История земли Чепецкой: как надо строить

08.09.16, 15:46 12 комментариев

Это сейчас асфальт принято класть в лужи, а здание детского сада проще продать, чем отремонтировать. Это сейчас дефекты на дороге не принято ремонтировать, пока не разрушилось. Это сейчас при обрушении моста сетуют, что «жизнь довела».
Раньше со строительством и благоустройством дела обстояли иначе.

Мы пролистали книгу Владимира Прокашева «Кирово-Чепецк: хроника событий» и выбрали девять тому примеров. Не грех бы сегодняшним управленцам знать прошлый опыт!



Строительство ТЭЦ поначалу шло медленно, но ускорилось в начале Великой Отечественной войны. В область эвакуировали важные заводы, которым нужна была электроэнергия. Дефицит был жутким, для теплоцентрали даже пришлось использовать кирпич от разбора церкви в Усть-Чепце. И работали быстро и тактично! Тогдашний начальник А. Д. Замыслов вспоминал: «Заручившись устным одобрением районных и областных властей, мы убедили священнослужителей и прихожан дать согласие на разбор храма. Верующие патриоты поняли значение пожертвования храма на нужды фронта, для выпуска танков и самолётов. И согласились. Иконы и всё имущество перенесли в частный большой дом села, в котором мы сделали необходимую реконструкцию. Церковь была разобрана, кирпич вывезен за семь дней…»


Никто не говорит, что воплотить получилось все задумки и мечты! Бывали и промахи. К примеру, в нашем городе планировали построить льнокомбинат и бумкомбинат. Приезжала комиссия, признала местную площадку экономически выгодной. Говорят, для бумкомбината даже завезли оборудование. О тех планах нынче напоминает только название железнодорожной станции. Но важно знать, почему строить не стали: приняли решение, что быть Чепецку городом химиков.


Даже в околовоенные годы о строителях заботились. Ещё возведение ТЭЦ не начали, но строили жилые дома для рабочих, создавали попутную инфраструктуру. Пригласили дипломированного врача. Правда, условия для работы поначалу были скромные. Врач Нина Секинаева вспоминала: «В полупустом фанерно-дощатом здравпункте с подвешенной к стене керосиновой лампой и марлевыми занавесками на окнах пахло сосной, а через щели рассохшихся, вымытых до желтизны, скрипучих половиц пробивались полоски света. Но люди, их теплота и нескрываемая радость, что, наконец, им прислали дипломированного врача, очень скоро вывели из удручённого состояния».


Первый клуб в посёлке ТЭЦ открылся в 1939 году, до форсирования строительства ТЭЦ. Не захудалый сельский клуб, а востребованное место отдыха! Назвали «Заря». В преддверии открытия начстроительства теплоцентрали Илларионов делился: «15 мая откроется клуб со зрительным залом на 450 человек. В нём рабочие после трудового дня могут культурно провести время. Поучаствуют в работе добровольных обществ, в кружках самодеятельности или почитают в читальном зале библиотеки книги, газеты и журналы. А некоторые могут пойти посмотреть звуковую кинокартину или послушать лекцию в помощь изучающим историю нашей партии, о международном положении и другие».


Начальнику строительства моста через реку Чепца пришлось проявить характер и решительность. Артемий Попков вспоминал: «Чтобы не задерживать строительство моста, было решено прорезать стенку ряжа до воды, что позволяло освободить и поставить сваи по центру опоры и продолжить сборку пролётов. А зимой решили малыми взрывами разрушить ряж и построить новый. Это решение было принято вопреки запретам проводить взрывы вблизи опорных свай. Всё это, разумеется, нужно было сделать до ледохода 1943 года, иначе бы мост прост снесло. По специальной телеграмме отгрузили 300 кубометров камня. Когда бросали последние камни в опору моста, лёд пошёл. Но справились, и мост был спасён!»


Санаторий-профилакторий «Перекоп» не сразу располагался за городом. Сначала для него построили двухэтажное здание № 7 на улице Калинина. В середине 1950-х учреждение перебралось в здание на берегу Вятки. И только в 1962 году — в местечко Перекоп, где находится и сейчас. Отсюда пошло и название. Таким образом, вместе с городом росли и возможности для отдыха горожан.


В сфере жилищного строительства посёлок Кирово-Чепецкий был впереди области всей. Начальник одного из отделов управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР писал: «Застраивается посёлок жилыми зданиями в четыре этажа с полным инженерным оборудованием. Если на должной высоте проведут работы по благоустройству, то в ближайшие годы он будет отрадным явлением во всей Кировской области». И позднее: «В новой части посёлка в районе Балезино заметна работа по благоустройству застроенных кварталов для рабочих и служащих. Ограждение больницы, роддома и школы проведено капитально и представляет из себя архитектурно-художественную ценность».


Первое здание, построенное в Кирово-Чепецке после присвоения статуса города — роддом. Строили с заделом на будущее: приехала молодёжь, перезнакомятся, будут семьи, пойдут дети. Нынче здание забито досками и находится аварийном состоянии, а когда-то под его окнами радовались сотни чепчан. А бывали и трагедии. Поговаривают, что один горожанин очень хотел сына. Первой жена родила дочку. Второй тоже. В третий раз мужчина был уверен — точно сын! Оказалась двойня, обе девочки. Расстроенный отец семейства устроил скандал жене и врачам, а после повесился на сосне под окнами роддома. Такая печальная городская легенда.


Комсомольский парк потому и назвали так, что его делала молодёжь собственными силами. Газета «Ленинское знамя» писала: «Идея эта пришлась по душе молодёжи. Все юноши и девушки города взялись за лопаты, кирки и топоры, чтобы отвоевать у природы и превратить в культурное место отдыха ещё один её уголок. Тон задавали комсомольцы. Потому теперь парк и носит гордое имя — Комсомольский».

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
mr.domal 08.09.16, 16:37
Изложено, конечно, очень красиво, но нет ни одного слова о том, что ещё нашему городу в раньше очень повезло. В те годы ещё не использовался термин ИНВЕСТИЦИИ, от которых в строительстве зависит ВСЁ!
Советское государство щедрой рукой выделяло средства на строительство в атомной промышленности  в ущерб другим. В то время, как на  старых химических заводах в Дзержинске, Березниках, Усолье Сибирском не было даже необходимого коррозионно стойкого оборудования, там были ужасные усовия труда, не говоря уже об инвестициях, в Кирово-Чепецк направлялись лучшие специалисты со всех химических предприятий. Ведущие проектные институты и НИИ страны занимались разработкой проектной документации и исследованиями.
Просто, сегодня для нас всё кардинально изменилось, Кирово-Чепецк перешёл в категорию так называемых моногородов, и поток инвестиций сократился до тощего ручейка.
img
MorozoF 08.09.16, 18:14
Заставьте это Шинкарева прочитать, лучше пару раз, пусть дойдет до мальчика из Нагорска, каким городом ему доверено руководить.
img
angor 09.09.16, 08:23
Всё дело в ответственности за порученное или взятое на себя дело.
В те времена, когда дела в городе и на заводе шли успешно и динамично, ответственность была неотвратимая!
img
Зелёнка 09.09.16, 10:00
angor:
Всё дело в ответственности за порученное или взятое на себя дело. В те времена, когда дела в городе и на заводе шли успешно и динамично, ответственность была неотвратимая!


Вот! Золотые же слова.
В идеальном мире ещё у каждого человека есть ответственность за собственные действия и совесть, не позволяющая делать чёрт-те что. К сожалению, мы не в идеальном мире, и у многих людей совесть отсутствует как таковая.
img
Jon PS 09.09.16, 10:19
ангор ответственность - это когда понимаешь, что соседа забрали вчера и семья его поехала в магадан, а сегодня могут приехать за тобой. и привет гулаг.
mr.domal  согласен инвестиции это сила, но нашим властям видимо слово инвестиции чуждо, или понимают по своему, химики урала кинули им 50 млн на дороги подачку и наши довольны это настоящие инвестиции мы будем развивать сотрудничество и дальше попрошайничать )) инвестиции это 50 млрд. рублей в год, и только тогда можно говорить об развитии города и с пеной у рта как ангор хвалить свое поколение )) а так все утопия как ни крути. мы начнем жить только если отберем золотой завод обратно, так просто нам его никто не отдаст, остается поступать как большевики по мирному и без оружия, а там история разберет.
img
ВасяБуров 09.09.16, 23:48
Дефицит был жутким, для теплоцентрали даже пришлось использовать кирпич от разбора церкви в Усть-Чепце. И работали быстро и тактично!

Плохо верится в такое.  Разобрать на кирпичи старую дореволюционную кладку, тем более церковную, дорогого стоит. Попробуй-ка отдели друг от друга хотя бы два кирпича. Ни фига не выйдет. Кто-то явно приврал. Даже всю церковь по кирпичику разобрать на одну стену ТЭЦ точно не хватит.


Проще пойти в лес
img
angor 10.09.16, 07:49
Плохо верится потому, что работал кирпичный завод Керамик, выпускавший миллионы кирпичей и керамические изделия для строительства, например, трубы.
img
спарта 10.09.16, 23:11
....вы  не то что не знаете.а просто не понимаете сути той эпохи.тех дел и свершений.ваш уровень тявкать из подворотен....
mr.domal:
Изложено, конечно, очень красиво, но нет ни одного слова о том, что ещё нашему городу в раньше очень повезло. В те годы ещё не использовался термин ИНВЕСТИЦИИ, от которых в строительстве зависит ВСЁ!Советское государство щедрой рукой выделяло средства на строительство в атомной промышленности  в ущерб другим. В то время, как на  старых химических заводах в Дзержинске, Березниках, Усолье Сибирском не было даже необходимого коррозионно стойкого оборудования, там были ужасные усовия труда, не говоря уже об инвестициях, в Кирово-Чепецк направлялись лучшие специалисты со всех химических предприятий. Ведущие проектные институты и НИИ страны занимались разработкой проектной документации и исследованиями.Просто, сегодня для нас всё кардинально изменилось, Кирово-Чепецк перешёл в категорию так называемых моногородов, и поток инвестиций сократился до тощего ручейка.
Jon PS:
ангор ответственность - это когда понимаешь, что соседа забрали вчера и семья его поехала в магадан, а сегодня могут приехать за тобой. и привет гулаг. mr.domal  согласен инвестиции это сила, но нашим властям видимо слово инвестиции чуждо, или понимают по своему, химики урала кинули им 50 млн на дороги подачку и наши довольны это настоящие инвестиции мы будем развивать сотрудничество и дальше попрошайничать )) инвестиции это 50 млрд. рублей в год, и только тогда можно говорить об развитии города и с пеной у рта как ангор хвалить свое поколение )) а так все утопия как ни крути. мы начнем жить только если отберем золотой завод обратно, так просто нам его никто не отдаст, остается поступать как большевики по мирному и без оружия, а там история разберет.
img
wer 11.09.16, 09:07
Мальчик из Нагорска- это уже хамство, наверное MorozoF коренной житель города?))))
А это звучит гордо!
А сам ты свои акции химкомбината, доставшиеся тебе на халяву , не променял на водку, или на ковёр? Вот и живи теперь под хозяевами!!!
MorozoF:
Заставьте это Шинкарева прочитать, лучше пару раз, пусть дойдет до мальчика из Нагорска, каким городом ему доверено руководить.
img
sergv 11.09.16, 19:39
wer:
Мальчик из Нагорска- это уже хамство, наверное MorozoF коренной житель города?))))А это звучит гордо! А сам ты свои акции химкомбината, доставшиеся тебе на халяву , не променял на водку, или на ковёр? Вот и живи теперь под хозяевами!!!

Если вы так говорите, то наверно внесли огромный вклад в развитие моего города? Хотя, скорей всего, также как и Шинкарев ничего полезного для города абсолютно не сделали. Приведите примеры.
img
Volnik 12.09.16, 10:47
Самому Шинкореву не стремно - его все жители Чепецка ненавидят ....Бездарность полная....
img
wer 12.09.16, 15:54
Нет не все не ненавидят... Мне он ничего плохого не сделал, мужик он умный, эрудированный. На сколько обстановка в нашем государстве позволяет, на столько и работает и даже больше.
А то, что вы пенсионеры, социализм профукали, и и протянулись за " благами капитализма", так это вас и нужно спросить, такие как Вы за Развал СССР голосовали и за Ельцина.и за
Volnik:
Самому Шинкореву не стремно - его все жители Чепецка ненавидят ....Бездарность полная....