Голосованием благоустроен не будешь

08.07.21, 10:46

Четвёртый год горожане голосуют за благоустройство одной из территорий Кирово-Чепецка. Но одним только опросом дело не ограничивается: ежегодно активные горожане предлагали до десяти реалистичных идей ремонта, реконструкции, озеленения или создания важных элементов инфраструктуры от тротуаров до спортивных объектов. Сколько прекрасных вещей предлагалось за это время! Бесценный готовый план, который грамотная власть, заботящаяся о гражданах, может смело брать на карандаш. Немалую часть из предложенных вещей удалось воплотить за федеральный счёт. Город меняется к лучшему. В каком-то смысле это даже неизбежно, когда государство выделяет достаточно денег.
При этом остаётся только один нюанс: расстановка приоритетов. Ведь Чепецк — город компактный, и количество нужных вещей здесь величина конечная и понятная. А вот если чья-то странная воля раз за разом вычёркивает из списков лидирующие идеи…
Вспоминаем проекты последних лет, которые поддерживали тысячи горожан, но они отчего-то оказались забыты.

Карпаты

Одно из любимых мест для прогулок и тренировок в шаговой доступности, которое больше десяти лет поддерживается силами спортивного актива с привлечением средств спонсоров. В Кирово-Чепецке нет более долговременного проекта. Ежегодно здесь проводятся десятки спортивных соревнований, а суммарная посещаемость измеряется тысячами человек.
В чём суть идеи? Монтаж освещения вдоль одной из трасс, чтобы создать условия для нормальных тренировок зимой с ранними сумерками. Чтобы спортивные школы, образовательные учреждения и любители могли кататься в своё удовольствие и проводить занятия. Предлагаемая концепция значительно дешевле сквера на улице Первомайская или «Южного парка».
«Карпаты» — проект, наиболее пострадавший от специфического подхода администрации города. Входил в число лидеров по числу голосов в 2018/2019, но не был реализован. В последующие годы чиновники безосновательно отказывались включать территорию в голосования по национальному проекту, что подтверждает Минстрой России. Фактически, год от года территорию злонамеренно лишали шансов на развитие.

Тротуар от мемориала БМП вниз к улице Чепецкой

У микрорайона 3-а очень специфическая пешеходная инфраструктура. На впечатляющее число домов приходится только один полноценный спуск от проспекта Кирова — тротуар вдоль улицы Ленина. Но есть ещё две народные тропы. Одна из них идёт вдоль школы № 4, там переходит в грунтовую тропинку. Другая ведёт вниз от мемориала памяти воинам-интернационалистам с БМП.
В чём суть идеи? Сделать тротуар с освещением между мемориалом с БМП и ул. Чепецкой (по стадиону и вдоль четвертой школы). Это существенно повысит комфорт для жителей микрорайона.
Проект был одним из лидером голосования в 2019 году, в последующие годы в списки голосования его не включали.

Красивый берег «Боёвского пруда»

Водоём-выпариватель в микрорайоне № 21, являющийся частью ливневой канализации, мог бы быть краше. Сейчас место выглядит заброшенным — заросший кустарником и разнотравьем котлован, неухоженная территория вокруг.
В чём суть идеи? Проект достаточно сложен, поскольку включает в себя гидротехнические работы: чтобы вернуть воду, потребовалось бы чистить квартальную ливневую канализацию и повысить уровень «дамбы», выходящей из пруда со стороны ВАПК.

Лесная велотрасса

Кирово-Чепецк называют зелёным городом. И это правда: во время застройки на территории города удалось сохранить несколько лесных массивов. В последние годы их начали приводить в порядок: освещение лесных дорожек появилось у школы № 6 и частично у лицея. Рельеф в лесу у последнего позволяет подумать не только о дорожках, но и об активном отдыхе.
В чём суть идеи? Сделать небольшой «велопарк» — обустроить внутри лесного массива трассу для катания. Публичной детализации у концепции не было, но звучит достаточно оригинально и, вместе с тем, посильно.

Площадь в Каринторфе

Пыльная грунтовая дорога, старые металлические рыночные павильоны, деревянные дома на заднем фоне и чиновники, вещающие с бетонной плиты, заменяющей сцену. Нет, это не зарисовка из далёкого прошлого и не описание постапокалиптического быта. Так десятилетиями выглядит любой праздник заречного микрорайона, будь то новогодние гуляния, День Победы или день рождения Каринторфа.
В чём суть идеи? Жители микрорайона не раз выходили с идеей благоустройства площади для массовых мероприятий. Готовили несколько вариантов того, какой бы она могла стать. Однако финансирования проект не получил.
Если смотреть по проценту поддержки идеи среди каринторфцев, то он близок к абсолютному. А если смотреть на цифры, то микрорайон с двумя тысячами жителей не может состязаться с основной частью города. Особенно, когда есть причины сомневаться в честности голосований (в последние два года активно используется административный ресурс).

Ленинградская ограда

Можно скептически относиться к исторической ценности подавляющего большинства построек, имеющихся в Кирово-Чепецке. Но что есть, то есть. Другой истории и иных черт у Чепецка не появилось. И это лишний повод беречь то, что существует. Одну из таких отличительных черт город частично утратил в результате бестактной и неумелой реконструкции на улице Зверева. А другая архитектурная достопримечательность — «ленинградская ограда» на проспекте Кирова находится в предаварийном состоянии, как показывает недавняя экспертная оценка
В чём суть идеи? Провести аккуратный ремонт с сохранением оригинального облика.
Проект заявлялся на голосование в текущем году. Но активное использование административного ресурса для прокачки политически-мотивированного проекта лишило горожан возможности честного выбора.

Тротуары, тротуары

Есть диспропорция между дорогами и тротуарами: если большая часть улично-дорожной сети приведена в порядок, то с тротуарами ситуация остаётся менее позитивной. Улица Ленина, проспект Мира, улица Сосновая… список можно продолжать долго.
В чём суть идеи? Исходя из востребованности, состояния, нагруженности и дистрибутивной справедливости (пропорция выделения средств между микрорайонами) — вести работу по ремонту тротуаров.
Ремонт нескольких пешеходных зон заявлялся на голосование в текущем году. Но сделано было достаточно хитро — улицы заявлялись отдельными проектами. Поэтому каждая в отдельности проиграла административному ресурсу. А вот суммарно три тротуарных проекта собрали больше голосов, чем «Южный парк».

Улица Революции

Ещё одна специфическая деталь микрорайона № 3-А — улично-дорожная сеть. Чрезвычайно длинные и неудобные квартальные проезды и только несколько заездов внутрь: со стороны улицы Ленина и со стороны улицы Революции.
В чём суть идеи? Отремонтировать дорогу по улице Революции! Речь об этом идёт уже полтора десятка лет, дорога успешно участвовала в народном голосовании, но её до сих пор нет в обозримых планах ремонта. Хотя её ремонт оказался бы не менее полезен, чем асфальтирование улицы Строительной или переулка Базового, которые к жилым массивам не ведут.

Дорога к девятому садоводству

Чем выше средний возраст жителей города, тем более популярно садоводство. Большой плюс, что приведена в порядок дорога по улице Ганинская, ведущая в основной садоводческий массив. Однако работа не была сделана до конца — участок до девятого садоводства последний раз видел ремонт более десяти лет назад.
В чём суть идеи? Привести в порядок участок. Ремонт анонсировался в 2018 году, однако впоследствии дорога пропала из списка запланированных ремонтов.

Квартальные дороги

Парадоксальная чепецкая ситуация: дороги, имеющее значение для целых микрорайонов не ремонтируются под прикрытием объяснения, что являются частью придомовой территории. Но так получилось не случайно: кадастровое деление города (распределение земель на придомовые и муниципальные) в Чепецке был выполнен максимально невыгодным для горожан образом, порой без какой-либо логики. В общее имущество включались все элементы инфраструктуры общего назначения, чьё состояние влияет на комфорт кварталов и микрорайонов. Таким образом и сквозные проезды внезапно стали собственностью жителей, а у администрации появился способ уходить от ответственности за их содержание.
В чём идея? Менять кадастровое деление и справедливо распределять федеральные деньги для ремонта проездов между микрорайонами.


Проекты ППМИ, голосования по комфортной среде, «Народный бюджет», дорожные опросы — эти вещи позволили накопить запас идей на долгие годы вперёд. Идей, которые востребованы жителями. Плюс, линейная аналитика записей городских пабликов позволяет определить не только самые злободневные вопросы, но и конкретные локации, лидирующие по числу жалоб. То есть для составления многолетнего плана известны все данные, проблемы и желания. Следовать им — прямая обязанность властей, а не какое-то особое достижение.
Чего для этого совершенно не требуется, так это показных рейдов раз в пятилетку, симуляций сбора предложений накануне выборов или имитации составления стратегий.

Ставьте лайк, если нравится материал