Здесь есть что исследовать

19.03.19, 09:20

Только увлечённые и талантливые люди могут двигать вперёд прогресс и науку. Такие возможности не даются свыше, а заслуживаются трудом — начиная со школьной скамьи. И мы точно знаем, что город может похвастаться качеством образовательной системы, которая значительно выше среднего в рамках региона. Зная прошлое города, мы убеждены: в Чепецке хватает талантливых и одарённых детей с пытливым умом и интересом к новому и неизведанному.
Но до очередного городского конкурса школьников-исследователей добрались, видимо немногие.


«Юный исследователь» проходит в Кирово-Чепецке больше десяти лет и предлагает ученикам с 5 по 11 класс взяться за проектное изучение какой-нибудь темы из широкого выбора областей и дисциплин.
В этом году на конкурс подали 97 работ, из которых 10 — иногородние (и не все пришли на защиту). Снижение интереса сложно списать на кратное уменьшение численности учащихся в школах в целом. Скорее, речь о потере актуальности самим конкурсом.

Безусловно, многие участники старались. И таких можно увидеть даже по заголовкам тех работ (взять, к примеру, путеводитель по музею). Но общий уровень конкурса падает вместе с числом работ. Упрощаются темы, не на все секции удаётся найти независимых экспертов с профильной областью интересов, на очном этапе больше половины ребят зачитывают текст с бумажки, пропадает новизна исследований.
Например: на исторической секции нет ни одного исследования о городе и его истории; на экологической годами не меняются темы (водопроводная вода, экологическая тропа, липово-дубовая роща, проращивание семян); на обществознании исследуют вред социальных сетей, на биологической рассуждают о составе аптечки.

Но вряд ли это ответственность самих ребят. Какие работы предполагаются условиями конкурса — те и подают. Скорее, конкурс не может разобраться сам в себе: он посвящён поиску талантов, он служит зарабатыванию галочек в портфолио или просто остаточная традиция и формальное мероприятие?
Если вспоминать о том, зачем такие конкурсы нужны — нужно отказываться от устаревших форматов проведения, занудных метрик оценки работ; поощрять в учениках смелость исследований, уходить от деления на очную и заочные части и работать над популяризацией участия. Тем более, что примеры более современных форматов в городе есть — тот же чемпионат «УралхимиЯ».

Ставьте лайк, если нравится материал