История земли Чепецкой: ремёсла и промыслы

21.11.16, 14:09 2 комментария

Чем жили крестьяне Чепецкой волости? С нашим климатом, да скудной землицей — одним земледелием не прокормишься. Мы продолжаем рассказывать о том, как зарабатывали на кусок хлеба с маслом в прежние века.

Тележный промысел


Летом на телеге, зимой на санях. Как ещё передвигаться крестьянину? В нашей местности изготовлением телег занимались четверо мастеров, ещё столько же мастерили дровни. За зиму мужик успевал изготовить до полусотни дровней. А вот на строительство одной телеги уходило не меньше месяца. Более сложные в изготовлении экипажи у нас не делали. Так что за красивыми и затейливыми экипажами приходилось ехать в Вятку, а то и дальше.

Чеботной промысел


Не в каждой волости мастерили новую обувь, в иных ограничивались только ремонтом. Всё дело в том, что спроса на башмаки и сапоги не было. Крестьяне предпочитали валенки и лапти, которые могли сделать самостоятельно. Но не таковы были усть-чепчане: здесь жили модники, многие из которых брезговали простой обувью! Сказывалось влияние ближайших городов — Вятки и Слободского.
В Чепецкой волости сапожным промыслом занималась дюжина человек. А в местной деревне Логариха Яков Шиляев владел мастерской, в которой трудился десяток рабочих.

Гончарное производство


К концу XIX века изготовлением посуды на территории нынешнего Чепецка занимались четыре сотни человек. Что лепили? Чёрные горшки и корчаги, лаковые горшки, чашки, плошки, блюда. Правда, чем-то особенным местная продукция не отличалась. В 1893 году в деревню Ситники пригласили специалиста из Пермской губернии. Чтобы научил местных уму-разуму и сделал образцовую мастерскую. Три года спустя умельцы хвастались на выставке более сложными молочником с крышкой, вазой, детской молочницей, банкой для цветов и даже чайником.

Рыболовство


Самые «рыбные» места принадлежали государству, монастырям, высокопоставленным светским и духовным лицам, а порой ими владели зажиточные крестьяне. Деветьяровская рыбная ловля на Чепце, к примеру, была в аренде у крестьянина Андрея Бровцына. Но были и ничейные участки.
В волости рыбачили 45 человек, в год вылавливали до 680 пудов рыбы (11 тонн). Ловили окуня, сорогу, ельца, шаклею, карасей, пескарей, леща, язя, голавля, щук, налима, стерлядь, жереха и судака. Ловили неводом, сетью, фитилями, крюками, острогами, мордами. То ли от умеренных аппетитов местных рыбаков, то ли от малого их количества, но поголовье благородных рыб в реке не уменьшалось.

Спичечное производство


Первый спичечным производством в Усть-Чепце занялся крестьянин Василий Наумов — основал семейный заводик. Спустя девять лет аналогичное производство открыл крестьянин Андрей Бровцын. Начали с вредных фосфорных спичек, после перешли на серные, а в итоге — на шведские парафиновые. Современники отмечали «правильную и совершенную техническую постановку дела и доброкачественность товара». Какое-то время фабрика была вторым по размеру спичпроизводством в губернии. Но после пожара производство закрыли. Дело было тёмное.

Вышивание и вязание


Чем усть-чепчанки занимались после сельхозработ да домашних хлопот? Конечно, рукодельничали. Как и в любом уголке страны! Цветные узоры несли магический смысл и воспринимались как оберег от дурного помысла и колдовства. А уж вязанными штучками мастерицы Усть-Чепцы и деревни Утробино славились даже в столице! Кушаки и шарфы вятские купцы выкупали по рублю за штуку и везли на продажу в Москву.
Маленьким девочкам пяльцы и спицы старались дать как можно раньше — будущим хозяюшкам предстояло обустраивать быт и обеспечивать семью одеждой. Плюс, дополнительная возможность заработать. Уроки рукоделия вели и в местном женском училище.

Портняжное дело


Местные жители одевались не по-деревенски, равнялись на городских: «женщины и девицы носили платья, а мужчины — чепаны из чёрного сукна с плисовыми шароварами». Потому Усть-Чепца с прилегающими деревнями считалась центром портняжного промысла. Шили крестьянские армяки, кафтаны, порты, полушубки, рукавицы, да по городской моде непременно добавляли что-нибудь. В селе промыслом были заняты 15 человек + десяток мальчиков числились в подмастерьях.

Слесарное дело


Слесарей (замочных мастеров) в волости долго не было, изготовлением замков ведали кузнецы. Но в начале XIX века слесарное дело выделилось в самостоятельное. Большим знатоком слыл в Усть-Чепце крестьянин Василий Ермаков — был виртуозом ковки. Мастерские располагались обычно в жилом доме, а работы выполняли члены семьи. Потому так часто дети наследовали промысел родителей.
В 1915 году в селе открыли учебную мастерскую с кузнечно-слесарным отделением. В годы Первой мировой здесь выполняли оборонный заказ — делали лошадиные подковы для фронта.

Плотницкое дело


Семь сотен плотников! О таком числе мастеров говорили в середине XIX века. Большинство, правда, работало за пределами Усть-Чепцы. А по месту действовали ещё и девять штук столярных мастерских. Мебель, сундуки, кровати, ткацкие станки… На оконных рамах специализировались шестеро мастеров.
А более всех мастерством славился мебельщик Иван Толмачёв. Его политурная мебель в отделке берёзы, ореха или красного дерева успешно конкурировала с работами столичных мастеров.

Бондарный промысел


Дерево — материал, доступный каждому. Потому мастера и занимались всем, что можно было воплотить в древесине. Не только дома, телеги и мебель! Отдельный сектор — бочки, кадки, вёдра, жбаны, ушаты… Изделия покрупнее шли на заводы, мелкие продавались прямо по месту. Не стоит забывать о токарном деле: мастерили ложки, чашки, тарелки, солонки, корыта, лопаты, хлебницы, лукошки, грабли.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
darya 22.11.16, 05:30
Замечательный материал!  а еще в некоторых местах делали отличные сани. Например, таковыми славилась деревня Ермолинцы. Да и вообще люди здесь жили рукастые!
img
angor 22.11.16, 09:25
А не было ли каких-либо художественных промыслов, для души что-нибудь делали?