Все меняется, когда приходят они… Молодые – в бизнес

11.10.07, 17:48

3-4 октября в Кирово-Чепецке состоялся очередной семинар в рамках российско-канадского проекта "Расширение возможностей молодежи через развитие малого предпринимательства" на территории нашего муниципального образования. (Напомним, что проект реализуется уже в течение четырех лет через службу занятости населения.) С канадской стороны в нем участвовали консультант проекта Дон Сырник, преподаватель бизнес-курсов Уэйн Роберт и, впервые приехавший в наш город, предприниматель Нечко Купалижа.

В первый день в семинаре участвовали учащиеся профессиональных учебных заведений и молодые люди, находящиеся в поисках работы. Разговор шел об особенностях адаптации на предприятиях малого бизнеса в качестве наемных работников, о возможностях для их карьерного продвижения.

Программа второго дня была не менее насыщенной и полезной. В зрительном зале РЦ "Восток" собрались руководители малых предприятий и администраторы клубов, ресторанов и кафе ("Знаки Зодиака", "Суджук", "София", "Кандейка" и других). Для последних рассказ канадского предпринимателя Нечко Купалижа, безусловно, был очень уместен. Поскольку любой опыт можно "пересадить" на родную почву и приспособить к местным условиям. А ценные нюансы и интересные идеи в организации и продвижении бизнеса можно с успехом реализовать и у нас. Не следует забывать и о проверенной веками истине - "Все познается в сравнении".

Посольская барышня работала посудомойкой

Наш канадский гость прежде работал в представительстве Организации Объединенных Наций (ООН). Но, по его признанию, устал от бюрократического пресса и решил заняться собственным делом. Для этого у него были "твердое убеждение, горячее желание и немного денег". Отметим, что начинающий канадский предприниматель при регистрации своего бизнеса никаким образом не взаимодействовал с представителями власти или контролирующих органов: он уплатил 200 долларов и зарегистрировал фирму через Интернет.

Г-н Купалижа купил в Оттаве ресторан и уже через два года занял призовое место в традиционном конкурсе "Лучший ресторатор". (Согласитесь, это очень похоже на наш городской конкурс "Торговая марка года". Значит, бизнес во всем мире по большому счету идет одним путем.)

Чем же похожи и чем различны условия создания и развития малого предпринимательства в Канаде и России? Начнем с того, что канадские предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают 60% всего объема производства в стране и почти на 80% (!) занятость трудовых резервов. Причем, 73% предприятий малого и среднего бизнеса имеют менее пяти работников и более 95% - менее пятидесяти. Всего в Канаде в настоящее время действуют около 2 миллионов такого рода предприятий. Но не все так оптимистично, как кажется на первый взгляд.

- По прогнозам специалистов, по данным статистических исследований, к 2020 году малые и средние предприятия будут испытывать острую нехватку трудовых ресурсов, - отметил г-н Купалижа. - Поэтому уже сегодня дальновидные предприниматели (владельцы и руководители предприятий малого и среднего бизнеса) делают ставку на молодежь.

Такое поведение вполне логично при складывающихся обстоятельствах: принимая на работу молодых людей уже сейчас, предприниматели уверены, что в период "кадрового кризиса" в их коллективах будут работать квалифицированные, опытные, преданные делу и интересам предприятия специалисты. Однако при работе с молодыми людьми возникают определенные трудности. С другой стороны, работать с ними гораздо проще. Для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы, нужно эти особенности, прежде всего, проанализировать.

Молодые люди в силу своей возрастной психологии гораздо легче адаптируются на новом рабочем месте, приспосабливаются к новым людям, а значит, и к предъявляемым им требованиям. У них быстро вырабатывается лояльность по отношению к предприятию, где они работают, и к его руководителям. Здоровые индивидуальные амбиции в этом возрасте еще не перекрывают желания полноценно работать в команде и уважать своих партнеров и коллег. И, пожалуй, самое главное преимущество - молодежь легко обучаема.

Молодежь с самого начала трудовой деятельности стремится к карьерному росту, продвижению по служебной лестнице, а для этого перенимает опыт у старших коллег, сочетая этот опыт со своим новаторским мышлением. Это в большинстве случаев приводит к весьма позитивным результатам: грамотно реализованные яркие, нестандартные, порой дерзкие, "молодежные" идеи способствуют повышению интенсивности деятельности и конкурентоспособности фирмы или компании (при этом неважно, в каком рыночном сегменте они действуют), укреплению общего имиджа и авторитета.

Здесь необходимо сделать маленькое, но важное отступление от нашего повествования. В Канаде подростки получают первые трудовые навыки довольно рано, а в 14-15 лет подрабатывают почти все. И совершенно не имеет значения, какой у семьи, где воспитывается ребенок, материальный достаток. Например, в ресторане господина Купалижа работала посудомойкой дочь посла Швейцарии. А когда его собственные дети приходили к папе с просьбой дать немного карманных денег, он отвечал им: "Заработайте!". И работа всегда находилась - вымыть полы, подменить швейцара, помочь официантам. Зато дети получали не выклянченные, а честно заработанные деньги. Однако понятие труда не должно заключаться в нудной ежедневной обязанности по автоматическому зарабатыванию денег, а непременно иметь позитивную мотивацию. Потому что каждый здравомыслящий человек стремится проявить себя в профессиональном плане - стать квалифицированным специалистом, мастером своего дела, востребованным, а значит, уважаемым в обществе человеком.

- В России же существует несколько иной и, на мой взгляд, неправильный подход, - отметил г-н Купалижа. - У вас молодые люди долго остаются на иждивении родителей. По этой причине не формируются такие необходимые для жизни качества как самостоятельность решений и действий, инициативность; они не знают цены деньгам, не понимают, что деньги - это эквивалент физического или интеллектуального труда (а чаще и того, и другого), затраченного времени, нервов, эмоций.

Отрицательный результат - тоже результат

Однако молодые люди в любой стране и при любом воспитании в силу опять-таки своей возрастной психологии несколько легкомысленны и беспечны, не всегда осознают последствий совершенных ими ошибок или нарушения исполнительской дисциплины. То есть не располагают той степенью ответственности за порученное дело, которое приходит с годами. А еще молодые работники часто впадают в один из библейских "смертных грехов" - в уныние. У них нет достаточного личного опыта для того, чтобы утвердиться в мыслях: черная полоса непременно сменяется белой - "чередуется счастье с горем, словно полосы на шкуре тигра"; неудачи и разочарования отчасти полезны, потому что отрицательный результат - тоже результат, если его правильно воспринимать, а еще лучше - правильно им распорядиться.

Вся "хитрость" работы с молодыми кадрами как раз и заключается в том, чтобы поощрять и максимально использовать достоинства этого возраста и минимизировать присущие ему недостатки. (Ведь недаром говорится: молодость - это тот недостаток, который с годами проходит.) При успешном решении этой задачи в коллективе появляются не просто потенциально перспективные, а по-настоящему бесценные кадры.

Нечко Купалижа подробно рассказал о своих методах поиска, отбора и подготовки молодых сотрудников. "Молодые люди - это важнейший ресурс вашего бизнеса, а не только одни расходы и головные боли", - подчеркнул он.

Некоторые наши предприниматели по-прежнему жалуются на тяжелое налоговое бремя, несмотря на то, что государство в целях создания благоприятных условий для малого предпринимательства разрешило использовать несколько вариантов налогообложения - в зависимости от вида деятельности, численности персонала и оборота денежных средств. Поэтому я поинтересовалась, в каком объеме канадские бизнесмены платят налоги и позволяет ли им это, как обещалось в рекламном ролике, "спать спокойно". Оказывается, там действует довольно жесткая, так называемая прогрессирующая шкала налогообложения - от 15 до 60% (процентная ставка в основном зависит от общей суммы дохода).

Нечко Купалижа не нашел вход в "Кандейку"

Затем разговорились о создании условий для привлекательности российских городов и регионов для внешних, то есть зарубежных инвесторов. "Маленьким городам, подобным Кирово-Чепецку, - сказал собеседник, - нужно учитывать при этом все, до самых, казалось бы, мелочей". Он сообщил, что город ему понравился, но особого восторга в его голосе не чувствовалось. Чуть позднее стала понятна причина: накануне Нечко Купалижа, в отличие от двух своих соотечественников, постоянно курирующих проект в Кирово-Чепецке, решил самостоятельно прогуляться по нашему городу. Он хотел выпить чашечку кофе и стаканчик виски в спокойной и уютной обстановке. Собственно говоря, таких заведений у нас немало, большинство - очень даже приличные, претендующие если не на европейский, то на столичный уровень обслуживания. (Их представители в тот день как раз и находились в зале.) Но откуда господину Купалиже было знать, где "Знаки Зодиака" или "София"? А вход в "Кандейку" гостям города, если их, конечно, туда не сопровождают хозяева, нипочем не найти - он как будто "притаился" между многочисленными вывесками дома N 20-а по проспекту Мира.

- Почему я нигде не смог купить карту города? Почему у вас так много магазинов, а витрины в них такие маленькие и по ним невозможно определить, что именно здесь продается? - выразил недоумение канадец.

Справедливости ради отмечу, что принимающая сторона в лице работников кирово-чепецкой службы занятости, как всегда, была на высоте, организуя не только знакомство с малыми предприятиями города, но и досуг гостей. Но почему гость не имеет права использовать часть свободного времени так, как ему хочется? А для нас, как говорится, впредь наука…

Затем перед участниками семинара выступили Вячеслав Попов, директор фирмы по изготовлению спортинвентаря и пошиву спортивной одежды "Тонго", Светлана Сковородко, ст.менеджер бара-бильярд "Кандейка", Станислав Пантюхин, управляющий торговым центром по продаже бытовой техники "ДОМО" и Ольга Воробьева, директор; Владимир Дубовцев, директор частной ветеринарной клиники и Евгений Костромитинов, директор компании по производству и продаже чистой питьевой воды "Эколайн". Все они говорили о том, как себя "чувствует" их бизнес в условиях Кирово-Чепецка и, судя по этим рассказам, картина сложилась очень даже неплохая.

Очень хочется, чтобы и впредь наше малое предпринимательство развивалось "благодаря", а не "вопреки". И не последнюю роль в этом развитии играет поэтапная реализация российско-канадского проекта, ориентированного на привлечение в бизнес молодежь. Достаточно сказать, что благодаря этому проекту 220 молодых жителей Кирово-Чепецка прошли специальное обучение, а 9 победителей конкурса бизнес-планов кредитованы канадской стороной на льготных условиях на создание и развитие собственного дела. И каждое такое дело - это новые направления в микроэкономике, новые поступления в местный бюджет и новые рабочие места. А самое главное - самореализация молодого человека, тот самый шанс стать востребованным и уважаемым в обществе.

Елена БУШУЕВА
Газета "Кирово-Чепецк" №41(183) от 11.10.07

Ставьте лайк, если нравится материал