Там, где планировали возвести дворец культуры, мог вырасти комбинат бытового обслуживания. Строились мосты там, где достаточно было поменять точку остановки составов. Валили ёлки немецкими танками и пугали бабушек. Дрались из-за девок после тяжёлой смены. Ездили на пожар на танке и «по просьбам трудящихся» разбирали церкви на кирпич. Собирались строить драмтеатр на месте кладбища.
Не всегда их поступки были взвешенными и продуманными, иные вещи делались из чистого упрямства или юного лихачества. На месте деревенек вырастал Чепецк, менялся его облик и даже ландшафт местности. Всё — по воле жителей и руководства города.
Музейные записи помогли нам узнать ещё несколько забавных чепецких историй.
 | | Танки огня не боятся После войны на «просницкой горе» (чуть выше сегодняшнего «Востока») находилась пожарная часть. Место выбрали удачное, на возвышенности. Вся Чепца как на ладони и видно окрестные деревеньки — Скрябиху, Голодный Починок, Логариху, Балезино. Огнеборцы наблюдали за небом и только появится подозрительный дым, сразу были готовы рвануть на подмогу. И выглядело это эпично: пожарные добирались до места на советском «демобилизованном» танке. Именно его использовали вместо транспорта. Есть два варианта какая именно модель досталась местным пожарным. Скорее всего, лёгкий танк Т-70, либо созданная на его базе «самоходка» СУ-76. В годы войны оба они производились в Кирове. Разумеется, всё вооружение с техники сняли. А сама машина показала себя надёжной и простой в обслуживании. Чтобы починить хватало «молотка и матерка», по замечаниям механиков. К качеству топлива и масла танк тоже был непритязателен — на машине стояла спарка ГАЗовских моторов от обычных грузовиков. |
 | | Трофейный привереда В посёлке ТЭЦ тоже имелся собственный танк. История не сохранила чей именно: то ли английский, то ли американский, полученный от союзников. И проку от него было чуть меньше, чем никакого. Привезли диковинку в посёлок по железной дороге, выгрузили, отволокли тракторами в гараж. Хотели использовать как тягач, но не вышло: «иномарка» отказывалась работать на местном бензине и была рассчитана на высокооктановое топливо. А его поди добудь ещё. Так и стояла заморская техника в гараже, пока до неё молодёжь не добралась. Им каким-то немыслимым способом удалось раздобыть в кировском аэропорту двухсотлитровую бочку горючего. Залили в бак, после долгих попыток завели. И рванули на танке вдоль по Большевиков и Парковой, снося неосторожные деревья. Зато как «приободрились» пленные немцы, строившие бараки, глядя на иностранный танк на улице. По пути машина промчалась ещё мимо торговых рядов, где бабушки торговали урожаем. Старушки в страхе разбегались. Скандал был тот ещё. Танк после этого немного постоял в гараже, а потом его от греха подальше распилили на металлолом. Пришлось даже привезти из Кирова особо мощный автоген (маломощным броня была не по зубам). |
 | | Старое новое кладбище Хоронить на деветьяровском кладбище начали в 1860-х годах, тогда оно называлось Усть-Чепецким приходским. А старое с незлопамятных времён находилось пониже, на территории нынешней колонии (там стоит административный корпус учреждения). В 1886 году на новом кладбище построили церковь Флора и Лавра. За территорией, окружённой кирпичной оградой, ухаживали. Когда кладбище оказалось переполненным, могилы стали превращать в многоярусные. И ладно, если хоронили родственников! К владельцам иных заброшенных могил «подселяли» просто незнакомцев. Есть здесь и братские могилы: в них хоронили беспризорников из коммуны (она находилась в здании бывшей спичфабрики). В братских могилах хоронили и советских заключённых и немецких военнопленных. В 1935 году «по просьбам трудящихся» церковь разобрали на кирпич, а ещё два десятка лет спустя кладбище закрыли. По словам старожилов, на кладбище продолжались захоронения ещё два десятка лет, правда, редкие. Кладбище обступили частные гаражи, а каменные и бетонные плиты некоторых надгробий использовали как фундамент. Кстати: одно время в советском Чепецке на месте старого кладбища планировали построить драмтеатр. |
 | | Посёлок у моста Сейчас места в районе Каринского моста пусты и безжизненны. А в середине прошлого столетия на том берегу был пусть и небольшой, но вполне жилой посёлок. Четыре жилых барака, столовая, магазин, контора, круглосуточно работавшая баня с сушилкой, складские и производственные сооружения. Что они там делали? Так как раз мост строили. И работали на дне реки в кессонах (специальные камеры, из которых давлением воздуха вытесняли воду). В кессонщики брали только физически крепких парней. Каждая смена длилась по четыре часа, потому что дольше не сдюжат и богатыри. После смены молодые парни шли отогреваться и отмываться в баню. А потом — на поиски любви и приключений в Каринторф. Рабочая смена каринторфцев заканчивалась позднее, и когда они возвращались в посёлок, дело частенько заканчивалось мордобоем. Каринтофцы побеждали чаще. Недругов они отличали по резиновым сапогам. Сапожищи считались дефицитом и имелись только у кессонщиков. |
 | | Дело об убийстве... реки На месте гаражей между улицами Некрасова и 60 лет Октября находилась деревня Красное. Её делила на две половины речка Калиновка. По словам старожилов, болотного запаха речушка не имела, следовательно, её подпитывали ключи. Речка текла через современный 21 микрорайон в сторону оврага у боёвского рынка. Собственно, овраг из-за неё и образовался и был частью естественного рельефа. На реке люди учинили плотину, как и получился «боевский пруд». Который, на самом деле, сейчас только часть ливневой канализации. Узкоколейка тоже шла чуть иначе. Построили её неудачно, поезду приходилось делать поворот через косогор. И часто тепловозы опрокидывались в ближайшую канаву. Поэтому узкоколейку перенесли — проложили по бывшему руслу реки, а от Калиновки осталась только канавой вдоль железной дороги. |
 | | От дворца культуры до торгового центра Здание торгового центра «Улыбка» разительно отличается от «сталинок» вокруг, хотя начинали их строить примерно в одно время. Это вообще никакой не торговый центр планировался. Это директор ТЭЦ Михаил Тимонюк собирался построить дворец культуры. Но «наверху» планы завернули, в городе к тому моменту имелись «Дружба» и «Энергетик». Куда ещё один дворец? Стройка остановилась. Потом здесь собирались возвести универмаг. И снова опоздали — напротив вырос ЦУМ. В 1960-х решили завершить стройку и возвести комбинат бытового обслуживания. То есть на момент окончания стройки эпоха уже сменилась и началась борьба с «архитектурными излишествами». Вот и получилась обычная серая коробка. Первый этаж новенького здания тогда заняло фотоателье. Фотографы и придумали название «Улыбка», которое сначала принадлежало только им. |
 | | Упрямство мосты строит Посёлок ТЭЦ был тогда центром посёлка, ухоженным и многолюдным. Рядом с кинотеатром «Заря» был переезд, где скапливались адские людские «пробки» из-за поездов, перегораживающих путь. А всё из-за весовой с неспешной процедурой взвешивая вагонов. Решение виделось простым, нужно просто подвинуть весовую и никаких проблем. Но нет! Директор ТЭЦ Тимонюк был человеком своенравным и показал характер. Он наотрез отказался переносить весовую. Но люди же жалуются, сделать-то что-то тоже требуется… Поэтому было решено… построить мост! В 1958 году Михаил Матвеевич распорядился построить над железнодорожными путями неподалеку пешеходный переход. Вызвал строителей и поставил задачу — чтобы был. А в ответ на вопрос о чертежах заявил: «Какие вам ещё нужны чертежи? Я вам сейчас сам все нарисую!». Составы с торфом давно не ходят, а мостик так и остался. Стоит себе над пустотой. |
Ставьте лайк, если нравится материал
Открыли "Улыбку" примерно в 1971-72 годах. Никакого ЦУМа и даже магазина под названием "Весна" тогда не было. Просто рядом стоял "Универмаг".
Первый этаж занимала мужская парикмахерская, второй дамский зал, третий этаж был дан на откуп фотографам.
А вот насчет планирования строительства драмтеатра - каюсь, совсем не знала. Ну а что, хорошо бы было. ТОлько автобусное снабжение было бы обязательно, а то плетись после спектакля по этой просницкой горе...
Маршруты 1 и 2 не ходили в круговую, а разворачивались на «Южном»
Об уровне грамотности тогдашнего и нынешнего руководства говорит "остепенённость тогдашнего и нынешнего руководства и количество государственных премий и государственных наград за научные разработки и их внедрение в производство. Разница - как небо и земля.