Яков Терещенко строил город мечты

22.08.14, 19:33 10 комментариев

Вышла новая книга об отце-основателе Кирово-Чепецка и первом директоре химкомбината — Якове Филимоновиче Терещенко. Идея создать серию книг о почётных гражданах города возникла у журналистов и тех, кто помнит, благодаря кому был создан и получил развитие Кирово-Чепецк.

Батя — именно так называли Якова Филимоновича его работники и сослуживцы. Пожалуй, это самый весомый показатель достижений человека, который имел множество государственных премий. Такое уважительное, трепетное и почётное звание в устах горожан дорогого стоит. На презентации книги собрались самые близкие люди: сын бати Владимир Яковлевич с супругой, друзья и коллеги Якова Филимоновича и все, кто его помнит.


Владимир Крешетов, глава города:
Я был знаком с Яковом Филимоновичем. Он принимал в своём кабинете всех молодых специалистов и с каждым знакомился лично.
Я поражался его феноменальной памяти. Мне тогда было всего 22 года, а бате — 65, но даже видя меня второй раз в жизни, он сразу связал, в каком вузе я учился и даже каким спортом занимался. А вообще это, конечно, человек, вернее, Человечище с большой буквы. Это — честь, разум и совесть, это — победитель, это — глыба, это — человек дела! И я очень рад, что именно с него начинается эта серия книг.
Владимир Яковлевич Терещенко:
Мне очень приятно и очень волнительно, спасибо вам большое, что не забываете отца. Сколько я с ним жил, помню, что он всё время думал только о людях, даже о семье — во вторую очередь.
Помню, он был таким озабоченным, когда задерживались работы. А когда строили ледовый корт (он ведь был первый в стране), батя получил одновременно и выговор за нецелесообразный расход средств, и поздравления от Министерства физической культуры. Он никогда не боялся подобных вещей. Для людей надо, значит надо сделать, и точка.
Кстати, я, видимо, сейчас стал очень похож на него, и ко мне часто подходят и спрашивают, не Яков ли Филимонович я?

Почти все дети и внуки Я. Ф. Терещенко остались в Кирово-Чепецке и стали выдающейся семейной династией на химзаводе.

Владимир Яковлевич Терещенко:
Отец очень и очень переживал за город. Он приходил на набережную, садился на скамейку, смотрел на разлив и долго-долго о чём-то думал. У него была мечта, которая, к сожалению, так и осталась несбыточной. Мечтал построить жилой микрорайон за рекой Вяткой; хотел сделать мост на тот берег. Но с проектировщиками вопрос проработал, и оказалось, что там очень низкая местность и в половодье сильно затапливается. Поэтому от идеи пришлось отказаться.
Интересно и то, как появился ЗМУ. Мы тогда были в Средмаше СССР, а Министерство химии задумало строить завод минеральных удобрений — инициатива шла не от нас. И когда рабочая группа приехала сюда, то они исследовали площадку там, где сейчас кладбище «Злобино». Батя сразу возмутился: «Это же мы с двух сторон город в химию закроем?!».
Владимир Северюхин, один из авторов книги:
Я, к большому сожалению, принадлежу к тем людям, кому не довелось лично познакомиться с Яковом Филимоновичем в силу своего возраста. Он умер, когда мне было всего 14 лет. Я его помню ещё со школы, но тогда я не мог представить, что его имя будет так часто звучать в моей профессиональной деятельности. Когда я провожу экскурсии или читаю лекции о нашем городе, то, по существу, это всегда рассказ о Якове Филимоновиче.
И самое сложное — отвечать на многочисленные вопросы «Почему идеи бати не были реализованы?», «Почему это ему нужно было, а другим руководителям — нет?», Почему не был построен мост и нет аквапарка?» и другие.
Сейчас молодёжь не понимает, что были такие люди, которым была небезразлична судьба города и каждого его жителя — и рассказы о Терещенко иногда им кажутся былинами.

На презентации книги даже высказали идею, чтобы в городе установили памятник отцу-основателю Кирово-Чепецка.

Лев Князьков:
Батя приехал в этот город в июне 1947 года из Кемерово. Ему поручили построить один из самых секретных по тем временам заводов. Он выбирал из трёх мест, но привязка была на Чепецк, потому что здесь уже была построена ТЭЦ-3. С самого первого дня знакомства я понял, насколько сильна в нём любовь к людям. Я помню, как он каждое утро обходил бараки, где жили тогда молодые специалисты. Он просто молча проходил, смотрел и думал, а когда приходил к себе в кабинет, сразу записывал, что нужно сделать, чтобы условия были лучше. И делал. Так у нас появилось горячее водоснабжение, первый трёхэтажный дом, после начала развиваться инфраструктура города. Идея строительства молокозавода — это ведь тоже его идея. Вместе с Борисом Петровичем Зверевым они потребовали, чтобы полезный кефир могли пить не только начальники, но и простые люди. И до сих пор мы с вами пьём наш чепецкий кефир.
Это был уникальный в своём роде человек, и я считаю, что о таких людях надо обязательно писать и рассказывать нашей молодёжи. Я очень надеюсь, что эту книгу будут рекомендовать к прочтению и в наших школах, и на предприятиях.

С сегодняшнего дня книга «Быль и легенда города» о Якове Филимоновиче Терещенко будет доступна для прочтения во всех библиотеках. Однако об электронной версии, как это обычно и бывает, помышлять не приходится.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Mu}{a 22.08.14, 21:56
Человек-легенда!
А где можно купить эту книгу?
img
angor 23.08.14, 09:54
При моем глубоком уважении ко Льву Ивановичу Князькову вынужден внести следующие уточнения.
1. Официальным днем рождения химзавода по совместному решению администрации, парткома и профкома принято 8 октября 1946 года. В этот день был подписан приказ Минхимпрома  " О создании на заводе 752  мощностей по производству хлора и фтора". Яков Филимонович прибыл на завод в 1947 году и, конечно же, место строительства его он не выбирал. Завод 752, первоначально завод "Ф" начал строиться ещё  до войны и его директором с 1938 по 1946 год работал М. Ф. Крычков.
2. Всеобщей любовью к людям Яков Филимонович не отличался. Наоборот, он  прекрасно отделял "котлеты от мух" (это любимое его выражение) и на мух реагировал весьма жестко.
Наиболее значимым качеством Якова Филимоновича я бы назвал его умение организовать тысячи людей на творческий, созидательный и успешный труд.
3. Решение отсчитывать историю завода с 8 октября 1946 года весьма спорно. Тем не менее, 1946 год круто изменил судьбу завода  - 30 сентября 1946 года Сталин И. В. подписал постановление СМ СССР № 2226-914 о строительстве на заводе 752 цехов по производству гексафторида урана и спецсмазок.с вводом их в действие к 1 июля 1947 года. И началась атомная эпоха в истории завода и города.
img
sergbush 23.08.14, 10:38
angor:
Всеобщей любовью к людям Яков Филимонович не отличался... Наиболее значимым качеством Якова Филимоновича я бы назвал его умение организовать тысячи людей на творческий, созидательный и успешный труд.


Королёв, Лозино-Лозинский, Черток, сотни других людей, вошедших в историю - их всех объединяют те же черты. Либо ты "любишь людей", либо двигаешь человечество (ну или хотя бы страну/город) вперёд. Другого не дано.
img
angor 23.08.14, 14:43
Яков Филимонович не был Маниловым. Мостовой переход на правый берег Вятки задумывался не для строительства на том берегу красивого жилого микрорайона, а для строительства дороги на Киров раза в два короче нынешней.
Строительство моста и дороги не состоялось из-за навязаного нам строительства ЗМУ.
Инициатором строительства ЗМУ в Чепецке стал  секретарь Кировского обкома КПСС по промышленности, бывший главный инженер завода им.ХХ партсъезда,  Ронжин С. И..
Минхимпром планировал строительство ЗМУ в Верхнешижемье, вниз от Кирова по Вятке, где имеются залежи фосфоритов, но не было в то время строительной базы и кадров химиков.
Боясь сорвать строительство, Ронжин сумел переубедить ЦК и Правительство передать ЗМУ Минсредмашу и Чепецку.
Так что за ЗМУ чепчанам следует благодарить Ронжина Станислава Ивановича, коренным образом изменившего судьбу города.
img
vv 24.08.14, 09:38
..................«Почему это ему нужно было, а другим руководителям — нет?», Почему не был построен мост и нет аквапарка?» и другие........ Кто из нынешнего руководства  города выйдет на обл. правительство, губернатора и предложит войти в федеральную программу "Мосты России" ? Будет прямая дорога на Киров (15 км) и трассу на Слободской и дальше а там  глядишь и перестанут из города уезжать...
img
sergbush 24.08.14, 10:48
vv:
Будет прямая дорога на Киров (15 км) и трассу на Слободской и дальше а там  глядишь и перестанут из города уезжать...


Гм... А что, это действительно выход. Киров гораздо менее комфортен для проживания, чем Чепецк. А прямая дорога в 12-15 км вполне могла бы сделать наш город своего рода спальным районом областного центра. То есть простимулировать жилищное строительство и перемещение кировского среднего класса сюда. Как следствие - развитие торговли и услуг уже здесь: будет платёжеспособный спрос - появится и соответствующее предложение...
Пожалуй, строительство этой дороги - единственный способ спасти Чепецк от вымирания.
img
Hudsontech 24.08.14, 15:50
Как мы видим сегодня,  у него нихрена не вышло.
img
sun 26.08.14, 18:20
Hudsontech:
Как мы видим сегодня,  у него нихрена не вышло.

Ну че уж... Пол-хрена то вышло.
img
некто 28.08.14, 16:20
Насчет дороги и моста согласен, тем более, что, часть дороги замощена фторгипсом (съездите, поворот с ул. Парковой, на право, в сторону лесозавода б/у КЧХК и дальше в объезд).
Что касается Я.Ф.Т., видел на танцах в Дружбе, когда танцы кончались, ОН меня на лестнице в раздевалку обогнал! 1964 г.
img
Asta 28.08.14, 19:18
к стати исчо кроме на Киров планировался мост через Чепцу  , и микрорайон на против пляжа , кто не верит там есть намыв песка , в начале 90-х там даже валялись остатки брошенных тракторов .