Град поумневший

29.05.19, 11:01 1 комментарий

Минстрой России торопит регионы с внедрением технологий «умного города» и готов выделять на это средства из федерального бюджета. Речь идёт о том, чтобы направить часть денег, которые направляются на формирование комфортной среды нацпроекта «Жилье и городская среда».
Возможность получить дополнительные средства была уже в этом году. Но почти никто не справляется с подготовкой проектов по внедрению цифровых технологий на уровне городского управления. Только семь городов получат дополнительно финансирование на «цифровизацию». И Чепецк, очевидно, в их число не входит.


Что такое «умный город»? Нет, речь идёт не о каких-нибудь «умных остановках» (если только они не являются частью более масштабного решения). Методические рекомендации федерации указывают базовые направления: создание единого интеллектуального центра горуправления, внедрение платформ по вовлечению жителей в решение стоящих задач, внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, общественной и экологической безопасности, энергоэффективного освещения, управления транспортом и прочее. Речь идёт не о «точечных» внедрениях, а о сквозных решениях, которые впоследствии должны собираться воедино как кубики Лего.
Вот несколько примеров систем, с программированием которых на хакатонах справляются даже студенты:

  • Надоело, что график включения фонарей хронически не совпадает со световым днём? Не понятно ради кого горят светильники на пустующих улицах? Можно добиться экономии и улучшить качество уличного освещения, если добавить к существующей системе датчики-фоторезисторы, датчики движения и управление, основанное на машинном обучении.
  • Зачем ночами продолжают работать светофоры, если на всей улице нет ни одного человека? Почему время сигналов регулировщика распределяется несправедливо между машинами и пешеходами, и не зависит от движения? Почему время включения светофоров на одном направлении не синхронизировано так, чтобы транспортные средства на средней скорости не делали лишних остановок (так называемая «зелёная улица»). Немного датчиков, подсчёт трафика и, вуаля, транспортная система становится более дружелюбной. А сэкономленное время — это тоже деньги.
  • Почему график движения автобусов не всегда совпадает с числом ожидающих на посадочных платформах? Почему одни автобусы уходят почти пустыми, а другие забиты битком? Сенсоры на остановках и в общественном транспорте, массивы данных и нейросетевые алгоритмы помогли бы автоперевозчикам повысить удобство и экономическую эффективность. И табло с графиком движения на платформе бы тогда пригодились.
  • Почему у одного дома контейнера для ТКО пустые, а у другого — мусор вываливается наружу? Элементарный апгрейд контейнеров до технологии IoT с контролем наполняемости позволил бы скорректировать в сторону рационализации график вывоза, построить предложения по изменению числа контейнеров в отдельных точках. Предиктивная система поможет повысить уровень комфорта и бороться с животными-вредителями.

Технологии «умного города» призваны рационализировать расходы бюджета, оперативно решать проблемы, открыть для бизнеса новые форматы деятельность, и сделать город более дружелюбным местом для людей. А положительное восприятие городского пространства — вероятно, важнее всего.


Чепецк — он хоть капельку умный? В начале года на одном из заседаний Гордумы Елена Савина спросила специалиста по цифровым технологиям администрации о намерении участвовать в цифровом проекте Минстроя. Последний к такому вопросу оказался явно не готов, и ничего вразумительного ответить не смог. Поэтому деньги проходят и, вероятно, будут проходить мимо нас.
Но не стоит торопиться винить местную власть, такова средняя ситуация в стране. Даже крупным городам не хватает управленческих компетенций на описание логики работы системы, не говоря о внедрении. Федеральный проект рассчитан не на один год, и искать варианты участия — в интересах Кирово-Чепецка. Не исключено, что в скором времени IT-компании предложат городам «коробочные решения», упрощающие участие в федеральной программе.

Но местный муниципальный сектор пока далёк от таких материй. Возможности интеллектуального управления, например, не закладывались даже в энергосервисный договор. А обещание оборудовать остановки информационными табличками — тоже так и осталось словами.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Алексей Ж 29.05.19, 17:08
Может в администрации переживают, что это первый шаг к Скайнету? :)