Не зажевать на берегу

26.07.19, 16:47

Чтобы общественное пространство сделать более «живым» — одного только благоустройства мало. Да, ходить по обустроенным дорожкам и сидеть на новых скамейках на набережной стало намного комфортнее. И, конечно, место ещё прибавило в популярности: когда некуда сходить, то горожане идут на берег любоваться открывающимся там видом.
Но это только половина успеха. Если дать людям возможности проводить там больше времени, то это сделает пространство комфортнее. А для этого требуется предусмотреть занятия и сопутствующие условия… вплоть до приёмов, способствующих улучшению коммуникации. Это непростая задача, которая начинается с базовых вещей — обеспечения тематической торговлей и сферой услуг.

Попытка администрации привлечь на набережную недостающую там уличную еду и прокат спортинвентаря пока не увенчалась успехом. Напомним: в мае муниципалитет опубликовал предложение для предпринимателей занять несколько мест на берегу под торговлю едой и безалкогольными напитками. В качестве формата торговых точек предложили… палатки. Как сказали чиновники, это было «тестовое» предложение, чтобы оценить интерес бизнес-сообщества и отработать взаимодействие.
Особенного ажиотажа конкурс не вызвал: на него заявились двое желающих, один из которых уже успел расторгнуть договор с муниципалитетом, а другой просто не начал торговлю. Второй аукцион по местам под аренду спортинвентаря пока продолжается, но и там пока нет ни одного желающего. Предпринимателям предлагают установить на два сезона прокат, не требующий разрешения на строительство (мобильный или нестационарный).


Почему так? Быть может оттого, что в современной торговле палатки выглядят смехотворно и проигрывают по внешнему виду нормальным павильонам. Хотя изначально администрация обещала, что торговля не испортит визуального восприятия любимой набережной. К тому же, у горожан дурные воспоминания о выражении «тестовое благоустройство» после появления у кромки берега участка убогого ограждения с тросами (которое обещали оперативно убрать, но не сдержали слова). Но это эстетическая сторона, а есть экономическая.
Муниципалитет предлагает место в аренду на полтора года. Как говорят сами предприниматели, срок слишком мал для чего-то большего, чем холодильник с мороженным или установка с сахарной ватой. А ставить их тоже невыгодно, потому что это можно купить в ближайшем «Магните». Что касается сферы услуг, предложение найдёт отклик разве что у владельцев батутов и небольших развлечений. А чтобы сделать тот же прокат роликов, велосипедов или лыж — средств требуется значительно больше, чем можно потенциально заработать за предложенный срок.

Есть ещё и инфраструктурный аспект: нормальная уличная еда или прокат требуют сопутствующей инфраструктуры — не только коммуникаций и нормального доступа к электричеству, но ещё тех же общественных туалетов. Или адекватной велосипедной дорожки, потому что существующая хоть и называется «велопешеходной», но очевидно, что приоритет там имеют прогуливающиеся, а не катающиеся. Её ширина не позволит одновременно кататься большому числу желающих. Что касается лыжного проката, то он столкнётся с необходимостью катать лыжню за реку (чего муниципалитет не делает).

Что дальше? Появятся желающие или нет, но эксперимент с «тестовой торговлей» уже нельзя назвать успешным. Чтобы сделать предложение актуальным и успешным, требуется вполне понятные изменения в условиях.
И специалисты, конечно, в курсе этого — просто заниматься вопросом всерьёз оказывается не с руки. Но, как писал Льюис Кэрролл, обещания и добрые намерения не является действием сами по себе.

Ставьте лайк, если нравится материал