В продолжение серии материалов «История земли Чепецкой» расскажем об архитектурном облике города: что было, но прошло, что планировали, но не сделали, а что сохранилось до наших дней. Микрорайоны Встречный и Сосновый, чепецкое Чикаго, метрополитен и Санта-Барбара, а также «скворечники» для людей — девять увлекательных историй уже ждут вас.
 | | Встречный микрорайон По проекту нынешний восьмой микрорайон должен был называться 7-а, но ему придумали и более благозвучное название — Встречный. Объяснение простое: это первое, что видит каждый въезжающий в город со стороны Кирова. Если, конечно, не считать заводских труб. Улица Ленина — самая длинная, но не самая ухоженная магистраль города. Когда-то она вела от усть-чепецкой церкви в Просницу (ныне Фатеево). Улица сменила несколько имён: была и Просницкой, и Свободы, и Ленина 1-я. И только в 1966 году стала называться улицей В. И. Ленина, а Ленина 2-я стала улицей Свердлова. |
 | | Чепецкое Чикаго Узкоколейная железная дорога, сейчас уже частично разобранная, разделяет два микрорайона: 7 и 7-а. У нынешнего седьмого тоже было своё название — Сосновый. Правда, в 70-х годах в народе его чаще именовали Чикаго. О происхождении такого названия спорят до сих пор: кто-то ссылается на труднодоступность района в те времена, но более правдоподобной выглядит другая версия. Проживающий здесь контингент добропорядочностью не отличался — было много так называемых «химиков». То есть за незначительные проступки не сажали, а отправляли работать «на химию». Вот такое Чикаго. |
 | | Местный метрополитен Нашу узкоколейку смело можно назвать памятником Великой Отечественной войны. В 1941 году Госкомобороны СССР приняло решение форсировать строительство ТЭЦ-3 — страна нуждалась в энергоснабжении эвакуированных заводов. Обеспечение топливом возложили на создающееся Каринское торфопредприятие. УЖД исправно транспортировала торф до 17 февраля 2012 года — именно тогда в город был отправлен последний состав. Уникальность Каринской узкоколейки в том, что это единственная крупная торфовозная дорога, которая не была переведена на вагоны ТСВ. Здесь и в XXI веке работают удивительные для нашего времени вагоны УМВ. А ещё её иногда называют Кирово-Чепецким метрополитеном. |
 | | Посёлок за три миллиона На заре появления Кирово-Чепецк остро страдал от недостатка жилья: просторные «сталинки» по большей части были коммуналками, а в бараках и деревенских избах квартирантов было не меньше, чем тараканов. В этот критический момент Яков Филимонович принял решение: закупить в нововятском домостроительном комбинате сборные панельно-щитковые дома — дёшево и сердито. Самый экономичный вариант представлял собой 4-квартирный дом, где каждая квартира состоит из небольшой комнаты и кухоньки. Отопление — печное, из благ цивилизации только электричество, а остальное на улице. Зато возведение не требовало ни квалификации, ни строительной техники. Вот так на Южном стремительно вырос посёлок и всего за 3 миллиона рублей. |
 | | Спальный район Щитковый посёлок вырос к югу от городской застройки, отсюда и название — Южный. По сути, это был настоящий спальный район Кирово-Чепецка: от города отделён лесным массивом и связан единственной дорогой, почти полностью совпадающей с современной улицей Ленина. По ней курсировал маршрут № 2, а конечная остановка была в конце сохранившейся до наших дней березовой аллеи. Там же был голубенький пивной киоск. Пенный нектар пили сидя на траве, а кое-кто не гнушался и прилечь. Довольно долго посёлок состоял из одних «щитков», покрашенных красно-коричневой краской — этакий скандинавский колорит. Отсюда ещё одно название — «финские дома». В целом Южный производил благоприятное впечатление: у каждого дома огород, в палисадниках цветы, кусты сирени, смородины, черёмухи, малины и акации. От грязи спасали гулкие дощатые тротуарчики. |
 | | Объездная улица Там, где сейчас проходит улица 60 лет Октября, никакой улицы не предполагалось. У руководства города была мысль: тяжёлый транспорт с центральных улиц отправить в объезд города — этакий чепецкий МКАД. Дорогу построили и назвали новой кировской, ведь изначально в Киров ездили через посёлок ТЭЦ и промзону. Один из вариантов строительства предполагал, что дорога пройдёт как хайвей на бетонных столбах. Город рос так стремительно, что поглотил объездную. Кстати, там, где сейчас автомобильный мост пересекает УЖД, до 1960-х годов текла речка Калиновка. Узкоколейка проходила чуть дальше в сторону лесного массива Карпаты — там до сих пор видна насыпь 1942 года. Рельсы укладывала бригада, состоящая из шести женщин, а насыпь делали пленные немцы и женщины. Сами Карпаты назывались Верхним лесом. |
 | | Санта-Барбара по-чепецки В 90-е годы дома на проезде Перевощикова называли Санта-Барбара — в честь бесконечной «мыльной оперы»: очень уж полукруглые арки напоминали заставку сериала. А длинные лестницы одно время именовали «синими» — благодаря гражданам, облюбовавшим место для распития спиртных напитков. Время шло и район название сменил на «живые и мёртвые» — всё потому, что рядом расположилось Красное кладбище. Знаменито оно могилами Бориса Петровича Зверева и Якова Филимоновича Терещенко — двух людей, без которых город никогда не стал бы тем, чем был. |
 | | «Скворечники» для людей В застройке улицы Ленина есть брешь — почти от самого рынка и до пересечения с улицей Сосновой. Сейчас пространство выглядит необжитым и неухоженным, но именно здесь в 50-60-х годах располагались так называемые «скворечники» — ещё одна попытка решить квартирный вопрос. Внешне они напоминали садовые домики и, несмотря на скромные размеры сруба — всего 6 на 6 метров, имели кухню, гостиную, две спальни и внушительную мансарду. Отопление сначала было печным, а затем и паровым. Имелся газ, электричество, водопровод, и возле каждого домика — огород. По комфортности «скворечники» значительно переплюнули «щитково-щелевые» домики с их плохой теплоизоляцией. Улица Ленина во времена «скворечников» имела двухстороннюю застройку: дома стояли и на месте нынешней МСЧ-52 и дальше вниз, до самого входа в парк. Ну, а «скворечники» в свой срок пошли на снос, а их обитателей расселили в городские квартиры. Те, кому пришлось перебраться в коммуналки, были весьма недовольны таким обменом, и неудивительно. |
 | | Боёвская «лужа» Самый первый дом в «черёмушках» был панельным — № 55 по проспекту Мира. Как рассказывают очевидцы строительства, панели привезли из Глазова и внутри они кирпичные. На месте боёвского микрорынка располагалась деревенька, которая с XVIII века имела довольно благозвучное название — Заринцы. А деревня Боёво, строго говоря, начиналась за железной дорогой. Визуальная граница города проходила примерно по улице Луначарского, дальше — так называемое Боёво с «финскими» домиками и речка Калиновка. Она была запружена и образовывала боёвскую «лужу». Зимой здесь устраивали каток. |
Ставьте лайк, если нравится материал
Но Чикаго (микрорайон)город называли не поэтому... А из за постоянно курсирующих строительство чёрных "Побед" (правительственных и не очень) и выходящих из них людей в шляпах))) (мода такая была) как в США, выходить из машины и козырёк поправлять...
История (даже новейшая) она такая... неоднозначная. На самом деле это очень круто, когда люди откликаются и рассказывают что-нибудь интересное из того, что знают. Спасибо, Вахтер! :)