История земли Чепецкой: жизнь школяра

27.10.15, 16:34 12 комментариев

Как жилось школьнику в глубинке пару веков назад? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что образовательная система в нашем государстве изначально выстраивалась церковью. Церковь была единственной структурой, столь полно пронизывающей всё государство до самых небольших поселений.
В Усть-Чепце первая церковно-приходская школа появилась 1 октября 1885 года.

О жизни чепецких школяров в XIX мы узнали из доклада сотрудника нашего музея Елены Загайновой. Этому и посвящён очередной выпуск «Истории земли Чепецкой».



Только для мальчиков


Местные в первую очередь отдавали в учение сыновей: в год открытия пришла дюжина мальчиков, в том числе пять местных. Почти всем ребятам было от 9 до 13 лет и все они были крестьянскими детьми. Большинство уходило после уроков домой, лишь двое снимали квартиры в селе. Девочек в школу стали принимать почти три десятка лет спустя — первые выпускницы окончили курс в 1914 году. Помимо основных предметов учили рукоделию: вышивать, строчить полотенца и вязать к ним пришивки. Получалось не дурно и для использования в домашнем хозяйстве годилось.



Школа — за свой счёт


Когда церквям было поручено открыть школы, то делать это предлагали за свой счёт. Поэтому поначалу местные священники содержали школу сами: Сивков покупал бумагу, перья, аспидные доски и прочее нужное, а Заворихин каждый месяц жертвовал по два рубля на школьные нужды.
В первый год, без собственного помещения, школа располагалась в доме священника Заворихина. Комната была чистая и тёплая, но могла вместить максимум 15 человек. К счастью, летом следующего года удалось выстроить отдельное здание: одноэтажное, деревянное, зато своё собственное.



Учили как могли


Учителями в новой школе назначили священнослужителей. В некотором смысле, педагогический опыт был у них всех, только строгого порядка в преподавании они не соблюдали. Расписания уроков и в помине не было, а занятия вёл тот, кто был более свободен. Удивительно, но на результатах обучения это не сказалась — экзаменационная комиссия в конце года «упущений» не нашла. Зато отметили, что «во всём видна заботливость о школе заведующего и преподавателей».
В день было по пять уроков, каждый длился по часу с небольшим. Перемены длились пятнадцать минут, а после третьего урока два часа давали на возможность пообедать. Учились тогда три года.



Молитва превыше всего


Школы были церковно-приходскими, так что молитвам уделялось изрядно времени. В половине восьмого все ученики собирались на утреннюю молитву, которую читал учитель или дежурный ученик, молились в начале и конце каждого урока, перед едой и после. После занятий каждый день пели молитву за царя «Спаси, Господи, люди Твоя», а иногда и «Боже, Царя храни». Плюс ученики исправно выполняли христианские обязанности: ходили на исповедь и причащались. И, конечно, все воскресные, праздничные и царские дни дети были в церкви. В качестве поощрения самым благонравным разрешали подавать просфор, кадила и возжигать свечи.




«Неодинаково успешное» преподавание


Если в религиозно-нравственном отношении школу хвалили, то в учебном — деятельность признавали максимум удовлетворительной. Причин было несколько: «неодинаково успешное» преподавание предметов курса, недостаточное снабжение школы и не подходящие для занятий условия. Хотя в число обязательных предметов много и не входило: закон Божий, церковное пение, чтение, письмо и основы арифметики.



Дополнительная программа


С наглядными материалами дела обстояли не очень хорошо, так что письму обучали по подражанию каллиграфии учителя. Начинали с черчения линий и фигур, затем осваивали цифры и буквы, а после принимались за короткие пословицы. Потому у детей были сложности с письмом под диктовку и изложением мыслей на бумаге. Арифметике учили так, как считали в те времена сельские жители: с карандашом и счётами в руках, то есть «путём практических приёмов вычисления».
Старшим детям в конце учебного года давали дополнительные уроки географии и отечественной истории. Детям нравилось: слушали с интересом и запоминали хорошо.




Официальные прогулы


Обучение было недолгим, так некоторые ещё ухитрялись прогуливать! Предлоги тогда выдумывали простые и жизненные: например, отсутствие хлеба — нужно идти домой. Классическое «заболел» тоже было в ходу, как и отговорка, что родители оставили дома «за делом». Иные честно признавались, что прогуливают «по лености и нежеланию учиться». С прогульщиками после уроков приходилось заниматься дополнительно, вот только особенного рвения у них не наблюдалась.



Никаких драк


А ещё в школе должны были отучать детей от «драчливых игр и грубых слов», «приучать к порядку, точности, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению». Попавшихся на дурных привычках воспитывали внушениями, поклонами и стоянием на коленях.
В начале XX века в воспитательных целях стали проводить школьные праздники, на которые приглашали родителей. На литературных и вокальных вечерах дети читали стихи и басни, пели песни.



Новая жизнь старой школы


В конце 19 века школа оказалась на грани закрытия, её здание изветшало настолько, что зимой его было невозможно прогреть. И это при том, что в селе были две земские благоустроенные школы. Ситуацию спасло строительство нового здания — оно было закончено летом 1904 года и стоило чуть больше трёх тысяч рублей. Здание было «полукаменное, двухэтажное, крыто железом». И, между прочим, сохранилось до сих пор. Детей в школу зазывать больше не приходилось.
В конце концов церковно-приходская школа всё же уступила в битве с земскими школами. До 1957 года здесь была сельская школа, позднее — магазины и военкомат. И только в 1990 года школа вернулась к своему первоначальному предназначению.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
The_Triko 27.10.15, 16:49
Жуть какая-то. Все о народе думала императорская династия Романовых, да о том, как людей русских просветить.
img
upp 27.10.15, 17:24
В школе должны были отучать детей от «драчливых игр и грубых слов», «приучать к порядку, точности, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению»

Как изменился мир:(  Сейчас в школах учат несколько иному.
img
Танатос 27.10.15, 18:51
upp:
В школе должны были отучать детей от «драчливых игр и грубых слов», «приучать к порядку, точности, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению»Как изменился мир:(  Сейчас в школах учат несколько иному.


Сейчас в школе учат драться, материться, быть неряшливыми и всем грубить? :D
img
Ася 28.10.15, 00:57
upp:
В школе должны были отучать детей от «драчливых игр и грубых слов», «приучать к порядку, точности, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению»Как изменился мир:(  Сейчас в школах учат несколько иному.


Хм..а что изменилось? Ведь по-прежнему сеют разумное, доброе, вечное...Сама подача знаний изменилась, требования.
img
darya 28.10.15, 05:05
По крайней мере, школы ОТКРЫВАЛИСЬ, а не...секвестировались!
img
angor 28.10.15, 06:37
Материал скорее краеведческий, чем исторический.
Поражает цивилизационный рывок, произошедший за каких-то сто лет на земле усть-чепецкой - от беспросветной тьмы в 1885-м до современной науки и образования мирового уровня. от навозных ледяников - до современной техники.
В историческом масштабе это даже не рывок, а взрыв!
img
Зелёнка 28.10.15, 11:36
darya:
По крайней мере, школы ОТКРЫВАЛИСЬ, а не...секвестировались!


Угу, открывались. А денег на них не давали, так что перебивались они как могли и где могли. Учителей почти не было, со школьными принадлежностями — беда, здание нормальное построить долго не могли — денег не было. Зато школы открывались, как хорошо :)
img
Василиса 28.10.15, 12:03
Сейчас в школу приходят  в 1 класс уже умеют: драться, кусаться, материться ! Судя по моей соседке-учащейся 5 класса : красить обгрызанные ногти синим лаком и думать не об учебе, а как познакомиться с мальчиком-старшеклассником.
img
angor 29.10.15, 06:43
Василиса,
Вам крупно не повезло, такие девочки, как Ваша соседка на земле усть-чепецкой скорее исключение, чем правило.
Речь о том, что первая школа, и то церковно-приходская, а не светская, открылась на усть чепецкой земле только в 1885 году, а уже через буквально через какие-то 60 лет на земле усть-чепецкой собралось столько ученого люду мирового уровня, что в её истории начался атомно-ядерный период и стала решаться судьба всего мира.
Что за очень короткий исторический период на усть-чепецкой земле появилось столько и таких школ и даже филиалов университета, каких нет на других малых землях.
За очень короткий исторический период наука на земле усть-чепецкой поднялась до мирового уровня и на ней, на земле усть-чепецкой,  выросло столько кандидатов, докторов и даже член-коров РАЕН, что их концентрация на душу населения превысила концентрацию таковых в Москве!
Где вы ещё найдёте такую образованную малую землю, как усть-чепецкая?
img
Magicana 29.10.15, 14:20
angor:
Василиса,Вам крупно не повезло, такие девочки, как Ваша соседка на земле усть-чепецкой скорее исключение, чем правило.Речь о том, что первая школа, и то церковно-приходская, а не светская, открылась на усть чепецкой земле только в 1885 году, а уже через буквально через какие-то 60 лет на земле усть-чепецкой собралось столько ученого люду мирового уровня, что в её истории начался атомно-ядерный период и стала решаться судьба всего мира. Что за очень короткий исторический период на усть-чепецкой земле появилось столько и таких школ и даже филиалов университета, каких нет на других малых землях. За очень короткий исторический период наука на земле усть-чепецкой поднялась до мирового уровня и на ней, на земле усть-чепецкой,  выросло столько кандидатов, докторов и даже член-коров РАЕН, что их концентрация на душу населения превысила концентрацию таковых в Москве! Где вы ещё найдёте такую образованную малую землю, как усть-чепецкая?

От куда такая информация? Что-то мне не верится.
img
bensan58 29.10.15, 19:11
...В конце XX века школа оказалась на грани закрытия... небольшая очепяточка насчет века!
img
angor 30.10.15, 08:03
Magicana!
Подрастёшь, узнаешь о своём городе побольше - поверишь!