История земли Чепецкой: люди такие люди

17.04.18, 15:27 8 комментариев

Там, где планировали возвести дворец культуры, мог вырасти комбинат бытового обслуживания. Строились мосты там, где достаточно было поменять точку остановки составов. Валили ёлки немецкими танками и пугали бабушек. Дрались из-за девок после тяжёлой смены. Ездили на пожар на танке и «по просьбам трудящихся» разбирали церкви на кирпич. Собирались строить драмтеатр на месте кладбища.

Не всегда их поступки были взвешенными и продуманными, иные вещи делались из чистого упрямства или юного лихачества. На месте деревенек вырастал Чепецк, менялся его облик и даже ландшафт местности. Всё — по воле жителей и руководства города.
Музейные записи помогли нам узнать ещё несколько забавных чепецких историй.




Танки огня не боятся


После войны на «просницкой горе» (чуть выше сегодняшнего «Востока») находилась пожарная часть. Место выбрали удачное, на возвышенности. Вся Чепца как на ладони и видно окрестные деревеньки — Скрябиху, Голодный Починок, Логариху, Балезино. Огнеборцы наблюдали за небом и только появится подозрительный дым, сразу были готовы рвануть на подмогу. И выглядело это эпично: пожарные добирались до места на советском «демобилизованном» танке. Именно его использовали вместо транспорта. Есть два варианта какая именно модель досталась местным пожарным. Скорее всего, лёгкий танк Т-70, либо созданная на его базе «самоходка» СУ-76. В годы войны оба они производились в Кирове. Разумеется, всё вооружение с техники сняли. А сама машина показала себя надёжной и простой в обслуживании. Чтобы починить хватало «молотка и матерка», по замечаниям механиков. К качеству топлива и масла танк тоже был непритязателен — на машине стояла спарка ГАЗовских моторов от обычных грузовиков.



Трофейный привереда


В посёлке ТЭЦ тоже имелся собственный танк. История не сохранила чей именно: то ли английский, то ли американский, полученный от союзников. И проку от него было чуть меньше, чем никакого. Привезли диковинку в посёлок по железной дороге, выгрузили, отволокли тракторами в гараж. Хотели использовать как тягач, но не вышло: «иномарка» отказывалась работать на местном бензине и была рассчитана на высокооктановое топливо. А его поди добудь ещё.
Так и стояла заморская техника в гараже, пока до неё молодёжь не добралась. Им каким-то немыслимым способом удалось раздобыть в кировском аэропорту двухсотлитровую бочку горючего. Залили в бак, после долгих попыток завели. И рванули на танке вдоль по Большевиков и Парковой, снося неосторожные деревья. Зато как «приободрились» пленные немцы, строившие бараки, глядя на иностранный танк на улице. По пути машина промчалась ещё мимо торговых рядов, где бабушки торговали урожаем. Старушки в страхе разбегались.
Скандал был тот ещё. Танк после этого немного постоял в гараже, а потом его от греха подальше распилили на металлолом. Пришлось даже привезти из Кирова особо мощный автоген (маломощным броня была не по зубам).



Старое новое кладбище


Хоронить на деветьяровском кладбище начали в 1860-х годах, тогда оно называлось Усть-Чепецким приходским. А старое с незлопамятных времён находилось пониже, на территории нынешней колонии (там стоит административный корпус учреждения). В 1886 году на новом кладбище построили церковь Флора и Лавра. За территорией, окружённой кирпичной оградой, ухаживали.
Когда кладбище оказалось переполненным, могилы стали превращать в многоярусные. И ладно, если хоронили родственников! К владельцам иных заброшенных могил «подселяли» просто незнакомцев. Есть здесь и братские могилы: в них хоронили беспризорников из коммуны (она находилась в здании бывшей спичфабрики). В братских могилах хоронили и советских заключённых и немецких военнопленных.
В 1935 году «по просьбам трудящихся» церковь разобрали на кирпич, а ещё два десятка лет спустя кладбище закрыли. По словам старожилов, на кладбище продолжались захоронения ещё два десятка лет, правда, редкие. Кладбище обступили частные гаражи, а каменные и бетонные плиты некоторых надгробий использовали как фундамент.
Кстати: одно время в советском Чепецке на месте старого кладбища планировали построить драмтеатр.



Посёлок у моста


Сейчас места в районе Каринского моста пусты и безжизненны. А в середине прошлого столетия на том берегу был пусть и небольшой, но вполне жилой посёлок. Четыре жилых барака, столовая, магазин, контора, круглосуточно работавшая баня с сушилкой, складские и производственные сооружения.
Что они там делали? Так как раз мост строили. И работали на дне реки в кессонах (специальные камеры, из которых давлением воздуха вытесняли воду). В кессонщики брали только физически крепких парней. Каждая смена длилась по четыре часа, потому что дольше не сдюжат и богатыри. После смены молодые парни шли отогреваться и отмываться в баню. А потом — на поиски любви и приключений в Каринторф. Рабочая смена каринторфцев заканчивалась позднее, и когда они возвращались в посёлок, дело частенько заканчивалось мордобоем. Каринтофцы побеждали чаще. Недругов они отличали по резиновым сапогам. Сапожищи считались дефицитом и имелись только у кессонщиков.



Дело об убийстве... реки


На месте гаражей между улицами Некрасова и 60 лет Октября находилась деревня Красное. Её делила на две половины речка Калиновка. По словам старожилов, болотного запаха речушка не имела, следовательно, её подпитывали ключи. Речка текла через современный 21 микрорайон в сторону оврага у боёвского рынка. Собственно, овраг из-за неё и образовался и был частью естественного рельефа. На реке люди учинили плотину, как и получился «боевский пруд». Который, на самом деле, сейчас только часть ливневой канализации.
Узкоколейка тоже шла чуть иначе. Построили её неудачно, поезду приходилось делать поворот через косогор. И часто тепловозы опрокидывались в ближайшую канаву.
Поэтому узкоколейку перенесли — проложили по бывшему руслу реки, а от Калиновки осталась только канавой вдоль железной дороги.



От дворца культуры до торгового центра


Здание торгового центра «Улыбка» разительно отличается от «сталинок» вокруг, хотя начинали их строить примерно в одно время. Это вообще никакой не торговый центр планировался. Это директор ТЭЦ Михаил Тимонюк собирался построить дворец культуры. Но «наверху» планы завернули, в городе к тому моменту имелись «Дружба» и «Энергетик». Куда ещё один дворец? Стройка остановилась. Потом здесь собирались возвести универмаг. И снова опоздали — напротив вырос ЦУМ. В 1960-х решили завершить стройку и возвести комбинат бытового обслуживания. То есть на момент окончания стройки эпоха уже сменилась и началась борьба с «архитектурными излишествами». Вот и получилась обычная серая коробка. Первый этаж новенького здания тогда заняло фотоателье. Фотографы и придумали название «Улыбка», которое сначала принадлежало только им.



Упрямство мосты строит


Посёлок ТЭЦ был тогда центром посёлка, ухоженным и многолюдным. Рядом с кинотеатром «Заря» был переезд, где скапливались адские людские «пробки» из-за поездов, перегораживающих путь. А всё из-за весовой с неспешной процедурой взвешивая вагонов. Решение виделось простым, нужно просто подвинуть весовую и никаких проблем. Но нет! Директор ТЭЦ Тимонюк был человеком своенравным и показал характер. Он наотрез отказался переносить весовую. Но люди же жалуются, сделать-то что-то тоже требуется… Поэтому было решено… построить мост! В 1958 году Михаил Матвеевич распорядился построить над железнодорожными путями неподалеку пешеходный переход. Вызвал строителей и поставил задачу — чтобы был. А в ответ на вопрос о чертежах заявил: «Какие вам ещё нужны чертежи? Я вам сейчас сам все нарисую!». Составы с торфом давно не ходят, а мостик так и остался. Стоит себе над пустотой.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
mr.domal 17.04.18, 20:28
Провинциальная темнота и полуграмотные директора - самодуры: отличительная черта того времени.
img
ВасяБуров 17.04.18, 22:26
... Первый этаж новенького здания тогда заняло фотоателье...
Открыли "Улыбку" примерно в 1971-72 годах. Никакого ЦУМа и даже магазина под названием "Весна" тогда не было. Просто рядом стоял "Универмаг".
Первый этаж занимала мужская парикмахерская, второй дамский зал, третий этаж был дан на откуп фотографам.
img
darya 18.04.18, 06:01
Кстати, да, Вася, да... было фотоателье со студийными занавесками. Фотографировались там семьями, был фотограф -мужчина и  фотограф- женщина, фотки все выходили примерно одинаковыми, все сидели эдак солидненько, в общем, по-советски. В парикмахерскую была живая очередь.
А вот насчет планирования строительства драмтеатра - каюсь, совсем не знала. Ну а что, хорошо бы было. ТОлько автобусное снабжение было бы обязательно, а то плетись после спектакля по этой просницкой горе...
img
wer 18.04.18, 19:57
Я помню, что рейсовые автобусы ходили по переулку Первомайскому за «Улыбкой», там по-моему досих пор стоит столб у бывшей остановки
Маршруты 1 и 2 не ходили в круговую, а разворачивались на «Южном»
img
assai 19.04.18, 12:17
Танк работающий на бензине????? Вы чего там курите?)))
img
uktkz 19.04.18, 13:25
"Провинциальная темнота и полуграмотные директора - самодуры: отличительная черта того времени."                                                 Если бы не эти "темные" "самодуры" мы бы сейчас все еще жили в деревне Усть-Чепца. Но для нас построили город, по тем меркам современный, красивый и прочее, прочее. А сегдняшние "просветленные" и "высокообразованные " директора и администрация из города сделали деревню, с деревянными тротуарами у боевского рынка, с "высокохудожественной" архитектурой зданий и "непотопляемыми" мостами. "ВСЕ ДЛЯ НАРОДА!!!", и своего кармана.
img
angor 21.04.18, 12:08
"полуграмотные директора" и, прежде всего, Терещенко подняли Чепецк на вершину мировой науки, силы и величия, создав материалы для самого мощного в мире термоядерного оружия, для не уступающего США аэрокосмического комплекса.
Об уровне грамотности тогдашнего и нынешнего руководства говорит "остепенённость тогдашнего и нынешнего руководства и количество государственных премий и государственных наград за научные разработки и их внедрение в производство. Разница - как небо и земля.
img
Drowosek65 22.04.18, 20:11
,, Танк работающий на бензине????? Вы чего там курите?))) ,, http://oruzhie.info/tanki/223-m4-sherman