Кому отвечать за дороги?

07.10.21, 12:15

В ближайший месяц муниципалитет определит подрядчиков, которым доверят обслуживание улиц и тротуаров в следующие годы. На площадке электронных торгов опубликованы соответствующие аукционы. С нового года начнут действовать новые контракты на обслуживание дорог, одновременно поменяются и зоны ответственности подрядчиков.
Если раньше улично-дорожная сеть делилась на шесть частей, то сейчас лоты укрупнили и их вновь стало четыре. Укрупнение произошло за счёт объединения в один заданий по уборки центральной части города и спуска к промзоне. Известно также, что на этапе подготовки задания администрация рассматривала и более радикальный вариант укрупнения. От него отказались, поскольку ни один из подрядчиков в этом случае не смог бы заявиться на аукцион по требованию к сумме уже исполненного контракта.


Что происходит? Запущены традиционные аукционы по поиску подрядчиков для обслуживания улично-дорожной сети. Больших изменений в сравнении с прошлым циклом нет: не считая укрупнения, суть лотов осталась прежней. Равно как и сумма: стоимость контрактов проиндексирована на 5% (официальная годовая инфляция), хотя срок договора составляет два года и индексация на 10% была бы более логичной. За два года казна готова заплатить подрядчикам не более 80.1 млн рублей — такова совокупная стартовая цена по всем аукционам.
Отметим, что за минувшие пять лет произошло существенное удорожание ГСМ, но это не отразилось на стоимости контрактов. Нежелание приводить цену в соответствие с реальными расходами привело к стагнации коммунального рынка. Число организаций, занятых в секторе, остаётся практически неизменным десятилетиями.


И хотя основные игроки коммунального рынка известны («Экогород», «Автоколонна», «Транспром»), неоднозначные сюрпризы не исключены. Вероятно, что вернуться к муниципальным контрактам попробует «СтройХлынов», который до 2019 года имел максимальное количество нареканий в сравнении с другими подрядчиками. Попытка возврата может привести к существенной игре на ценах, которая в конечном счёте скажется на качестве.

Что-то ещё изменится? По сути, нет. В техническое задание всё также включены критерии содержания дорог, а не сухая ссылка на нормативы. Это упрощает контроль и наложение штрафов. На практике, правда, в минувшем сезоне отношение к подрядчикам было откровенно неравнозначное. Направление на Каринторф и дороги внутри посёлка, всесезонно имевшие нарекание по качеству обслуживание, почему-то получило минимальное количество штрафов.

И ещё есть хорошая новость: с нового года вступят изменения в Федеральных закон № 44-ФЗ, упрощающие расторжение контрактов с нерадивыми поставщиками и включение их в «чёрный список». В случае, если кто-то из подрядчиков будет отрабатывать плохо, горожане способны сначала добиться наложения на него многочисленных штрафов, а после вынудить муниципалитет принять более серьёзные меры.

Ставьте лайк, если нравится материал