Н.Ю. Белых посетил фосфоритный рудник КЧХК
Вятско-Камское месторождение — это более 45% общероссийских запасов фосфоритов. В 2007 году ООО «ЗМУ КЧХК» получил лицензию на разработку Сординского участка месторождения сроком на 20 лет. Участок расположен в Верхнекамском районе Кировской области, поблизости от поселка Рудничный, а его прогнозируемые запасы — от 40 миллионов тонн фосфоритной руды.
Нынешним летом (летом 2009 года — ред.) к нам в Верхнекамье приезжал губернатор Кировской области. Принимали его, что и говорить, по высшему разряду. Но одно дело читать в прессе официальные до почтительного придыхания отчёты, а совсем другое — составить себе впечатление от… впечатлений.
Губернатора
Время шло. Встречающие начинали томиться. Две группы операторов (кировские и НТВэшные) успели заснять с разных ракурсов и дорогу, и делегацию, и окружающий ландшафт. Из пролетавших автомобилей выглядывали лица с круглыми от удивления глазами — что это, свадьба, сходка, стрелка?.. Депутат Госдумы Розуван громко рассуждал об отношениях России с Белоруссией. По фуражке начальника районного ОВД шеренгами бродили комары, одуревшие от такого праздника для их комариных желудков. В живописном беспорядке стояли машины — в основном «волги», а также «патриот» главы района. В отдалении, у заброшенного поста ДПС маячил начальник ГИБДД — на случай непредвиденных ситуаций.
Такая ситуация не заставила себя ждать. Со стороны Кирса с гудками, лентами и колокольчиками подкатила
Наконец по мосту прошуршала иномарка областных гаишников, за ней солидно тормознул чёрный джип. Губернатор
В Рудничный влетели на той же скорости. Поскольку из графика и так уже выбились часа на полтора, было решено не рассусоливать. Джипы и «волги»
На встрече с Боциевым (привет «Вятским фосфоритам»!) зашла речь о перспективах месторождения на Сорде. Под окнами рудоуправления сидели мальчишки, разглядывали джипы губернатора и депутата Госдумы, а также телеоператоров. Водители хвастались друг перед другом, кто сколько скорости выжимает по областным дорогам. Сотрудники ГИБДД скромно стояли в сторонке.
Из Рудничного кортеж заторопился дальше. Люди жались к обочинам, пыль вилась столбом, гаишники отдавали честь (см. выше). «Ну тормозни меня, ну штрафани, я непристёгнутый!» — в упоении вопил из машины
На Сординское месторождение заехали вроде как посмотреть. Но Боциев учтиво предложил губернатору подняться на стрелу шагающего экскаватора. «А давайте!» — воодушевился тот, скинул пиджачок и, высокий, фактурный, смелый, полез по ступенькам.
Высота стрелы — 30 метров над уровнем земли. У сопровождающих отваги было хоть отбавляй. Примеру губернатора последовали Розуван, фотокор из
Сверху никто не упал
В Лесном кортеж произвёл фурор. Люди выстраивались вдоль дороги и снимали вереницу автомобилей на сотовые телефоны. Должно быть, детям и внукам будут демонстрировать. Но поскольку улицы в Лесном давно забыли, что такое ремонт, джипам пришлось ощутимо скинуть скорость и ковылять на 10–15 км/ч. Зато дали возможность вдоволь на себя полюбоваться.
В Лесном на осмотре были котельная, баня и бассейн. Рваные обшлага походных губернаторских джинсов как нельзя лучше смотрелись на фоне лесновских задворок. Недалеко от бассейна маячили мальчишки с мячиком. Депутату Госдумы пришла мысль пообщаться с детишками. «Дети, идите сюда! Ком цу мир!» — зычно позвал их Розуван. Ребята, напуганные иностранной речью, приблизились и смирно сообщили, что они здесь в футбол играют. Делегация решила осмотреть стадион и поползла на заросшее травкой поле, где некоторые из сопровождающих чуть не поломали ноги.
Аккордом посещения посёлка стала одна из зон на Комендантском. Вообще то, кажется, приезда губернатора ждали и в колонии Рудничного, но вся слава досталась лесновской «пятёрке». Ворота были распахнуты настежь — заходи кто хочет в нашу родную зону! Охрана стояла не дыша, плац был вылизан, ни одной зековской физиономии не виднелось даже в окнах дальних бараков (думаю, всем велели сидеть под нарами). Губернатор осмотрел очень чистенькую спальню в одном из отрядов, столовую (повара с уголовной осанкой не знали, куда щемиться в кухне), церковь и воспитательную комнату. В последней сидели человек 15–20 заключённых с благообразным видом. Депутат Госдумы дал здесь сольный концерт, втолковывая зекам, как полезно и необходимо трудиться для блага общества и самих себя.
У ворот зоны стояли люди — не так чтобы много, но женщины и дети присутствовали. Возможно, они надеялись, что губернатор снизойдёт до того, чтобы поздороваться и
Но это, как говорится, совсем другая история.
![]() |