Размышления директоров о положении учителей

07.03.12, 02:38 2 комментария

Не секрет, что сегодня молодёжь очень неохотно идёт в ряды педагогов. А те, кто работают в школах уже давно, только вздыхают, когда речь заходит о финансовом вопросе. Правительством предпринимаются меры поддержки педагогов, но назвать их всеобъемлющими и полными пока сложно.

Издание «Комсомольская правда» провело беседу с педагогами и директорами школ о том, «сколько стоит учитель». Как бы ни цинично звучала эта фраза, вопрос стоит именно так: сколько надо платить учителю, чтобы он хотел работать по специальности, не испытывал дискомфорта, смог отдавать всего себя педагогическому процессу, а не думать, как бы свести концы с концами. Доподлинно известно, что деньги лишними не бывают, но тем не менее, какова же разумная мера.

Как ни парадоксально, специалисты уже нашли ответ на этот вопрос: ими был изучен опыт Финляндии, Сингапура и Гонконга — тех стран, где школьники подготовлены лучше всего. Оказалось, чтобы учитель хотел работать и успешно работал, надо платить ему заработную плату, равную средней по экономике страны. Учителя сами по себе люди особого склада — они в своей профессии не потому, что хотят сколотить состояние. Они идут нести знания людям. Но, согласитесь, обидно, когда представители других профессий получают больше, чем учителя — люди, которые готовят к жизни молодые поколения.

В России поступили так же — подняли зарплату до уровня средней, но по региону. Наша страна велика, и на всей её протяжённости одинаковые зарплаты не установить. Но ведь учителя по всей стране делают одну работу — 70% учебного времени составляет федеральный компонент. Поэтому вполне справедливо было, если учителя получали хотя бы эти 70% одинаково по стране.

Но, как оказывается, в рамках страны — это колоссальные средства. И по нынешним законам так сделать не получится. Подавляющее большинство школ относятся к муниципальному уровню. А бюджеты муниципалитетов никогда не отличались широким размахом. То есть выходит, что учителя — заложники своего муниципалитета. А уровень состоятельности муниципалитетов по стране очень отличается.

В качестве выхода из ситуации учителям предоставили новую систему оплаты труда. Но так ли всё хорошо на практике, как было в теории? Комментирует ситуацию победитель конкурса «Директор школы России 2011 года» Дмитрий Скурихин.
По его мнению новая система вызвала социальную напряжённость. Во-первых, потому что в срочном порядке понадобилось менять многие документы, что само по себе ничем хорошим никогда не отличалось. Разъяснений по переходу на новую систему не было — тут же возникли некоторые финансовые трудности.

Однако, по мнению Дмитрия Скурихина, есть один действительно положительный момент: поощряются педагоги, подготовившие победителей олимпиад. Это один из самых красноречивых показателей мастерства учителя, и всё остальное — вторично, и лишь затягивает процесс подготовки отчётности и в условиях нынешнего подушевого финансирования вовсе ничего не решает, так как Кировская область вырождается. Отток граждан из региона сохраняется на высоком уровне. Как итог, появляются «лишние» учителя и целые «лишние» школы. И в то же время учителей категорически не хватает.

Причём, по словам Скурихина, Министерство образования очень сильно лукавит, указывая, что не хватает всего 1% учителей. Если сейчас педагогам запретить совместительство и вести более 36 часов в неделю, нехватка по стране составит не заявленные 12000, а приблизится к 360–400 тысячам специалистов. По совместительству работают почти все, и деньги не спасут положения. Они лишь способны будут снизить социальную напряжённость, но к стандартам советской школы не вернут — насыщенность информационного потока сегодня не в пример выше.

Приводит свою позицию директор школы посёлка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий. Там система оплаты труда педагогов претерпела огромные изменения. В ходе многочисленных переговоров с минобразования области удалось отладить систему так, что она оптимально сочетает в себе решение всех проблем.

Подробнее: многие элитные школы попросту не заинтересованы были в том, чтобы тянуть отстающих учеников. Поэтому от них избавлялись, переводя в другие школы. Но при подушевом финансировании такой подход оказался несостоятелен. Вышло, что бороться надо за каждого ученика.
Для малокомплектных школ области ввели повышающие коэффициенты, и теперь они получают больше средств, нежели крупные школы. В ходе мероприятий, в школу Алексея Голубицкого удалось привлечь 200 учеников из соседнего города. Но здесь и эта система сталкивается с трудностями: директор заинтересован в повышении количества учеников, а учителям дополнительная нагрузка вовсе ни к чему.

Поэтому директору пришлось поступиться своими интересами и поставить себя на место учителя — больше учеников, значит больше средств на развитие школы и создание более интересных для ученика условий. И тут важно понимать, что участие в контроле за деятельностью школы должны принимать и родители, и педагоги.
К примеру, в минувшем сентябре во многих регионах прошло повышение зарплаты. Собравшись советом, учителя определили, что самое финансово не обеспеченное направление деятельности — классное руководство. В итоге, дополнительные средства были пущены на оплату труда классных руководителей.

Система будет работать, если школам дать самостоятельность в распределении средств. К примеру, какая-то школа увеличивает оплату учителю за высшую категорию. Другая остро нуждается в молодых кадрах и финансово мотивирует их труд. То есть средства необходимо запустить на то, где они сейчас нужны. А сделать это можно только путём совещательной выработки решения.
А состоятельность системы показывает молчащий телефон горячей линии в минобразования региона — на него мог позвонить любой, кто не доволен действующей системой. Пока никто не звонил. Значит система действительно работает.

Ещё один показатель — срочно потребовалось набрать ещё класс и за две недели найти учителя. После подачи объявления с указанием зарплаты на место претендовали 14 человек! Но тут директор оговаривается — зачастую он сам является не самым оплачиваемым сотрудником школы. В его заведении 70% денег идёт на оплату труда педагогов.

А вот мнение непосредственного участника событий — учитель русского языка череповецкой средней школы Андрей Успенский. По его словам, подушевое финансирование — метод не очень удачный. К примеру, в Калининграде на ученика выделена одна сумма, в Череповце — совершенно другая, про Москву и говорить вообще не стоит.
И здесь большое значение имеет момент не как работать, а где работать. К примеру в школе Андрея Успенского 500 учеников — больше просто не позволяет разместить здание. Как тут добиться, чтобы пришли новые ученики и с ними деньги — сказать сложно. Причём, интересный парадокс: когда набирается меньше 24 учеников, класс не открывают, а когда больше 30 — не закрывают. А это совершенно разные уровни нагрузки.

С другой стороны, к примеру, в школе, где 1000 учеников, но педсостав без категорий, титулованному педагогу работать выгоднее — он получит больше. А если в школе все педагоги с высшей категорией, выходит, что делить им нечего.
Для преодоления этой проблемы, школа Успенского вышла в статус автономной. Но ввиду возраста здания огромные средства идут на цели, никак не относящиеся к учебной деятельности. Конечно, педагогам предоставили стимулирующую выплату, но это капля в море. Кроме того, момент, касающийся стимуляции педагогов, готовящих победителей олимпиад: например, для преподавателей математики, физики, литературы, русского языка — это хорошая мотивация. А как быть преподавателю музыки? Таких олимпиад попросту нет. Да и если сейчас преподаватели начнут перетягивать на себя успешных учеников, понравятся ли такие войны самим ученикам?

Разделяет точку зрения о несостоятельности системы Вадим Муранов — преподаватель физики и информатики подмосковной школы. По его словам, момент, когда работу учителя пытаются привязать к каким-то числовым критериям, очень нелогичен. Зачастую приходится вести с учениками индивидуальные беседы — просто поговорить по душам. Как это оценить? Человеческую личность формализовать невозможно. Как невозможно и дать количественную оценку работе учителя.

Кроме того, установлен факт: наиболее эффективное взаимодействие в классе строится при наличии в нём 12–15 учеников. И тут же норматив поднимается до 25. Когда коллектив школы Муранова попытался переложить расчёты эффективности работы учителя на бухгалтерские выкладки, это всех ввергло в ступор.
Не очень понятная ситуация со стимулирующими выплатами. В школе Вадима фонд таких выплат составляет 3% от зарплатного. Зарплатный — 500 000 рублей. 3% на 30 педагогов выдают просто смехотворную цифру в 500 рублей стимулирующей выплаты на человека.

Дмитрий Скурихин рассказывает о ещё одном противоречии: работая в элитной гимназии, он заметил, что учитель физкультуры, который вёл всё школу, в человеко-часах четырежды превосходил учителя немецкого языка, у которого тогда было шесть групп по шесть человек. Как описать принципами логики, если бы учитель физкультуры получал в четыре раза больше, чем учитель немецкого?

Алексей Голубицкий на это замечает, что применяется выравнивающий коэффициент, благодаря которому каждый учитель получает столько, сколько заслуживает. К примеру, учитель иностранного языка не виноват, что по нормам класс принято делить на группы.

Тем не менее, как считает «Комсомолка», опираясь на мнение многих учителей и директоров школ, новая система — более гибкая, нежели старая. Сейчас школы могут закладывать в статьи финансирования любые моменты, которые бы сделали процесс обучения более интересным для учеников. Среди педагогов, по некоторым данным, снижается напряжённость, работа становится более прозрачной. И практика многих школ страны показывает, что теперь школы стали применять больше самостоятельности в распоряжении средствами, по мере необходимости варьируя финансирование разных статей.


Но в то же время реальность говорит, что в целом систему оценки и оплаты труда педагогов ещё долго предстоит доводить до ума. В нынешнем виде она имеет несколько довольно больших белых пятен, которые приходится заполнять на месте директорам и педагогам.

По материалам издания «Комсомольская правда»

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Amir 07.03.12, 15:54
поздновато вы со статьей, выборы уже прошли, сейчас только пояса затягивать будем)
img
КiберБомж 09.03.12, 12:40
Интересный тематический материал также можно посмотреть на сайте http://opko43.ru/news/1550/" rel="nofollow" target="new">ОПКО