Оценка — два! Но работы нужно продолжать

19.09.11, 20:20 12 комментариев

19 сентября в здании администрации Кирово-Чепецка состоялось мероприятие, важное для решения одной из основных экологических проблем Кировской области. Горожане общественники и эксперты природоохранных ведомств собрались, чтобы обсудить проект оценки воздействия на окружающую среду проекта по реабилитации могильников радиоактивных отходов. Сегодняшние слушания собрали в зале больше 60 человек — что показывает заинтересованность людей в решении проблем с накопленным экологическим ущербом.

РОО «Чепецк.РУ» давно держит в поле зрения готовящуюся к реализации программу реабилитации хранилищ радиоактивных отходов. Напомним, что речь идёт и о 440 тысячах тонн отходов, расположенных в могильниках с ныне истёкшим сроком хранения. Необходимо отметить сразу две важные детали. Во-первых — определённый успех правительства области: хранилища в нашем городе были включены в программу работ «РосРАО», хотя объектов-претендентов там много. Ведь речь идёт о немалой сумме, которую государство потратит на наши могильники — 2,2 млрд рублей, по оглашённой информации.
Во-вторых — для «РосРАО» (дочернее предприятие «РосАтома») это одна из первых попыток реабилитации подобных объектов, и первая — объектов накопленного экологического ущерба ядерных предприятий Средмаша.

На последний факт можно было бы сделать поправку, но речь идёт о нешуточной проблеме, которая пока мало решается и обсуждается. И все этапы работ должны проводиться в строгом соответствии с законодательством и с учётом интересов местного населения.
Для этого и существует процедура обсуждения проекта ОВОС — познакомить жителей с тремя основными моментами: имеющимися проблемами, планирующимися действиями по их решению и конечной достижимой целью. Само слово «оценка» подразумевает наличие фактических данных.
А что было представлено?

Даже название документа — неверное…

Вывод о том, насколько проработан «документ», специалисты-экологи Кировской области сделали задолго до общественных слушаний. На предварительном совещании по этому поводу в Общественной палате, участие в котором мы тоже принимали, звучали очень крепкие формулировки о профпригодности исполнителя ОВОС — «Зелёного патруля».
Чуда и кардинальных изменений на самих слушаниях не произошло.

Мероприятие прошло в традиционном для «РосАтом» ключе: красочные раздаточные материалы с видами природы и не менее впечатляющие общие презентации. Собравшиеся даже попросили избавить их от выслушивания такого выступления, в связи с тем, что к обсуждаемой теме оно не относится.
Но некоторые спорные вопросы были прокомментированы исполнителями. Не все.

Представленный документ фактически неверен начиная с титульного листа, где говорится о «выводе из эксплуатации» объектов, которые уже как минимум 20 лет не эксплуатируются.

Точная формулировка — «реабилитация» — прозвучала уже в ходе обсуждений, которые последовали за докладами представителей «РосРАО» и сопутствующих им организаций. Все выступившие были единодушны: проект требует не столько до-, сколько переработки.

Мы уже писали о замечаниях:

  • Все используемые данные по исследованию текущей обстановки устарели. Данные по гидрологии — 1970-х годов, хотя за прошедшие сорок лет ситуация серьёзно изменилась. Данные по метеорологии используются для г. Глазова вместо данных кировского метеорологического центра. Адекватная оценка текущей обстановки, необходимая для дальнейшей работы, на основании этих данных попросту невозможна.
  • Часть нормативных документов, на которые ссылаются авторы, устарели либо отменены.
  • Документ не ориентирован на человека. Отсутствуют данные по воздействию на жителей города, все рассуждения абстрактны. Нет данных по социальным гарантиям для жителей Кирово-Чепецка и их трудоустройству.
  • Работы на территории завода полимеров не рассматривают влияние на химическое производство (последствиями могут быть аварийные выбросы и прочее). Составители документа вряд ли представляют себе объект.
  • В проекте (в отличие от первоначальной Концепции) отходы от демонтажа зданий и сооружений предполагается размещать на третьей секции шламонакопителя. Нужны расчёты, показывающие, что там достаточно места и увеличенная нагрузка не разрушит конструкцию шламонакопителя.
  • Должен быть отражен контроль содержания радионуклидов в атмосферном воздухе промплощадки завода по отношению к источникам выбросов, на границе СЗЗ и жилой зоне.
  • Должен быть отражен мониторинг автомобильных дорог, по которым будет осуществляться транспортировка отходов от промплощадки к объекту размещения (третья секция).
  • Предусмотрена защита от осадков. Не предусмотрена защита хранилища от грунтовых вод!
Полный документ, который РОО «Чепецк.РУ» направила в ФГУП «РосРАО», можно скачать здесь.

Среди общественности и экспертов не было ни одного человека, который защищал бы проект в текущем виде. Представитель организации-исполнителя Роман Пукалов свой доклад посвятил больше заслугам «Зелёного патруля», чем самому проекту; но и он признался, что никаких дополнительных исследований не проводилось — были использованы устаревшие данные. Роман путался в ответах на вопросы — по его выступлению выходило даже, что планируется создание новых хранилищ, что противоречит и Концепции, и выступлениям других экспертов.

Что дальше?

Фактические действия можно разделить на три направления:

  1. Демонтаж загрязнённых зданий с размещением образовавшихся отходов на третьей секции шламонакопителя.
  2. Консервация существующих хранилищ при помощи насыпки специального гидроизоляционного экрана.
  3. Высокоактивные РАО в специальных контейнерах будут отправлены на предприятие «Радон» в Москву, их объём оценивается от 9 до 90 м³ (жители столицы, верно, будут рады подобному подарку).

Как бы там ни было, общественные слушания состоялись — важно получить финансирование. Но, учитывая, что проект ОВОС подготовлен «на двойку», собравшиеся решили и запротоколировали то, каким будет механизм контроля за его приведением в надлежащий вид. Ведь все высказавшиеся были конструктивны и сформировали множество конкретных предложений, письменно предоставленных в ФГУП «РосРАО».
Инженер-физик, представитель международной организации «Беллона», приехавший по нашему приглашению, так прокомментировал результаты слушаний:

Кроме уже озвученных экспертами и общественниками РОО «Чепецк.РУ» недостатков проекта можно сказать, что не учтено воздействие на следующие поколения. По словам экспертов, выступивших на слушаниях, изоляция будет эффективна от 30 до 100 лет.
Но стронций и цезий остаются опасны 300, а плутоний — 24 тысячи лет.
Доработка должна быть существенной, «РосАтому» не следует экономить, сваливая экологические проблемы на плечи будущих поколений — это не такое отдалённое будущее.

Предложенный «механизм контроля» предусматривает участие представителей Кировской области в экспертном совете государственной экологической экспертизы. Этот этап обязателен.

Проблемы, накопленные за время работы КЧХК, будут постепенно решаться. Сегодня можно сказать, что над этим работают уже две компании: «РосРАО» занимается объектами ядерного наследия на сумму около 2,2 млрд рублей, а «Уралхим» борется с химическим загрязнением консервацией шестой секции хвостохранилища на сумму порядка 100 млн рублей.

Есть ещё и проблемы, которые пока никто не решает: химическое и радиационное загрязнение десятков гектаров земли, водных объектов и грунтовых вод…
Но уже в нынешнем году эти проблемы прошлого экологического ущерба становились предметом обсуждений на двух госсоветах и общественности на уровне РФ.

РОО «Чепецк.РУ»

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Sin 19.09.11, 21:11
Очень здорово, что было такое единодушие в ходе слушаний у всех выступавших. Как мы и говорили в предыдущей новости - представленных "ЗП" проект - это просто тихий ужас.
Хорошо, что есть механизм, при котором областные специалисты и общественность смогут принять участи в дальнейшей работе по этому вопросу.
Поэтому считаю, что слушания закончились с положительным для города и области итогом.

Обо всём этом мы продолжим информировать.

Ну и, конечно, не удивила абсолютная безучастность к такой важной проблеме со стороны местных депутатов.
img
GreenPeace 20.09.11, 10:44
Итог отраден, но всё же, с учётом периодов полураспада цезия и плутония вызывает озабоченность в части последовательной разработки адекватных мер и дальнейшему их следованию в течение столетий... Да и по "мелочам", думаю, проблемы будут, так что нужно постоянно и внимательно мониторить данную проблему, нюансов в ней очень много...

P.S: А вообще, моё мнение, не надо бы допускать, чтобы наши объекты были первооткрывателями такой кропотливой утилизации и реабилитации, слишком велики риски... Лучше, чтобы потренировались на мелких и лучше контролируемых объектах, иначе накосячат! И практика контроля некая сложилась бы уже, сейчас Вам слишком сложно придётся, поскольку даже для узких специалистов остаётся масса вопросов, решения по которым только необходимо разрабатывать и внедрять в применение... Руководить процессом и получать обратную связь должна светлая голова на федеральном уровне и для полноценной работы с нашим вторым чернобылем должна сложиться компетентная практика в каждой отдельной сфере всего комплекса наших накопившихся подарков будущим поколениям. Спешить нельзя. Нужно ещё крепко думать!
img
ruller 21.09.11, 21:12
Всё правильно, поддерживаю.
img
OK 22.09.11, 08:40
ГКЧП,20 лет спустя.....
img
PENS 22.09.11, 17:24
Все эти движения, это конечно очень здорово. Не пойму только одного. Вот мы все наприватизировали квартир. Государство нас всех сейчас заставляет за все платить, содержать короче жилой фонд должны мы. А эти шустрые ( трудно их назвать каким-то цензурным словом)  отжали у государства (народа) предприятия федерального масштаба с миллиардными прибылями и похохатывают - давай государство позаботься о говне, которое эти предприятия произвели. Они типа не при делах, заводики хапнули без этих свалок. В натуре, не ту страну назвали Гондурасом.
img
ksjyha 22.09.11, 22:33
ОбЪясните,кто и чего добивается? Мое мнение,это очередное отмывание денег,потому что деньги там крутятся не малые, и наши  мэры уже посчитали с кого и сколько поимеют,там была и видела их лица ,особенно этого кировского ,не помню фамилию,слишком  много говорил,но ему мало дела до Кирово-Чепецка,вот он точно думает и потирает ручонки,сколько денег срубит,мне без разницы,кто и что будет делать,главная фирма,или дочернее предприятие,главное,чтобы наше правительство само,без всяких взяток трезво и грамотно оценило именно то,что нужно нашему городу и нашим детям.Надоело уже жить в сраче и в помойке.взять это же отопление.Пипец,замерзаем,на улице + 3,а у нас дома чуть теплее....Короче,разочаровались мы в нынешнем правительстве.Пусть уж лучше Единая Россия будет,у них взгляды немного лучше.Новое правительство подняли цены на детское пособие,ПИПЕЦ,я думала,наконец- то...Лучше бы не позорились и не поднимали.ДЛя примера,я многодетная мама,плачу за обеды 900 рублей в месяц за обеды,а возмещают 170 руб. , на неделю не хватит.Правильно говорят,ПОЖИВИТЕ ХОТЯ БЫ МЕСЯЦ, ДА ЧТО ТАМ ,НЕДЕЛЮ НА ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ,СДОХНЕТЕ,КАК СОБАКИ,НЕ ДУМАЕТЕ ВЫ О ДЕТЯХ.я ДАЖЕ ВЫ НЕ МОГУ ПИСАТЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ,ВЫ ПОЛНОЕ НИЧТОЖЕСТВО,НЕ ПОБОЮСЬ ЭТОГО СЛОВА,НЕ ДУМАЕТЕ НИ О ЛЮДЯХ,НИ О ДЕТЯХ.
img
ksjyha 22.09.11, 22:38
Вообще вы не думаете о людях,вам на нас насрать полностью.В садиках песпредел,в школах это же самое,на работу с детьми никуда не берут,сотни фирм обошла, и только благодаря нашему заводу я могу хоть что-то зарабатывать,пусть и не по специальности,пусть и во вред здоровью.Только мы сами о детях можем позаботиться,никому больше они не нужны.так может и не трогать эти могильники?Пуст все остается,как есть.
img
КiберБомж 22.09.11, 23:17
ksjyha, это всё понятно, но на реабилитацию деньги уже выделены, и сейчас важно, чтобы они были потрачены с умом, чтобы потом ваши уже повзрослевшие дети могли жить на чуть более чистых территориях. Именно поэтому бездарно составленный проект ОВОС завернули. Распилить в этой ситуации вряд ли что-то получится, потому как работы, на сколько я понял, будут финансироваться из центра напрямую, минуя областной и муниципальный бюджеты.
img
sergbush 23.09.11, 08:52
Можно и оставить все эти могильники как есть, и как вы, ksiyha, предлагаете. Только потом вы же сами будете вопить таким же дурным голосом о том, что что-то слишком часто болеете вместе с вашими многочисленными детьми (за удовольствие надо платить, кстати. Или вы детей в капусте находите?) и эти 900 рублей вы будете платить не за обеды, а за таблетки, которыми и будете питаться всей семьёй аж по 5 раз в день. У вас на самом деле одна проблема - не видите ничегошеньки дальше собственного носа, да и думать вас видимо тоже в детстве не научили. Отсюда и все ваши проблемы.
img
ГЕН 24.09.11, 12:12
Очень интересно было бы узнать каков статус этого "Зеленого патруля", кто и почему принял решение о том, что он будет исполнителем проекта, и оплачена ли эта работа и какими деньгами.
Насчет распила, неужели кто-то думает, что финансирование из центра не пилят?
Спасибо Чепецку.РУ за контроль темы. Хоть кто-то в городе заботится о нем...
img
Sin 24.09.11, 12:50
ГЕН, работы выставлялись на аукцион, так что это все благодаря федеральному закону #94-ФЗ.
Но даже такие "специалисты" как они могли сделать нормальный документ. Если бы сотрудничали с областными экологами и специалистами завода.

Так что мнение об их талантах, думаю, вполне однозначное.
img
ГЕН 24.09.11, 13:31
Sin:
ГЕН, работы выставлялись на аукцион,
Аукцион это элемент рынка, понятно. Но наниматель-то (к стати кто он?) что, совсем не смотрел, что ему "ЗП" напроектировал? Если он нанял, заплатил, значит согласен с проектом и выводами. Значит тоже должен отвечать. Или наниматель заплатил за то, что "ЗП" этот свой проект с жителями согласовать должен? Сдается мне, что тут есть что посмотреть прокуратуре.