Горячительные места

17.10.19, 11:57 2 комментария

У разных жилых районов — разные потребности к обустройству в зависимости от качества среды, среднего возраста и социального положения жителей. И даже в небольшом городе без труда можно выделить сильно отличающиеся по этим показателям локации.
Особенностями районов пользуется бизнес, подбирая под свою нишу наиболее выгодную локацию. К примеру, федеральные сети супермаркетов стараются равномерно покрывать города, ориентируясь на численность жителей районов.

А вот с алкогольными магазинами, которых в Чепецке работает огромное количество, не всё так однозначно. И высокое количество таких точек сигнализирует, что в городе или отдельных его районах что-то пошло не так.
Изучили распределение алкомаркетов и рюмочных по Кирово-Чепецку и заметили, что одни районы потребляют больше, чем другие.

Что важно для анализа?

  • Торговые точки, специализирующиеся на продаже спиртного — «Бристоль», «Красное и Белое», «Глазовский»;
  • Ночные заведения, обходящие временные ограничения по торговле алкоголем («24 градуса», «Продукты 24»);
  • Бары, рюмочные и прочие заведения, куда приходят не ради кухни.

Алкогольные магазины и кафе стараются держаться проходимых «красных линий» и редко забираются внутрь жилой застройки. Но районы их концентрации не всегда находятся в прямой зависимости от трафика. И даже от численности жителей территорий!
Главное, что бросается в глаза на карте, аномальная концентрация заведений алкогольной тематики у чепецких «спальников» — районов наиболее старой застройки. Например, на участке проспекта Мира от улицы Жданова до Боёвского перекрёстка находятся… 12 профильных заведений! При этом в самом микрорайоне Боёво таковых нет, что начисто опровергает расхожие чепецкие стереотипы об этом районе. Да и прочие чепецкие районы не демонстрируют особенных странностей по числу алкомаркетов.


Но удельное число точек продажи — не показатель сам по себе, только в отношении к численности. И такие данные есть. Избирательная система Кирово-Чепецка делит город на округа примерно по 3000 избирателей в каждом.
Но и при таком подходе окажется, что вблизи «Черёмушек», «Чепцы, «Балезино» и 4 микрорайона находится слишком большое количество точек продажи спиртного и рюмочных.

О чём это говорит? Об очевидном — число клиентов алкомаркетов выше именно в этих районах. Районы объединяет ещё несколько вещей: чуть более высокий средний возраст населения и низкая стоимость недвижимости.
А вот есть ли связь между качеством среды и тягой к алкоголю остаётся вопросом открытым.


По мнению урбанистов, таковая имеется. Например, Аркадий Гершман считает, что нет ничего удивительного, что товаром первой необходимости в депрессивных районах становится алкоголь: «Если террористы убивают людей сразу, то такая застройка убивает людей постепенно. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Хочется ли проводить время на улице или заводить новые социальные связи? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада».
А если связь есть, то абстрактная проблема алкоголизации превращается в задачу по уменьшению потребления и числа профильных торговых точек. Так и функционирует процесс устойчивого развития города, когда создание инфраструктуры и благоустройства подчиняется логике и потребностям.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Михаил Иванцов 17.10.19, 14:57
А магазин «Бытовая химия» на Сосновой почему отмечен?) Или уже он официально получил лицензию на торговлю «боярышником»?
img
Редакция Чепецк.РУ 17.10.19, 17:20
Ответ на вопрос есть в тексте материала. Ушлый магазин бытовой химии не относится ни к кафе, ни к профильным алкогольным магазинам. И картину в целом никак не меняет — их таких почти и не осталось.