За территорией ПЭУ должны внимательнее следить
Мы неоднократно писали о том, что загрязнение в пойменной зоне КЧХК — самая серьёзная и масштабная экологическая проблема региона, требующая уже не просто внимания, но безотлагательного решения. За последние 15 лет из потенциального источника опасности, действующего в период весеннего половодья, оно превратилось в более ощутимую угрозу.
С этим тезисом мы выступали на нескольких общероссийских конференциях, одну из которых организовывали самостоятельно.
Cотни гектаров земли, включая озёра и подземные воды, заражены азотом аммонийным, подвижными соединениями фтора, тяжелыми металлами, радиоактивными изотопами… Это огромная и разнообразная территория с непростой экосистемой. Основная проблема с загрязнением — его попадание в основную реку региона, Вятку. В паводок это уже становилось причиной тому, что воду из кранов Кирова категорически не рекомендовалось пить.
Если же пятно подземного загрязнения непосредственно достигнет русла реки — начнётся более обильная и непрерывная его разгрузка в Вятку.
Учитывая недостаток исходных данных — о последствиях достоверно сказать тяжело.
На водозаборе в Корчёмкино осуществляется комплекс мер, призванных обеспечить очистку даже загрязнённой воды: проводится ревизия и текущий ремонт всех ключевых объектов и сооружений, создаются дополнительные запасы материалов и реагентов, которыми будут очищать воду в случае чрезмерного загрязнения. Этой весной на специальной конференции упор делался на новую установку очистки, подробностей о которой не дали — ни объёма инвестиций, включающих федеральные средства, ни технических параметров. Доказательством существования этого объекта стала лишь одна фотография, но допустить журналистов туда «ККС» отказались начисто.
Другая сторона проблемы: открытость и достоверность данных о загрязнении. К примеру, весной фактические цифры скрывались очень тщательно — не прозвучали они ни на
Вероятно, потому что цифры пугающие.
![]() | ![]() | ![]() |
Пятно загрязнения находится уже в 250 метрах от Вятки и двигается со скоростью около 150 метров в год. То есть если не в следующем году, то через год пятно достигнет русла реки. В контрольных скважинах по фронту загрязнения концентрации по азоту аммонийному повысились с 5500 ПДКр.х. до 8400 ПДКр.х.
Областная Общественная палата 27 сентября в очередной раз напомнила о том, что исследования недостаточны. Действительно, власть и департамент экологии и природопользования ищут способы получить финансирование по другим федеральным целевым программам. Например, сейчас — по программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах». Однако, успешность заявки довольно сомнительна.
Речь идёт о сумме в 1,6 млрд рублей для начала избавления от ядовитой дряни — где значительная часть средств будет направлена именно на исследования.


В настоящее же время научной деятельностью, связанной с попытками использования фиторемедиации для уменьшения, занимаются только представители ВГУ. Подробно их деятельность и её результаты мы описывали летом в отдельном репортаже. Некоторые результаты, тонущие пока в общей массе, имеются.
Положительный эффект будет и от окончательной консервации шестой секции хвостохранилища мела, принадлежащего компании «Уралхим» — работа велась без перерыва более года. И теперь попадание дополнительного количества азота аммонийного практически исключено. Что, вероятно, может сказаться на росте пятна подземного загрязнения.
Остаётся только надеяться, что последствия не будут плохими.
Не могли бы Вы перевести 8400 ПДК в более понятные концетрации - гр. или мг в литре воды?
берём
куркулякалькулятор, пересчитываем.. получаем 4,2 г/л, или, в объёмных процентах - 0,4% р-р аммиака.