило съездить осенью на паровозике  в Каринторф за грибами. Страшнее этой конструкции, которой название "мост", я не видела! Я всю дорогу, пока его проезжали, сидела с закрытыми глазами, это ужас! Когда в последний раз производились ремонтные работы на мосту? Я не думаю, что этот микрорайон будет развиваться, а дальше еще будет хуже!
img
X_Man 12.07.18, 15:27
Да нормальный этот мост и крепкий ))), грузовик в одну полосу выдержит легко. Просто настил-доски для пешеходов хлипко сделаны из самой дешевой доски, хорошо что горбыль не положили!
img
darya 13.07.18, 06:07
Про туризм...Для того, чтобы экстремальный, экологический, этнографический туризм развивался, нужно, чтобы были желающие приехать сюда из мест, достаточно отдаленных. Поскольку специально сюда никто не поедет, то можно рассматривать вариант, к примеру, "посещение Кирова- посещение Чепецка-посещение Каринторфа, ну и вкупе посещение района" ( где есть что посмотреть и к чему прикоснуться- например, можно предложить прокат на картингах в Коныпе или прокат на хаски в Фатеево). Так вот: если начать разрабатывать такой маршрут капитально и серьезно, а не на уровне "Ваши предложения?"- то, возможно, все получится.
img
Svat 13.07.18, 18:59
Класс! Нетронутая благами цивилизации земля! Это как на машине времени. Музей под открытым небом. Такое вряд ли где встретить можно  еще. Этим можно гордиться!
img
уолтер уайт 14.07.18, 09:28
это, как в Чернобыле?
img
grez 14.07.18, 22:28
Ещё надо Верблюдов привезти в Каринторф они тоже экзотические.
img
angor 15.07.18, 05:59
Всесоюзную славу и деньги Чепецк зарабатывал в наше время большими и очень большими делами на благо Родины.
Мечты заработать деньги на туризме в Каринторф, в который нет нормального транспортного сообщения и который интересен разве что краеведам и местным квасным патриотам - чистейшей воды маниловщина, а в части моста и большой дороги - маниловщина в буквальном смысле!
Предложение о верблюде весьма уместно, для этого угла я бы добавил ещё и медведя.
img
Юрий Перимов 16.01.19, 08:07
Не будут вкладывать в инфраструктуру Кировской области, они скорее в Сирию вложат.
Хотя по идее, рас люди живут дорога должна быть.