История земли Чепецкой: от погоста до «небоскрёбов»

03.04.15, 08:57 13 комментариев

Серию материалов «История земли Чепецкой» продолжает очерк о том, как на месте Никольского погоста выросли чепецкие «небоскрёбы», почему мужчины с женщинами менялись одеждой и о том, что попытка избавления от «домашнего рабства» была бесполезной.
Копилку знаний удалось пополнить и на традиционной научно-практической конференции, недавно прошедшей в городском музее.




60 лет или четыре сотни?


Место, где сейчас располагается Всехсвятский храм — исторически является центром Усть-Чепцы. Впервые в письменных источниках его отметили в 1615 году как Никольский погост. Было там 20 дворов, три церкви, две кузницы — по тем временам ничего себе населённый пункт. Рос он бурно, но потом освоенных пахотных земель стало не хватать. В итоге Усть-Чепца стала крупным промысловым центром, а потом шагнула в промышленный век: в 1873 году Яков Бровцын основал спичечную фабрику.
Ну, а там, где сейчас находится Мемориал славы, раньше было кладбище — наткнулись, когда начали строительство в 1975 году.





Демографическая ситуация


В 1836 году в Усть-Чепецком приходе насчитывалось 568 зданий, в основном крестьянские дома. Жителей было почти четыре тысячи, причём женщин было больше. За один тогдашний год пережениться решили 35 пар, а на свет появилось 192 младенца. Учитывая, что за этот же год умерло 159 человек, с демографической ситуацией в Усть-Чепце всё было намного лучше, чем сейчас. Правда умирали из-за болезней: например, горячки — она была особенно сильна в мае месяце.





Свадебные обычаи


Священники отчитывались о том, что нечистого водится в приходе. Если верить их записям, то «гаданий и заклинаний на замечается». Но кто же станет заниматься подобными вещами в открытую? :-) Что же до свадебных обрядов, то обычай был такой: на третий день мужчины наряжались в женские костюмы, а женщины — в мужские, непременно военные. Так и ходили по селу, заглядывали в кабак. А после возвращались в квартиру молодых, где и заканчивался вечер. В деревнях так же на третий день принято было ездить в санях по соседним деревням, шуметь и распевать песни.





Альтернатива сельскому хозяйству


Набережная — одно из любимейших мест во все времена. Когда-то здесь располагалась деревня Скрябиха. И вроде бы ничего необычного, деревня как деревня. Но в наших краях ни климат, ни почвы не дают уверенности в завтрашнем дне, если заниматься только сельским хозяйством. Так что местные жители подались в ремесленники — добывали под берегом реки бутовый камень и известняк. Работали даже зимой: костёр горит, рабочие греются и известняк выковыривать легче. Потом его обжигали на известь или просто отправляли в город Вятку.





Здесь была деревня


Не секрет, что наш город появился не на пустом месте: раньше здесь было множество маленьких деревень. Одна из них была там, где сейчас улица Спортивная, а появилась она в далёком 1615 году и называлась Балезино. Редкий случай, когда известен её основатель — удмурт Федот Кабальгин. Многие выходцы из этой деревни снискали известность своими славными деяниями: Юркин был первым заместителем министра гражданской авиации Советского Союза, другой Юркин основал чугунно-литейный завод. Вроде бы и маленькая совсем деревенька, а дела творились знатные.





Дом «на курьих ножках»


Идея «парящих домов» появилась ещё в древности, их строили чтобы обезопасить себя от диких зверей и природных катаклизмов. В современном мире их стали рассматривать как элемент модернизма, выражение эксцентричности и иррациональности.
Между колонн «дома на курьих ножках» планировали расположить магазины, а теперь эта территория используется жителями как стоянка. Архитектурная задумка впечатляет, но сами архитекторы позже сказали «что мы наделали, здесь жить невозможно».





Ядерный щит и удобрения для полей


Стела, привычный символ на въезде в город, появилась в 1990-е. А какой смысл в ней видели и какой закладывался? Народная расшифровка гласит: щит — символ ракетно-ядерного щита страны, который в своё время создавался в Чепецке, а снопы колосьев — это помогли удобрения для полей. Вряд ли создатели закладывали такой смысл: Юрий Попов, который ездил за скульптурой в Ленинград на экспериментальный завод, ничего подобного не рассказывал. Но люди скульптурную группу на въезде в город романтизировали, так интереснее.





Долой «домашнее рабство»


Кулинарии, которых в Чепецке было предостаточно — не только признак советского времени, но и часть идеологии. Наверняка многие помнят и аппетитный шахматный кекс, и советское мороженое, и свежую выпечку. Идея была в том, чтобы освободить от «домашнего рабства» всех советских женщин. Поэтому и кухни в хрущёвках экстремально маленькие. Задумывалось так: покупаешь полуфабрикат, разогреваешь на своей малюсенькой кухне, а после вся семья, чинно рассевшись в гостиной, обедает.





Чепецкие «небоскрёбы»


В Чепецке и свои «небоскрёбы» есть — так называли дома на улице Первомайской. Каждый из них имеет имя собственное, и с ним связана история. Дом № 9, тот, где сейчас «Магнит», — «Калинка». В 1970 году к нам приезжали Ирина Роднина и Алексей Уланов. Их ждали с нетерпением, а танец «Калинка» не только снискал бурные овации, но и оставил след в названии дома. Дома рядом величали «Огонёк», «Экран» и «Красная шапочка».

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Cat_76 03.04.15, 13:32
а что тут обсуждать то? спасибо за информацию)
img
lexa16 03.04.15, 14:57
спасибо! Очень интересно)
img
Guryаs 03.04.15, 21:57
Очень интересно. Автору респект:-)
img
Akella 04.04.15, 00:44
Офигеть! "Шахматный кекс"! Вкуснятина! Ммм...
img
maxkar70 04.04.15, 17:00
Так не дома так назывались по Первомайской, а магазины и кафе, что в пристроях были. Попробуй теперь диспетчеру такси сказать, мол, пусть к Огоньку подъедет машина ;) ...
img
Jon PS 04.04.15, 18:39
статью нужно было назвать "История земли Чепецкой: от погоста до позорного нищесбродства"
img
Analitik1982 04.04.15, 21:36
maxkar70:
Так не дома так назывались по Первомайской, а магазины и кафе, что в пристроях были. Попробуй теперь диспетчеру такси сказать, мол, пусть к Огоньку подъедет машина ;) ...


к "Калинке" ездят :))))
img
Walrus 04.04.15, 22:35
классная рубрика, продолжайте) только фото побольше)

такой же, кажется, "небоскреб" на Мира сразу после Руси стоит, там внизу магазин Подарки когда-то был, мы там до 93 года жили, пока не переехали на Красноармейскую. А в "Огонек" и "Калинку" ходили еще в школе, в первый за дисками с музыкой и игрушками в первой половине нулевых, во второй с классом в конце 90-х на какой-то праздник
img
Illarion 05.04.15, 00:37
Есть имя, значит можно потрындеть.

Узнал, что в небоскрёбе проживаю -
Пойду с балкона небо поскребу.
У дома имя есть, а я не знаю.
А после обижаюсь на судьбу.
Теперь-то я легко с ним пообщаюсь
И даже знаю, что сказать ему хочу :
Мол, так и так - люблю и уважаю,
Но всё равно за капремонт не заплачу.
img
roman025 05.04.15, 15:51
это чё Маяковский был , а я думал он того . 5+
img
darya 05.04.15, 17:20
На месте города было очень много деревень,  в самом деле - одни маленькие деревушки в несколько домов, судя по всему... Вот и названия: Пермячиха, Калошино, Баево, Северюхи, Деветьярово, Лопатино, Заринцы.... И у каждого - свой "ндрав", своя особинка....
img
Dr. Pilulkin 06.04.15, 07:36
интересная статья. маленькие 5-6 метровые кухни, кулинарии, столовые это все отклик идей школы баухауз и стиля конструктивизм в архитектуре со своей идеологией питания вне дома . Экспонатов в нашем музее много но хотелось бы видеть музей под открытым небом со старыми избами, техникой и механизмами.
img
yan43rus 06.04.15, 16:16
Дороги пусть делают сцуки конторские!!!