Быть всю жизнь счастливым... какое несчастье!

24.02.20, 19:07

Бунтарь в искусстве, непримиримый враг комментаторов-теоретиков, критик для города. Со дня рождения Алексея Михайловича Перевощикова, знаменитого фотохудожника, прошло 115 лет. Он до последних дней жизни творил; сожалел, что тело устарело, в то время как душа — отчаянно кричит.
И надеялся, что его труды, часть которых пылятся в запасниках музея, не пропадут даром.

Известность пришла к Алексею Михайловичу не сразу — слишком смелым для своего времени была технология его работ. Он использовал предпечатное совмещение и обработку плёночных негативов, отчего в наши дни кажется, что имеешь дело со следами фотошопа. Но происходило это ещё до появления компьютера.

Алексей Михайлович Перевощиков на снимках Петра Бармина и Евгения Муллина.

Но не только смелость подхода отличала Алексея Михайловича. Об этом стараются не упоминать, но для современников и для города он был неудобен. Потому что оставался непримиримым и честным критиком в случаях отсутствия вкуса в обустройстве городской среды.
Что говорил фотограф о городе? Много хлёстких вещей, вот пример: «Вятская набережная: сплошная голая стена без архитектурных силуэтов. А ведь как любим нами этот берег! Теперь этот берег — свалка. Архитектор не додумался как-нибудь облагородить его. Такое новое — уродливо. У нас нет в городе уголка, чтобы полюбоваться им. Когда делали фильм о городе, я говорил об этом. Стёрли. Идя по городу, не смотрите по сторонам: всё равно ничего красивого не увидите».

Работы А. М. Перевощикова прославили родной город, его именем названа городская улица, его выставки проходили за рубежом, а снимки получали признание на различных уровнях. Давно звучат слова, что наравне с другими знаменитыми земляками Алексей Михайлович — выразитель эпохи, часть лица города и его идентичности. Говоря так, большинство до сих пор стесняется признать, что при жизни фотографа считали, мягко говоря, «странным». Что дни его были наполнены непониманием, отрицанием, складывались непросто. Ведь признав это, придётся считать и критический взгляд — важной частью нашего менталитета… Но тогда выстроенная современная местная сервильная политика посыплется как карточный домик.

Опыт фотографа доказывает: мнимый «позитив» не является синонимом любви. А для творчества важна честность, даже если в ущерб себе. Достаточно прочитать мемуары Алексея Михайловича , чтобы понять это: «Бедняк бедняка чувствует издалека. Я износил, доносил трое штанов приятеля. И его же зимний ватный пиджак я носил семь лет. У другого приятеля я износил подаренные им ботинки. Ну и так далее. Творческая фотография не кормит, ее надо кормить, прожорливую. Я — оборванец в жизни своей».

Востребованы ли снимки полувековой давности сегодня? Сотни публикаций фотографий Алексея Михайловича на профильных фотофорумах и блогах, больше десяти миллионов посещений сайта с его работами … В рунете мастера не только признают, но и стараются ориентироваться на его философию и подход. В иностранном сегменте сети мы сделали инстаграм-аккаунт, чтобы продолжить выполнять «завещание» фотографа.
Завещание-надежду, что его работы окажутся нужным. Злая ирония в том, что об этом подзабыли в самом городе: за пятнадцать лет, прошедших с нашей работы по оцифровке главных работ А. М. Перевощикова, — это направление так и не сдвинулось с места. Другие фотографии лишь изредка извлекаются на выставки, а в публичном постоянном доступе так и не появляются.

Ставьте лайк, если нравится материал