Не опустели в этом году магазины чепецкие

24.12.20, 20:40

Уходящий год, по версии журнала Time, назван одним из худшим за десятилетия. Возможно, доля истины тут есть — пандемия показала, как хрупко видимое благополучие и как сильно оно зависит от образа жизни и транспарентности мира. С другой стороны, для промышленных городов вроде нашего ситуация выглядела устойчиво. Судите сами: никаких катастрофических последствий Кирово-Чепецк не испытал благодаря сектору, в котором работают его основные предприятия. Химическая отрасль чувствует себя хорошо — это подтверждает выполнение производственных планов, поставленных в прошлом году.


Хотя без потерь и не обошлось. Расскажем отчётливых об изменениях и тенденциях рынка торговли и услуг в Кирово-Чепецке. И, конечно, не забудем об обзоре декабрьских перемен.

И начнём с вещей настолько очевидных, что не требуется слыть заправскими экономистами. Минувший год послужил катализатором давно идущего процесса ликвидации небольших (и, наоборот, огромных) торговых точек. Первое касается небольших магазинчиков, пытающихся работать по старой схеме линейной перепродажи товаров. До того, как доставки плотно вошли в обиход и сделались неимоверно быстрыми — это прекрасно работало. Но сейчас и жителей провинции не проведёшь: всё меньше желающих покупать ширпотреб по завышенным ценам, всё больше людей правильно считают выгоду и переходят к онлайн-маркетам.
Пожалуй, это решающая вещь для маленьких городов: с одной стороны, загибаются небольшие вещевые магазинчики, с другой стороны — редеет ассортимент мест с более сложными товарами, и остаётся либо самое необходимое (как, например, во всём что относится к ремонту); либо продукция соответствующего городу ценового диапазона лоу-энд (как, например, происходит с электроникой).
А то, с чем не расправились онлайн-площадки — успешно добивают федеральные сети, если говорить о магазинах продуктов питания. И не факт, что есть повод кручиниться об этом: в конечном счёте, потребитель выигрывает от цен. К тому же те, кто успел уловить течение и перестроится — чувствуют себя неплохо. Взять, например, сеть «Суджук», колоссально сократившуюся за десятилетие. Сейчас они стабилизировались на нескольких магазинах, но нашли элегантное решение для бизнеса, сделали упор на собственную продукцию. И кроме кулинарии усилили три направления производства: мясопродукты и их переработка, выпечка и кондитерские изделия. Похвалы и признательности заслуживают все, кто сумел перестроиться или найти свою моно-нишу.


Другой парадоксальный аспект местного рынка связан с деловой недвижимостью. Уму не постижимо, как умудряются местные «рантье» сочетать перегретые цены с низким спросом! Первое тому подтверждение, что реальные суммы сделок сильно отличаются от публичных предложений в сторону уменьшения. Это секретик, который знает любой чепецкий риэлтор: местечковый менталитет заставляет назначать стоимость выше, чем владельцы рассчитывают в реальности получить. Поэтому так отличается динамика по жилым и нежилым помещениям — если стоимость первых в разрезе пяти лет снизилась на треть, то второй сектор продолжает сохранять видимость дороговизны.
А пока неунывающие владельцы ищут интересантов на недвижимость в городе с излишком предложений, обратим внимание на другой фактор: низкий спрос на деловую недвижимость, в особенности большой квадратуры. Минувший год поставил одновременно два рекорда: как по числу безуспешно стоящих на продаже объектов, так и по их стоимости. Бывшее здание «Лидера», бизнес-центр на пересечении улицы А.Некрасова с улицей Ленина, здание на пересечении улиц 60 лет Октября и Володарского, недостроенное здание хостела на улице Островского, банно-оздоровительный комплекс, бывший офис КЧУС на улице Школьной, помещения в бывшем «Востоке», почти этаж в здании на Ленина 24, двухэтажное здание № 17-б на проспекте Мира, торговые площади на улице Молодёжной 9/1, помещение бывшей «Берёзки» на Горького, бывшее кафе «Кандейка», бывшее кафе на улица Калинина, бывший «Росбанк» на улице Ленина, ТЦ «Фрегат», и даже легендарная «Козловская станция»… А ещё множество помещений поменьше. Плюс, пустующие без арендаторов площади. Плюс, пустующие промышленно-производственные площадки.


Внушительный список площадей, на которых не отыскиваются интересанты. Зачитывая его можно патетически воздевать руки к небу и предполагать пришествие эры декаданса для местного бизнеса. Хотя статистически (по показателям экономики) никакая катастрофа не угадывается. Вместе с тем, переживания оправданы: снижается разнообразие мест и характера предприятий, что имеет пагубный социальный эффект. Грубо говоря, Чепецк ничего не может предложить узким специалистам, вынуждая их покидать город.


Третий любопытный нюанс — о предприятиях общественного питания, понёсших самый серьёзный ущерб в этом году. Потери Чепецка ограничивались пабом «Три Льва» (теперь — кальянная без блюд) + столовая и кафе «Малахит» (закрылись) + «Black bar» на пр. Мира, 43-е + гриль-баром «КGB», который располагался на первом этаже бывшего «Востока» + долговременная остановка работы «Пивной» на Южном + в усечённом виде работает «Япономания» в ТЦ «Россия» и «Куршавель».
Для нашего города это значительный перечень. Но ощущение недостатка в кафе у горожан практически не возникло — этому не посвятили ни одного поста в крупнейших пабликах. В каком-то смысле, пандемия просто расставила всё по своим местам: продолжили работать именно самые востребованные заведения. И это, безусловно, признание их значимости и правильной политики работы.
Интересно, в нише доставки еды нашлись смельчаки, решившиеся подвинуть устоявшуюся на рынке компанию. Хотя, казалось бы, для семидесятитысячного города число доставок и так кажется большим. Но в этом году добавились ещё две: «Шавермыч» и «КвадроПицца».



Переход к декабрьским переменам начнём с очередного измывательства над зданием бывшего кинотеатра «Восток». Мало было надругаться над архитектурой здания во время перекраивания фасада, вылепив аляповатый короб из монументального сталинского классицизма.
Новый арендатор помещения на первом этаже радикально подошёл к наружной рекламе, добавив хтони исторической застройки квартала «Балезино». Не будем углубляться в рассуждения о том, что алкомаркетов стало неприлично много (раз открываются — значит есть спрос). Скажем лишь, что: во-первых, такое издевательство над внешним обликом города — неуважение к гражданам; во-вторых, разумеется, наружная реклама в таком виде нарушает правила внешнего благоустройства и её размещение не было согласовано с архитектурой. Посмотрим, как сработает на практике в этом вопросе администрация города.


Неплохое новое место нашла себе «Ниндзя Пицца», работавшая раньше в цокольном помещении ТЦ «Улыбка» на проспекте «Мира». Теперь кафе переехало в здание «Суджука» на въезде в город. Быть может, это поможет вернуть заведению прежнюю популярность. Хотя одной локацией, конечно, это не решается. Люди выбирают место за вкус и качество блюд. В любом случае, им можно только пожелать успехов.


Помещение у перекрёстка переулка Первомайский и улицы Энгельса, где некогда располагался обанкротившийся магазин спортивной одежды, занял круглосуточный продуктовый магазин. И это не то, о чём вы подумали, никакая не ширма для ночной торговли алкоголем! Вполне приличное место с внятным ассортиментом и нормальными ценами. Новые владельцы проданного приставами помещения немного привели в порядок фасад, что тоже только в плюс.


А вот в этом случае чутьё не подводит: на месте продуктового магазина рядом с почтой в доме № 3/1 по улице Сосновой открылся «Маркет 24». Это именно то и именно для того, что напрашивается исходя из названия и локации.
С грустью можно отметить: способы, изобретённые после ограничений ночной продажи алкоголя, выдержали проверку временем и ведомствами. Или просто никто из них всерьёз не захотел разбираться в ситуации. Впрочем, опять же, спрос решает…


Не утихает любовь жителей города к продуктам из дружественной республики Беларусь. Теперь в Чепецке целых четыре точки по продаже колбас, мяса, сыров и молочки, произведённых в соседней стране.
Новый магазин открылся у пересечении улицы Луначарского и проспекта Мира.


Напоследок несколько небольших изменений. Во-первых, в ТЦ «Россия» никак не устаканится перечень магазинов — они приходят и уходят оттуда достаточно часто. Последним выбывшим стал обувной магазин Belwest.


В ТЦ «Пирамида» открылся ортопедический салон «Орто+Доктор». Довольно разнообразный список тематических и медицинских товаров, направленных для лечения и поддержания здоровья осанки и конечностей.


Знаете другие интересные или важные перемены на местном рынке?
Делитесь в комментариях!

Ставьте лайк, если нравится материал