Как будто не для людей делали

09.02.18, 16:22 19 комментариев

Если в городе, построенном для людей, их делают лишними — это плохой и неправильный город. А ответственность несут те, кто неправильно организовывал его благоустройство. Чепецкие чиновники, поставившие на остановках бьющиеся стёкла, ответили на ожидаемые последствия социальным хамством. И заявили, что во всём виноваты вандалы и безответственные граждане.
Но, постойте, разве объект благоустройства не должен учитывать факторов среды и наличие людей?

Что, собственно, произошло. В прошлом году Кирово-Чепецк осваивал федеральные деньги, направляемые на благоустройство общественной среды. Эти средства не «собирались по крохам», большую часть работ провели за федеральный счёт. В этой идее не было участия горожан и инициативных групп. Арборетум без растений и остановки без габионов выстрадали умы чиновников, уверенных в собственной выдумке. Выбор не был обусловлен реальными потребностями горожан и состоянием общественной инфраструктуры.
Остановки с габионами отстаивал главный архитектор Чепецка Евгений Лаптев. Изначальная задумка включала обновление автобусных площадок брусчаткой, монтаж павильонов из бронированного прозрачного поликарбоната, установку скамеек-габионов и клумб-габионов.

Но задумка-задумкой, а за сомнительное техзадание не взялся ни один исполнитель. Появился риск, что заявленные проекты сорвутся, а муниципалитет не освоит федеральных денег и их придётся вернуть федерации. При этом существовал риск уменьшения финансирования в будущем, хоть и небольшой. Под угрозой полного срыва торгов муниципалитет настоял, чтобы за работы взялся ЖЭК-6. Взялся осенью, в самую непогоду.

Неужели и в этом виноваты злодейские горожане?

Все этапы работ проводили со срывом сроков и ошибками. Особенные неудобства это доставляло осенью. Виноваты ли горожане в том, что исполнитель не сподобился действовать оперативно? Или в том, что брусчатку положил криво? Или в смехотворной попытке поставить кривые габионы, слепленные «из того что было»? Или в том, что муниципалитет «принял работы по факту», не пытаясь добиться качества?

Но главным и фатальным отступлением от проекта стала замена небьющегося поликарбоната на бьющееся закалённое стекло. Почему это произошло понять не сложно. ЖЭК-6 сам бы никогда не собрал ни одного павильона, как этого требовало техническое задание, и обратился к производителям в поисках готовых моделей. Ничего грешного нет в том, чтобы использовать изделия в комплекте, если бы не бестолковый шаг с заменой материалов. Можно ли обвинить чепчан в нарушении техзадания?

Когда появилась первая остановка — многие ахнули, потому что внешне она выглядела достойно. А функционально: достойно для музейного экспоната, который не планируется эксплуатировать. Потому что для нахождения в реальных условиях, очевидно, модель не предназначена. Когда появилась первая бьющаяся остановка, мы рассказали специалистам администрации о плачевном опыте из соседнего региона с использованием закалённого стекла. В соседнем Ижевске летом тоже ставили стеклянные павильоны. И первый же месяц эксплуатации показал, что стёкла приходится менять со скоростью 50 штук в неделю (остановок обновили 30). В год с такими темпами придётся тратить больше 2 млн рублей на замену…
Нашу администрацию это не остановило от того, чтобы принять работы с заменой материала. Виноваты ли горожане в том, что чиновники не учитывают в фантазиях реальный опыт?

Закалённое стекло прочное по плоскости, но торцы — его слабое место. Достаточно лёгкого удара или нагрузки, и оно «взрывается» целиком.

Когда произошло неизбежное, и разбилось первое стекло — чиновники поспешили обвинить жителей и свалить произошедшее на вандалов. Может быть, дело в хулиганах, это ещё не доказано. Но… Беда в том, что совершенно не обязательно это был вандализм. Мог быть камень, прилетевший из-под проезжающего мимо автомобиля (почти любой водитель знает, что такой удар способен расколоть стекло). Это могло быть случайное падение прохожего, потому что закреплено стекло точечно, а не по всей кромке. И в местах крепления возникает механическое напряжение, достаточное для разрушения. Да что там камни и падения! Ахилесова пята этих стёкол — кромки — никак не защищены. Достаточно случайно задеть чем-нибудь твёрдым, и результат последует незамедлительно.

Монолитный поликарбонат гибкий и его почти невозможно разбить даже при стрельбе из пистолета.

Чепецкая администрация, как и любая власть в России, любит ставить себя «над» серой массой людей. Это такой синдром уборщицы, которая любит бурчать про то, что по чистому полу «ходят и ходят». Своими высказываниями чиновники заставляют думать, будто горожане неготовы сосуществовать с обретённым шедевром остановочного искусства. Чепчан ставят в роль варварских туземцев, с которыми истеблишмент разговаривает с сияющей мудростью «просвящённой позиции».
Чиновники жалуются, что люди всё портят. Во-первых, они забывают ради кого благоустройство и проводится. А, во-вторых, это как бросить стакан об асфальт, а после кричать на осколки и клянуть гравитацию.

А вот рекламщики не жалуются на вандалов и не обвиняют жителей города. Парадокс? Их баннерные конструкции с огромными витринами годами висят на фасадах магазинов и никто не видел эти стёкла разбитыми. Потому что монолитный поликарбонат почти невозможно разбить, только повредить. Те же рекламщики экономят деньги, их решения рассчитаны на факторы окружающей среды. А проекты администрации — наоборот. Как будто это не объекты городского благоустройства, а выставочные образцы. Ведь в данном случае дело не в «неблагодарности» или «свинстве» жителей, как пытается представить власть.

Хорошо организованное общественное пространство тем и ценно, что оно позволяет не переживать о вандализме, не требовать завешать округу камерами и не горевать о сохранности имущества. Хорошая городская среда сама подсказывает людям нормы поведения и не даёт главенствовать вандалам. Правильное благоустройство рассчитано на условия эксплуатации и на человеческий фактор. Неправильное благоустройство требует затянуть всё колючей проволокой, поставить забор и пригласить полицейских.
Бороться нужно с вандализмом, а не с людьми. Да, не мешает настучать по рукам хулиганам. Знаете что ещё не повредит? Чтобы чиновники научились признавать свои ошибки и их прямые последствия. Перестали исподволь относиться к чепчанам как к дикарям и варварам. И делать вид, что благоустройство надо нужно охранять, а не пользоваться им.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
kah 09.02.18, 23:00
Надо-бы остановку сфотографировать на память.Скоро,наверное,вместо стёкол будут железные листы.
img
AGIS 10.02.18, 00:03
Гнать обоих учителей обратно по школам и всех их приспешников глупых и жадных
img
scheff... 10.02.18, 09:38
" Те же рекламщики экономят деньги, их решения рассчитаны на факторы окружающей среды. А проекты администрации — наоборот."
Рекламщик за разбитое стекло платит из своего кармана, а администрация - нет.
img
VK 10.02.18, 10:00
"— Ненависть тоже тут есть, — произнёс он, помолечав с минуту; — они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива."
Достоевский Ф.М.  Бесы

Вот и мне кажется, что кто-то был бы глубоко расстроен, если бы шли месяцы, годы, а остановки так и остались бы неразбиты. Зато теперь можно громко и самодовольно кричать: "Я же говорил!"
img
Sin 10.02.18, 11:37
VK,
и это всё, что получается сказать по-существу нарушений? Теперь горожане виноваты, что специалисты администрации торопятся осваивать средства и идут на нарушения техзадания?
img
VK 10.02.18, 14:10
Отчего же. Безусловно следует принять меры для поимки и наказания вандалов, чтоб другим не повадно было. Разбить стекло остановки возможно, только если целенаправленно эти заниматься. В таком случае ни один объект городской инфраструктуры не застрахован. Не хочется заниматься измышлениями, но не исключаю, что именно обсуждение неизбежности битья стекол в прежних постах могло и справоцировать иных недорослей.
img
Sin 10.02.18, 15:36
VK,
хо-хо! То есть виноваты уже не вандалы, а те, кто смеет говорить об очевидных ошибках проектировщиков, исполнителей и власти? Знаете, что вы забыли? Вновь начать называть нас "врагами города и завода", как несколько лет назад.

Это такая традиция у чепецкой администрации и депутатов - обвинять всех окружающих, а не признавать ответственность за ошибки. Всё время кто-то виноват. Особенно те, кто смеет публично называть ошибки и заниматься их техническим разбором.

Но всё к лучшему. Чем больше вы игнорируете факты и техническую сторону проблем - тем меньше веры остаётся таким заявлениям. Если вы вернулись к огульному шельмованию тех, кто называет вещи своими именами - значит, по существу вам сказать нечего.
Ни один здравомыслящий человек не поверит "экспертам", которые ставят бьющееся стекло вместо непробиваемого. Ни один патриот города не поверит тем, кто бездарно осваивает бюджетные/региональные/федеральные деньги или защищает таких чиновников.

О вандалах поговорили. О том, что горожане не имеют права критиковать власть - вы тоже намекнули. Ответьте по существу, для начала, на парочку вопросов. Сделайте милость :-))
1. Техническое задание контрактов по установке павильонов требовало использования непробиваемого поликарбоната, а поставили бьющееся стекло. Тоже горожане виноваты? Или тот, кто согласовал и принял нарушение контракта, которое сулило очевидные риски?
2. Какой враг города и завода мешал положить брусчатку криво, а после настоял, чтобы работы такими и приняли?
3. Неужели горожане заставили исполнителя сварганить чудовищный "габион", а после в спешке убрать его?
4. Кто из жителей города толкал под руку исполнителя, который сделал принт на стекле с ошибкой?
5. Не стоит ли случайно "принять меры для наказания" тех, кто реально допустил эти вещи? Их даже искать не надо, их подписи стоят в документах муниципальных контрактов по обустройству остановочных павильонов.
img
VK 10.02.18, 16:24
Ну вы же сами всё знаете и должны понимать, в каких условиях шла работа, о чем собственно и пишите:
"Но задумка-задумкой, а за сомнительное техзадание не взялся ни один исполнитель. Появился риск, что заявленные проекты сорвутся, а муниципалитет не освоит федеральных денег и их придётся вернуть федерации. При этом существовал риск уменьшения финансирования в будущем, хоть и небольшой. Под угрозой полного срыва торгов муниципалитет настоял, чтобы за работы взялся ЖЭК-6. Взялся осенью, в самую непогоду."

Вероятно, хотели как лучше, но во совокупности обстоятельств получилось то, что получилось. И, на мой субъективный взгляд, не так уж и плохо.
img
Sin 10.02.18, 16:37
VK,
работе способствовали прекрасные условия. Первые торги по оборудованию остановочных павильонов запустили весной - тьма времени на то, чтобы сделать всё в срок, качественно, и по проекту. Или горожане виноваты в бестолковом техническом задании, предлагавшем поиграть в конструктор? По факту к работам приступили в конце сентября и "делали" до конца года. Три месяца. Что в три раза дольше, чем оговоренный контрактом срок. И снова - уйма времени.
Неужели кто-то из горожан строил козни и мешал работать, и нарочно подсказывал какую ошибку совершить и как сделать похуже? К

Странно, что у вас не получается признать очевидное - ошибки. Вот у Михаила Шинкарёва хватило чести публично это сделать. Что заслуживает уважения, конечно. А сейчас вы пытаетесь уйти от поставленных вопросов, потому что слишком они неудобные и портят вашу теорию непогрешимости чиновников.
А ещё вы пытаетесь оспорить даже то, что прямо признал глава администрации :-)

На всякий случай напомню вопросы, которые вы сливаете:
1. Техническое задание контрактов по установке павильонов требовало использования непробиваемого поликарбоната, а поставили бьющееся стекло. Тоже горожане виноваты? Или тот, кто согласовал и принял нарушение контракта, которое сулило очевидные риски?
2. Какой враг города и завода мешал положить брусчатку криво, а после настоял, чтобы работы такими и приняли?
3. Неужели горожане заставили исполнителя сварганить чудовищный "габион", а после в спешке убрать его?
4. Кто из жителей города толкал под руку исполнителя, который сделал принт на стекле с ошибкой? 5. Не стоит ли случайно "принять меры для наказания" тех, кто реально допустил эти вещи? Их даже искать не надо, их подписи стоят в документах муниципальных контрактов по обустройству остановочных павильонов.
img
VK 10.02.18, 18:04
Вы мастер по части приписывания собеседнику слов и мыслей, которых он никогда не выражал. Вопросы Ваши вне моей компетенции и весьма странно, что задаёте их мне. Если глава администрации или другие работники их как то уже комментировали, то  это пожалуй есть самый лучший источник. Если не все в их ответах ясно, попробуйте ещё раз спросить. Свою точку зрения я формулирую на основе заметок вашего и других городских информационных порталов, а также того, что самолично наблюдаю в городе.
img
Sin 10.02.18, 18:13
VK,
спасибо за диалог и признание, что ваша "точка зрения" не основывается на рассмотрении проблемы по существу. В ваших рассуждениях отсутствует даже признанная главой администрации вина в последствиях ошибок в данном проекте.
img
denver 10.02.18, 19:21
А мне неожиданно стало интересно, кто шире кричит в обсуждении данной темы: люди, которые стоят на этих остановках, или те, кто ездит мимо них?
img
kah 10.02.18, 21:08
Вроде их построили не  только за деньги тех,кто там стоит.
img
denver 10.02.18, 23:15
А это был академический интерес.
img
RuSS 11.02.18, 17:26
Всё ясно с тем что администрация как всегда облажалась, но не понятно почему вандализм высталяют как нормой.
img
Sin 11.02.18, 18:16
RuSS,
с вандализмом можно и нужно бороться. И нужно принимать во внимание факт его существования.
Но неизвестно - вандализм ли стал причиной разбитого стекла на остановке. С таким же успехом это мог быть камень с дороги, или коммунальщик, неаккуратно махнувший лопатой и попавший в торец стекла. Этому стеклу достаточно небольшого воздействия, чтобы разбиться.
img
tappa 11.02.18, 18:55
интересно, что за долбогном скрывается под ником "VK"
img
xarquid 11.02.18, 20:45
а как же мост? утонул уже что ли? чойто вы на остановки переключились.. новую игрушку нашли)
img
Sin 11.02.18, 21:20
xarquid,
а что, перестал "тонуть" так, что по нему не проехать? Неа - http://www.chepetsk.ru/dni/news/2017-07-27-3
Этот шедевр чепецкой проектировки не переплюнуть, конечно.