ДК «Дружба»: нужен выход из кризиса

04.10.07, 19:55 3 комментария

Открытое письмо В.Н.Басову, главе города, председателю Кирово-Чепецкой городской Думы, В.И.Медведкову, генеральному директору ОАО "КЧХК"

Мы - бывшие участники художественных коллективов, в которых прошли детство и юность большинства горожан. Мы - родители детей, возможности развития и гуманитарный потенциал которых зависят от налаженной работы главного городского Дворца культуры. Мы - зрители мероприятий, которых когда-то полные залы "Дружбы" наполняли гордостью за свой город, за творческие возможности земляков. Мы - горожане, которые не собираются покидать Кирово-Чепецк, которые хотят, чтобы наш город не растрачивал, а накапливал традиции и возможности для полноценной жизни.

Мы обеспокоены ситуацией, которая сегодня складывается в ДК "Дружба", т. к. видим, что настоящее положение дел замалчивается. На многочисленные звонки и вопросы горожан руководство ДК отвечает, что для творческих работников ДК "созданы все условия " и что "обстановка нормализовалась". Эти заявления не только не соответствуют положению дел, но прямо противоположны происходящему. В действительности происходит следующее.

7 февраля 2007 года коллектив ДК был ознакомлен с письмом г.Осипова (собственник ОАО "КЧХК" - ред.) о переводе ДК на самоокупаемость. Необходимых и достаточных действий по перестройке работы предпринято не было: не разрабатывалась новая стратегия, не искались адекватные формы работы, не изучались зрительские запросы, не было внесено изменений в традиционные мероприятия.

Во многом результатом этого бездействия стало предложение в сентябре наступившего сезона перейти на работу в половину ставки всем руководителям кружков, т.е. всех специалистов, работающих с детьми. Обращаем ваше внимание, что в ДК "Дружба" до 1 сентября 2007 года работали самые квалифицированные и плодотворные руководители творческих коллективов. Это те специалисты, которые в самые тяжелые для любительского творчества доказали свой профессиональный выбор и состоятельность, не ушли на более денежную или более спокойную работу, а продолжали выращивать творческие возможности наших детей и горожан.

Сегодня после "реорганизации" ДК из него ушли Г.Н. Широкова (ТСК "Аэлита"); И.А. Кузнецова (оркестр народных инструментов); Л.Н. Ляпина (народный театр кукол), И.Б. Стародумова (вокальный ансамбль "Мелодия"). Такие специалисты как А.В. Скорб (духовой оркестр) и О.В. Богомолова (ансамбль эстрадного танца) будут работать на половину ставки.

Как бывшие участники любительских коллективов и как родители участников художественной самодеятельности "Дружбы", хотим обратить ваше внимание на то, что при существующих организации дел и управлении улучшение и активизация работы практически невозможны по следующим причинам:

1. Руководители коллективов поставлены в ситуацию, когда придумывать собственные выступления, рекламировать их, продавать билеты, делать костюмы и искать площадки для "проката" они должны сами. Каждый по отдельности.

2. В таком порядке невозможно выработать общую линию действий, рационально планировать "ударные" и текущие мероприятия, нет возможности увеличить творческие вложения работников и коллективов, т.к. их силы отвлекаются на работу смежных цехов (методического, сценарного, рекламного, организационного).

3. Проблема же неэффективности работы ДК и утраты зрительского интереса заключается в том, что отсутствует общее художественное руководство, не разрабатывается единая зрелищная концепция, нет специалистов, способных "подавать" номера наших коллективов в эффектной форме интересных мероприятий, нет новых идей и профессиональных постановочных придумок.

Обратите внимание: передачи, имеющие на ТВ наибольший интерес, в основе своей имеют одни и те же "вечные" составляющие - песни, танцы, актерские выступления. Зрительское внимание они собирают только потому, что были найдены интересные и свежие постановочные идеи: "Танцы со звездами", "Минута славы", "Фабрика звезд"… Можно возразить, что у нас нет возможностей телевидения. В этом случае можно привести пример "Пузыревских девчат" (любительский ансамбль из с.Полом, востребованный сегодня по всей области). Этот коллектив придуман с минимальными вложениями на костюмы и количество участников; в основе его успеха лежит интересная идея и оригинальная форма подачи.

Считаем, что у ДК есть большие ресурсы именно в области поиска формы, расширения жанров, интересных предложений для организации зрителя и, главное, - новых художественных идей. Мы не раз слышали, как наших руководителей призывали делать ставку на выращивание "звездочек". Подобные замыслы в принципе противоречат сути любительского творчества, ведь во все времена клуб, дом культуры, библиотека были местом, где прежде всего приращивается культура, а не производятся звезды. И здесь, чем большее количество наших детей придет в клуб, тем меньше проблем на улицах и в будущих семьях получит общество. Не секрет, что идея сокращения продиктована необходимостью экономить. По этому поводу хотим напомнить несколько цифр, приведенных на июньском президентском совете по культуре. На содержание ребенка в художественной школе в год тратится 20 тыс. рублей. На содержание малолетнего преступника в соответствующих заведениях - 120 тысяч. Желая сэкономить "короткие" деньги, не закладываем ли мы в бюджет завтрашнего дня "длинные" расходы?

Упомянутый президентский совет был посвящен просветительской роли культуры в воспитании молодого поколения. В. В. Путин говорил о коммерциализации культуры и об отсутствии работы с художественно подготовленным зрителем. "Эксперты говорят, что сегодня, и особенно у молодых людей, утрачиваются навыки емко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки... Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней… Невысоким стал уровень культуры поведения".

Для нашего города, в котором "Дружба" осталась практически последним крупным центром любительского творчества и местом, где могли бы проходить главные культурные события города, упомянутые президентом проблемы особенно актуальны. Мы же в последние годы наблюдаем, как деятельность "Дружбы" не только не развивается, но очевидно затухает и делает главную ставку на продажи промышленных товаров (шуб, бытовой техники, колбас и т.д.). На протяжение последних пяти - шести лет отсутствует внятная концепция по позиционированию ДК в городской жизни.

В ДК отсутствует художественный совет, который призван разрабатывать культурно-зрелищную стратегию и определять художественный уровень ДК. Руководством ДК проводится политика культурного штрейкбрехерства, которая делает ставку на приглашенных шоуменов и артистов. Тем самым развитие собственных творческих коллективов тормозится и формируется ощущение их ненужности.

На протяжение нескольких лет сценарные и постановочные силы в городе истончаются, не выращиваются собственные творческие кадры и организаторы зрелищных мероприятий.

В работе ДК делается упор на заведомо экстенсивные способы работы: увеличение выступлений и сдача в аренду быстро сокращающегося ресурса ДК: от площадей до костюмов. Вся работа последних лет построена в ДК таким образом, что ведущий творческо-художественный центр города превращается в бюро по аренде досуговых услуг (обслуживание свадеб, юбилеев, вечеров). Основная функция ДК - сосредоточение и развитие творческих возможностей горожан самых разных возрастов и интересов - сводится к опасному минимуму.

Работе старейших художественных коллективов не только не уделяется должного внимания и уважения (при мизерных зарплатах они должны компенсировать сложные условия труда), но, по большому счету, лучшие коллективы предоставлены сами себе. Так, администрацией ДК были совершенно проигнорированы мероприятия, которые могли бы стать настоящими общегородскими праздниками и быть "прокатаны" не один и не два раза. Творческий вечер Г.Н. Широковой, 30-летие "Аэлиты", 50-летие оркестра духовых инструментов, да и сам полувековой юбилей ДК "Дружба" не стали общегородскими праздниками.

В то же время после каждого большого мероприятия или концерта коллективов ДК большая часть зрителей остается не попавшей на мероприятия по причине отсутствия повторных прокатов. Проблема заключается в том, что дополнительный прокат мероприятий не обеспечивается, т.к. руководство ДК не берет на себя его организацию. Ежемесячно дочерние общества КЧХК перечисляют членские взносы на содержание ДК, но после каждой премьеры остается большое количество работников комбината, не попавших на мероприятие. Эта ситуация повторяется многие годы, а ведь давно можно было бы просчитать количество необходимых премьерных показов и планировать их в должном количестве.

Меняющиеся менеджеры ДК демонстрируют наивность и непонимание специфики культурнозрелищной работы, предполагая, что на одном виде мероприятий (пусть даже таком популярном у молодежи как КВН) и количестве продаж (выступлений) можно вернуть утраченный зрительский интерес и популярность. Строятся прожекты по прокату самодеятельных мюзиклов. Невозможность подобного проката хорошо известна сегодня не только в Москве, но и в областном центре.

А особенность работы зрелищных организаций в населенных пунктах, подобных нашему, заключается в увеличении спектра интересов и возможностей.

И самое главное, что усугубляет ситуацию, - устойчивое нежелание менеджмента ДК искать выход из кризиса. Сокращение творческих специалистов никак не даст активизации работы. Напротив, количество участников и коллективов, а значит и составляющих будущих зрелищ, - будет сокращаться. Специалистов по созданию новых интересных форм работы со зрителем в ДК нет и, похоже, их не собираются искать. Все сворачивается в сторону приглашения шоуменов из Кирова. Поэтому творческим руководителям предложено сократить масштабы деятельности.

На последней пресс-конференции для средств массовой информации владельцы комбината провозгласили свои намерения уподобить работу нашего ДК деятельности ДК г. Нововятска. Это ошибочное и опасное намерение, поскольку Нововятск - окраина г. Кирова, артисты, постановщики и оформители сцены ездят к ним из областного центра. Дети Нововятска также ездят на занятия в Киров. У нас нет подобных возможностей. Даже если мы обеспечим приезд артистов и постановщиков из Кирова на 2-3 праздника в год, остальные 360 дней года дети и зрители Кирово-Чепецка остаются без возможностей внешкольного художественного образования и любительского творчества. В городе уже выросло не одно поколение детей, считающих ситуацию, когда их родители и сверстники не занимают свой досуг творчеством и любительской деятельностью, естественной и единственно возможной. Это поколение творчески инертное и художественно ограниченное. Скоро у них появятся свои дети. В какой человеческой и интеллектуальной среде они будут расти? Мы сознаем, что владельцам завода тяжело нести социальное бремя, но мы также уверены, что принципиальная и патриотическая позиция местного менеджмента может убедить их в необходимости этой сферы жизни горожан, если владельцы градообразующего предприятия собираются сохранить и развивать комбинат. Просим вас обратить внимание на нерачительное отношение к творческим специалистам высокой профессиональной квалификации, которых в Кирово-Чепецке вряд ли насчитается несколько десятков.

Просим вас обратить внимание на то, что мероприятия и коллективы, транслирующие культурные и гуманитарные знания, практически вытеснены различными шоу и мероприятиями масскульта. А интеллектуальный, возрастной или узкоспециальный зритель практически игнорируется.

Мы хотим, чтобы наши дети в родном городе имели бы возможности для полноценного, многоуровневого, разнообразного развития. А, значит, были бы конкурентоспособными в будущей взрослой жизни.

Просим вас принять участие в сохранении и возрождении ДК "Дружба", в определении границ и условий внятной, интересной и принципиальной культурной политики в городе в целом.

Готовы к разговору, к сотрудничеству и поиску выхода из создавшегося кризиса.

С уважением и надеждой, участники коллективов, родители участников х/с, горожане (более 350 подписей)

От редакции: Сбор подписей продолжается....

Газета "Кирово-Чепецк" №40(182) от 4.10.07

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
elka 25.10.07, 02:21
Сложившаяся ситуация лишь показывает, как мало заинтересовано правительство нашего города в культурном росте молодого покаления. А ведь именно в этих кружках танца, пения и др. воспитывается эстетическое принятие молодёжи мира. Этому в школе не учат, а тем более во дворе, где дети будут проводить своё свободное время за неимением другого варианта. А это, кстати, приведёт к возрастанию преступности и наркомании (наш город и так далеко не на последнем месте по этим показателям) . Правительство сетует на несостоявшуюся как личность молодёжь, когда не делает ничего для её морального роста. ВОЗРАДИМ КУЛЬТУРУ ГОРОДА. ДАДИМ МОЛОДЁЖИ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, ПОЙТИ ПО НУЖНОМУ ПУТИ В ЖИЗНИ. Для этого нужна материальная поддержка Дружбы на начальном этапе, а самое главное - граммотного(!!!!)  директора, который отнесётся с любовью и желанием к своей работе
img
Sin 25.10.07, 07:43
По правильному пути пойти всегда можно. Тот, кто не хочет - не пойдет даже при наличии действующих ДК с толковыми директорами…
img
elka 29.10.07, 20:27
знаешь, Sin, если человек стоит перед выбором и не знает, как ему поступить, то именно окружение повлияет на выбор. Если его окружение будет толовым, то и выбор будет толковым)
Я сама занималась  в Дружбе в театре кукол у замечательной Любовь Васильевны Ляпиной, и в период переходного возраста она мне помогла сделать правильный выбор)