Я провела день у церкви

16.12.18, 13:12 16 комментариев

Кто приходит и что ищет в православном храме в будний день? Как проходит время церковных служащих и много ли зарабатывают просящие у ворот? Я провела один день в одном из самых красивых мест в городе — у Всехсвятской церкви.
И честно расскажу что там происходит.

Семь утра. Пятница. На улице темно и лёгкий морозец. В окнах храма тусклый свет. В темноте подсвеченное здание чем-то напоминает корабль. Корабль, который должен приютить верующих в пути по бушующему житейскому морю. Но прихожан пока приходит меньше, чем пальцев на руках. У ворот, замерзая, ждут милостыню просящие. Не нам судить об этих людях. Почему судьба заставляет стоять с протянутой рукой? У одного из них два высших образования, он бывший лыжник, давно на пенсии. Такое чувство, что приходит сюда ради общения. Женщина с опухшим и синим лицом… и её судьбы врагу не пожелаешь: за плечами судимость, в квартире, оставшейся от матери, отключены газ, электричество, вода. Третий мужчина слишком молчалив, чтобы что-то о нём сказать.
Просящие не пристают, не навязываются (разве что закурить). Люди сами подают. Но рублей немного.


Восемь утра. Отмечая время, зазвонил колокол-благовест (самый большой в храме). На территории активизируется жизнь. Спешат немного опаздывающие на службу певчие, дворники выносят лопаты, завхоз выкрикивает распоряжения о том, как лучше делать рождественский вертеп, водители разогревают двигатели и сетуют на мороз. Единичные прихожане торопливо переходят церковный двор и исчезают за тяжелыми дверьми храма. Просящие милостыню куда-то уходят, рассчитывая вернуться к отпеванию, когда народу будет больше.

Кто те люди, кто ходит в церковь? Много пожилых, хотя молодёжь тоже есть. Батюшки говорят, что в основном приходят венчаться и крестить детей или на отпевание. Чаще всего к религии приходят во времена горя, или в поисках выхода. Но не только. Вот две молодые девушки несут свечи к иконе Екатерины Великомученицы. У заступницы просят помощи в надежде найти хорошего мужа. А вот женщина, лет далеко за шестьдесят, стоит у иконы Богородицы, её губы беззвучно шевелятся. Мужчина средних лет три раза широко перекрестился и низко поклонился, недолго постоял перед алтарём и вышел.
Сегодня не было причастия или исповедей. Но кто-то подходил и о чем-то говорил с батюшкой, просил совета или задавал какие-то свои вопросы. Роль священника скрывается в таланте несколькими простыми словами направить мысли человека в нужном направлении.

Одиннадцать часов. Это время скорби и печали. В это время сюда приходят и приезжают, чтобы проститься с умершими близкими. Слышится женский плач. Жёлтые хризантемы, красные гвоздики на фоне тёмных одежд. А со стороны Вечного огня неожиданно доносится многоголосое и радостное «Горько, горько! Урааа!». У кого-то радость, у кого-то — боль утраты. В одно и то же время. Такова жизнь.

Двенадцать часов. Пасмурно и безлюдно, но торжественно. Можно не спеша прогуляться вокруг храма. Меня замечает батюшка и интересуется почему я столько времени торчу на улице. Отвечаю, что делаю репортаж об обычном дне у церкви. Он реагирует неожиданно благосклонно и сразу же предлагает мне «экскурсию», чтобы показать что в церкви и как. Мы поднимаемся по широкой лестнице в верхний храм. Наш храм двухпрестольный, под одной кровлей находятся два храма (наверху и внизу). Верхний открывают, как правило, во время больших служб (например, во время Рождества или Крещения Господня). А в нижнем проходят каждодневные молебны. Кстати, строился верхний зал долго и с трудом. Время растягивалось не только по вине строителей. Случилось несчастье — умер известный чепецкий художник, расписывавший храмы.
Спускаемся вниз с другой стороны церкви. Проходя около круглой стены здания, батюшка перекрестился — здесь находится алтарь и всякий здесь проходящий должен перекреститься.


Снова темно, хотя только четыре часа. В окнах иконной лавки загорается свет, зажигаются фонари у входа. Прихожан всё равно не много. Дворники убирают лопаты, завхоз обходит территорию и даёт распоряжение работникам, например, завтра просит обязательно починить замок на крышке колодца. Вскоре всё стихает в ожидании вечерней службы.
Внутри нижнего зала тепло и как-то уютно. Запах воска, к которому позже добавится дым кадила. Это когда на раскаленные угли кладется ароматный ладан… ну, которого черт боится. Один этот запах уже настраивает на определённый лад.
— Здесь нельзя фотографировать, это грех, — с суровым выражением лица делает замечание пожилая женщина.
— Но для истории города, для будущих поколений?
— У Бога своя история, — непреклонна она.

В половине пятого сторож включил прожектора освещения. Всё вокруг преображается и принимает торжественный вид. Божественно смотрится церковь на фоне ночного небосвода. Потому он так часто фигурирует на фотографиях города и просто в ленте Инстаграма.

…А прихожан всё равно считанные единицы. Просящие милостыню засобирались домой, потому что ждать больше было нечего. Двор опустел. Через арочные окна виднелись горящие свечи и люди, стоящие перед иконами.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Nadinka 16.12.18, 14:21
"Батюшки говорят, что в основном приходят венчаться и крестить детей или на отпевание."

Вот такие они, наши верующие. Можно ли их назвать православными на самом деле?
img
lipa 16.12.18, 15:37
Не нам решать. За Веру жизнь отдают.
img
IronIzer 16.12.18, 19:31
"Здесь нельзя фотографировать, это грех, — с суровым выражением лица делает замечание пожилая женщина."

Вы, девушка, поменьше глупых теток слушайте, которые, видимо, святее самого Господа себя считают. Вам батюшка запрет на съемку наложил? Нет. Ну вот и все. Когда по ТВ идут трансляции литургий из храма Христа Спасителя, на Рождество или Пасху, то (страшно сказать!), снимают даже внутри алтаря. Вот уж наверное вообще смертный грех :)
img
ВасяБуров 16.12.18, 21:56
Снимать или не снимать фотовидео внутри храма даже если настоятель разрешает, это дело сугубо личное.
Вопрос для чего, для кого и зачем снимать?
img
13075 17.12.18, 08:04
Хороший репортаж.
img
chrom1501 17.12.18, 10:33
Церковь превратилась в бизнес империи,перестал туда ходить.Цены ломят...ничего святого...
img
rmv 17.12.18, 12:23
chrom1501:
Церковь превратилась в бизнес империи,перестал туда ходить.Цены ломят...ничего святого...


Не без того...
«На один только саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение — прим. ред.) Гундяева (патриарха всея Руси) идет парча стоимостью около пяти тысяч евро. И не надо песен, что это спецодежда, что она должна быть такой. Она не должна быть такой. Это пижонство и чистая роскошь. Знаете, как переводится слово ряса, «ряссон»? Лохмотья. А слово «саккос»? Мешок. Именно так, в мешках и лохмотьях ходили древние коллеги Гундяева, пока их торговля благодатью не стала прибыльным бизнесом», — говорит Невзоров
https://woman.rambler.ru/other/41416411/?utm_content=rwoman&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
img
centurion 17.12.18, 12:38
chrom1501:
Церковь превратилась в бизнес империи,перестал туда ходить.Цены ломят...ничего святого...


Ну так Вы найдите себе, что подешевле))) Сколько раз не был, никто за руку не трёс - дай денег. За просто сходить на службу, денег не берут.
img
mr.domal 17.12.18, 13:16
Если человек не осознал свои грехи и не способен  исправиться, замаливать их в церкви бесполезно.
img
karpovka 17.12.18, 14:24
centurion:
Ну так Вы найдите себе, что подешевле))) Сколько раз не был, никто за руку не трёс - дай денег. За просто сходить на службу, денег не берут.


Правда.
Все по желанию Души. В этом и добродетель.
img
Carpe Diem 17.12.18, 16:54
IronIzer:
"Здесь нельзя фотографировать, это грех, — с суровым выражением лица делает замечание пожилая женщина."Вы, девушка, поменьше глупых теток слушайте, которые, видимо, святее самого Господа себя считают. Вам батюшка запрет на съемку наложил? Нет. Ну вот и все. Когда по ТВ идут трансляции литургий из храма Христа Спасителя, на Рождество или Пасху, то (страшно сказать!), снимают даже внутри алтаря. Вот уж наверное вообще смертный грех :)

По фото - отдельная тема. Почему нельзя? Что за странное отношение? Были во многих странах - никаких явных ограничений на съёмку: только без вспышки, не фотографировать служителей и т.п. Никакого запрета. Что за грех?
img
IronIzer 17.12.18, 18:54
Carpe Diem,
потому что у каждой бабки в храме свое собственное представление о том, что является греховным, а что праведным, что позволительно, а что непозволительно. Представления, которые они сами себе создают в своих головах, и которые к Церкви, разумеется, никакого отношения не имеют. Говоря проще - самодурство. Из серии ИНН это печать антихриста на человеке.
Фотографировать в церкви со вспышкой нельзя только во время службы - по понятным причинам, а также и вне службы, если яркий свет может нанести вред, допустим, краскам старинной иконы. По этой же причине такой запрет действует, например, в музеях и картинных галереях. В остальных случаях, когда допустим хочется сделать несколько снимков внутреннего убранства храма не во время службы, настоятели никогда не запрещают. По крайней мере мне неизвестны такие случаи. То же относится и к фотографированию священников - никакого церковного запрета здесь нет. Просто так же, как  нельзя явным образом снимать другого человека без его на то разрешения, так же нельзя снимать и священника без его разрешения.
img
darya 17.12.18, 19:15
Конечно, Иронизер! Вот мне не понравится, если кто-то меня начнет меня "щелкать", почему это должно нравиться батюшке? Да любого взять- начните-ка вы фотосъемку в Магните, или в Трех львах, или на проходной Вэлконта! Что услышите? и без  всякого "греховно"!
img
IronIzer 17.12.18, 19:33
Конечно, Даша. Только девушка, насколько я понимаю, фотографировать собралась не персонально эту тетку, а храм - общественное место, не являющееся ни режимным объектом, ни чьей-то частной собственностью. И настоятель ей этого, насколько я понимаю, не запрещал. Там с храмом Вечный огонь рядом. Фотографировать там тоже у какой-нибудь бабки разрешения спросить надо?
img
darya 17.12.18, 21:51
Ну сам храм я сама фотографировала, и не только наш. Кстати,даже в храме Христа Спасителя особых ограничений нет. В  Трифоновом монастыре четко указано: съемка запрещена. У нас - нет.
img
AGIS 17.12.18, 23:03
Любая вера от безграмотности.Чем больше школ-тем меньше церквей, чем меньше школ-тем церквей больше.