Наша отрасль — одна из защищённых

15.11.19, 09:56

Больше года во главе «Уралхима». Сергей Момцемлидзе, семь лет руководивший чепецким заводом минеральных удобрений, в прошлом году назначен гендиректором компании. У Сергея Раулиевича однозначный подход: развитие предприятие начинается со стратегии на обозримый срок, которая учтёт внутренние факторы, тренды рынка и промышленности. Стратегическая сессия площадок «Уралхима», прошедшая несколько недель назад, станет определяющей для их развития. И, конечно, коснётся городов, где размещены производства химгиганта.
Чепецк официально и фактически остаётся моногородом, а здоровье основного предприятия — системообразующим и для города. Вопрос становится актуальнее на фоне падения цен на аммиак и новостей о долговом бремени химкомпании, активно появляющихся на фоне противостояния на химическом рынке.


О развитии, африканских рынках, нишевых продуктах, диджитализации и долгах холдинга. Гендиректор «Уралхима» Сергей Момцемлидзе дал большое интервью «Коммерсанту».
Процитируем основные тезисы.


О пятилетней стратегии

Мы развиваем производство нишевых продуктов и продолжим делать это в дальнейшем. До 2025 года мы ожидаем ощутимого повышения спроса на них (более 10% в год), в то время как традиционные продукты будут расти в пределах 1%. Ещё одно направление — новые бизнесы в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитиков, объём этого рынка к 2035 году составит $220 млрд, в то время как рынок азотных минеральных удобрений и промышленных продуктов будет всего $90 млрд. Притом что сейчас «молодой» сегмент уступает традиционному направлению. Отсюда и желание развивать новые тренды, связанные с робототехникой, умными датчиками для ферм, точным земледелием.
Наша цель на период: увеличить долю рынка в России в сельском хозяйстве c 13% до 16%, а в промпроизводстве — с 31% до 35%.

Наша отрасль — одна из самых защищенных.
Население планеты растет, в то время как количество пахотных земель не увеличивается.

Поэтому постоянно требуется повышать интенсивность земледелия через поддержание плодородия почв. Следовательно, вносить больше удобрений.

О рынке и показателях

По объёму производства у компании будет небольшой прирост. В прошлом году мы произвели 6,4 млн тонн, в этом планируем почти 6,45 млн тонн. Доходы от продаж наших основных продуктов с небольшими отклонениями останутся на уровне прошлого года.
Заметное снижение ожидается по аммиаку, и причина тут исключительно рыночная — он сильно просел в цене после введения большого количества новых и расконсервации действующих мощностей в мире на фоне снижения цен на газ. В связи с этим наши показатели будут несколько ниже прошлого года, но о конкретных цифрах пока говорить рано.


Об инвестициях

Капиталовложения в проекты, связанные с развитием, у которых есть понятная окупаемость — около $100 млн ежегодно. Крупных проектов пока не запланировано. Но при этом речь идет не только о расширении действующих производств. Мы будем создавать новые продукты.

Сельское хозяйство десятилетия оставалось традиционным. Но сейчас мы стоим на пороге больших изменений. Прежде всего речь идет о точечном земледелии, urban farming, которое создает новые требования к удобрениям. Аграрии будут покупать удобрения с конкретными полезными веществами для конкретных культур или для конкретного гектара земли, потому что она везде разная. Это говорит о том, что наша отрасль будет идти от базовых продуктов к нишевым товарам, и мы будем наращивать их долю в нашем портфеле.
У нас одобрены проекты по нишевым продуктам на 0,5 млн тонн (удвоение текущего объёма). А на конец 2025 года мы хотим выйти на уровень порядка 1,5 млн тонн.

В этом году мы разморозили инвестиционную программу, сейчас в работе около 40 проектов. Один из самых значимых — почти двукратное увеличение мощностей по производству безводного нитрата кальция к концу 2021 года.

img
Увеличение производство нитрата кальция — это вложения в чепецкую производственную площадку.

Мы являемся фактически единственным производителем продукта в России и видим высокий спрос на него в ближайшие годы. Сейчас мы производим 135 тыс. тонн, в следующем году мощности вырастут на 95 тыс. тонн, а через год — ещё на 40 тыс. тонн.

На «Пермских минеральных удобрения» мы запустили в работу проект AdBlue — реагент, используемый для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. На «Воскресенских минеральных удобрениях» увеличиваются мощности МАФ 12–61 (моноаммонийфосфат специальный водорастворимый). Также работаем над запуском линии по выпуску НС 26:13 (нитрофосфат) и сложных удобрений — NPK.


О долговом бремени

Сейчас долг компании чуть ниже $4 млрд. Значительная часть заработанных денег идёт на погашение процентов и тела кредита, с начала года мы выплатили $270 млн. Платежи делаем по графику, который ни разу не нарушили. Наш долг будет уменьшаться со временем. У нас большие выплаты в следующем году, но мы уже в процессе переговоров по рефинансированию этого долга. Уверен, что договоренность будет достигнута.
Новые кредиты не планируются. Тех денег, которые мы зарабатываем, хватает на развитие производства и постепенное погашение долга.


О диджитализации

У нас есть проекты по внедрению систем с машинным обучением. Совместно с IT-компаниями создаём онлайн-советчиков, которые предлагают корректные параметры ведения технологического процесса. Они, конечно, не заменяют человека, но будут подсказывать, как в данный момент лучше поступить.


Таких проектов у нас порядка 15. И практически все мы реализуем без денег. По условиям договоров мы платим только при достижении положительного результата.

img
Внедрение автоматизированных систем для управления химическим производством проходят и на чепецкой производственной площадке.

Ещё один большой проект — Digital Agro, которое занимается цифровизацией сельского хозяйства. Здесь мы не первооткрыватели в мире, но на российском рынке мало компаний, которые бы продвинулись дальше нас. Задача состоит в том, чтобы создать платформу экосистемы для аграриев, где они могли бы решать все свои проблемы и создать систему по аналогии с Alibaba с неограниченным количеством участников, потребителей и поставщиков.

img
Опытное внедрение Digital Agro проходит и у нас в регионе.

Там можно будет купить удобрения, оплатить их, получить цифровой сервис по «эффективному гектару». Каждый сельхозпроизводитель будет видеть свои поля на карте, получать рекомендации. Также там будет агроуниверситет. И все это в цифре, в смартфоне у людей, которые работают в поле. При развитии мы рассчитываем привлечь и профильные банки, которые финансируют аграриев. Еще одна задача — упростить процесс получения субсидий, сократить путь между Минсельхозом и сельхозпроизводителями.

Агроэкосистема через пять лет сможет приносить нам существенный доход. Кроме того, небольшие цифровые проекты на производстве, которые реализованы, нам уже позволяют увеличить объем выпуска готовой продукции. Но главное, когда ты более стабильно ведешь процесс, увеличивается межремонтный пробег и такие сопутствующие улучшения уже происходят.


О разнице управления заводом в Чепецке и всей компанией

Разница огромная. Есть свои особенности. На заводе ты можешь увидеть плоды своей работы, зайдя в цех. Там производится продукция, грузятся вагоны, идёт ремонт оборудования. И ты видишь, какие происходят изменения на основании твоих решений.

Когда ты руководишь огромной компанией, заводы которой раскиданы по стране и даже по миру, то, конечно, обратная связь приходит по большей части дистанционно — в виде отчётов.

img
Вместе с тем, Сергей Раулиевич нередко бывает в Чепецке, и не только по делам производства. Вложения бюджета и компании в инфраструктуру — остаются в поле внимания.

Ставьте лайк, если нравится материал