Муза здесь больше не живёт

14.06.19, 10:38 3 комментария

Привычным перебором пальцев вбиваю в поиск социальных сетей слово «Чепецк» (работа каждого, кто пишет о городе). Прокликиваю аудио и видео — это самая интересная часть, но там почти редко появляется новое. Вот песня о Кирово-Чепецке от Ноктюрна, написанная в 2002 году. Вот трек молодых ребят, написанный десятью годами позже. Или клип «Замерзай», который добрый анон выложил этой зимой. Во вкладке с видео можно найти несколько красочных вещей о городе. Но если вычесть ТВ-сюжеты, где ДТП/скандалы/шок или просто формальщина, то в разделе мало что останется. Непозволительно мало для населённого пункта с населением в 72 тысячи человек.
Каждое новое хорошее видео  — уже радость и небольшое событие. А уж такой клип, в котором бы чувствовалась любовь, и подавно попадается редко.

Видео Романа Урванцева, 2012 год.

Когда делаешь что-то подобное больше пятнадцати лет к ряду, то на уровне подсознания чувствуешь динамику. Вспоминаешь имена писателей и выставки картин или профессиональных фотографий. Думаешь, а давно вообще была выставка, где город фигурировал стал центром внимания?
Странно… но похоже, что Кирово-Чепецк постепенно перестал быть образом или героем творчества для в нём живущих.

Фотография Алексея Акатьева, 2016 год

Но не потому, что творчество умерло. И не потому, что городская лирика исчезла из него. Послушайте Монеточку, Оксимирона, Полозкову, в конце-концов — там всегда есть образ города. «Вот был город как город, а стал затопленный батискаф», «Разбитый ковчег всплывает со дна / и вечно жить нам, и вечно плыть нам / искать счастье там, где плачут даже / иконы страшных пятиэтажек», «Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом», «Я — дитя бетонной коробки»…
Посмотрите на работы художников, фотографов и видеографов всех мастей и отраслей (в других городах, конечно). В их работах всё также остаются попытки осмыслить окружающую действительность и своё место в ней, избавиться от груза затхлых ценностей, определить новые образы и приоритеты.

Фотография Сергея Буторина, 2012 год.

И не потому так происходит, что в Кирово-Чепецке перевелись талантливые люди. Исчезли лишь упоминания или образы города в их творчестве. Когда любишь место, где живёшь — неизбежно интересуешься каким его видят и ощущают окружающие, стараешься проникнуть в его историю, рассмотреть мелкие детали в макро и всю картину сверху, прочувствовать ритм, понять вектор движения… словом, ощутить единение, которое знакомо каждой творческой натуре. Потому что настоящая любовь связана с активным вниманием и узнаванием, а не «ура-патриотическими» лозунгами, за которыми ничего не стоит. Любовь, внимание и творчество неразрывны.
Но если пристально всматриваться, то не всё увиденное может понравиться. Когда город исчезает из творчества, это говорит о нежелании глубоко с ним контактировать и пропускать через себя события и общий эмоциональный фон.

Не только художники и поэты, но все горожане стараются скользить по поверхности и не слишком углубляться в окружающий дискомфорт. Что приятного наблюдать как разваливается то, что тебе близко? Что весёлого понимать устройство управления городом, если устроено оно не очень адекватно?
От близкого контакта с самостью уменьшающихся населённых пунктов во рту возникает приторно-сладковатый привкус, а на происходящие внутри процессы вблизи смортреть откровенно тошно.


А, казалось бы, в чём проблема? Ведь большая часть любой современной лирики наполнена печальной рефлексией и имеет не самые позитивные серо-бетонные тона. В современном творчестве пытаются смириться с навязчивым присутствием в жизни унылой панорамы городского пространства, далёкого от романтизирования. И будто бы многих из таких образов идеально подходит и творчеству о Чепецке. «Смерть пошла на пользу этому городку / подновила наличники и перила», «Прямо в душу смердит жировой комбинат».
Почему никто не напишет подобных слов о Чепецке? Потому что есть разница в ощущении перспективы. Когда веришь в положительную динамику, то можешь, подобно фотохудожнику Алексею Перевощикову, заявить: «Идя по городу, не смотрите по сторонам: всё равно ничего красивого не увидите». Ты уверен, что сложности преодолимы. И те вещи, что зарисовываются в мрачных тонах, способны измениться и посветлеть. Совсем другое дело, если надежды на перемены нет.

Бесперспективность — возможно главная причина отсутствию творчества

Ощущается бесперспективность именно изнутри. Вспомните, что в открытом опросе это прилагательное лидировало среди ассоциаций о городе. Странное дело, стоит покинуть Кирово-Чепецк, как талантливые люди становятся на порядок продуктивнее. Взять хотя бы самых последних из чепецких молодых талантов: Никита Аверин (писатель) и Мак Сима Мгла (рэпер). Оба вышли совершенно на другой уровень, оказавшись за табличкой с надписью «Кирово-Чепецк».
В клипах Максима, кстати, характера Чепецка намного больше, чем производится внутри города.


… В одном старом индийском эпосе рассказывалось о женщине, которая знала много сказок, но никогда и никому их не рассказывала. А однажды ночью сказки окружили и задушили женщину, как бы мстя за невозможность родиться.
Не рассказанные истории, не написанные стихи, не снятые клипы разлагаются внутри людей. Мстит ли город за то, что его образ исчез из местного творчества?

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Евгений Козлов 17.06.19, 17:01
Сам, помню, снимал полупародийный сталк-репортаж для нового для меня соседнего города.
img
мой мо 25.07.19, 13:23
img
мой мо 25.07.19, 13:23
Поехали в отпуск, нужно развеяться и муза сразу нападет! :)