Чёрные пятна на светлой карте Чепецка

29.10.19, 21:34 12 комментариев

Да будет свет, а не полумрак. Одна из самых заметных перемен в городской среде воспринимается сегодня буднично и как само-собой разумеющееся, хотя с глобального обновления системы освещения и прошло всего два года. Потребовалось четыре года размышлений и изысканий, чтобы в конце 2017 года Кирово-Чепецк вышел на принципиально иной подход к организации освещения.
Администрация заплатила подрядчику 127 млн рублей исходя из текущих расходов, умноженных на пять лет (срок действия энергосервисного договора). То есть новые фонари ничего дополнительно не стоили городу, а инвестор получает маржу от того, что применил сберегающие технологии. Сэкономленные на текущих расходах средства и становятся его прибылью. Неочевидный плюс: нагрузка по замене опор, проводов и вышедших из строя светильников ложится на плечи подрядчика. Это важно, ведь подрядчик использовал настолько недорогие светильники, что деградация светодиодов заметна невооружённым глазом.

Старые натриевые фонари света давали меньше, отличались посредственной надёжностью и потребляли уйму электричества.

Небольшой минус — договор имел жёсткие ограничения по времени работы освещения. И хотя у муниципалитета появилась возможность управления светом по беспроводной связи, но рассчитать правильный баланс времени работы фонарей специалисты не смогли. Так и образовался парадокс: обладая самой совершенной инфраструктурой в регионе, город не в силах настроить освещение в соответствии с реальным световым днём. Справедливости ради: погрешность проявляется не всегда и время разрыва невелико. Кстати, единожды график работы фонарей администрация уже корректировала по обращению редакции.

Но развиваться есть куда: в Чепецке остаются проходимые локации, где свет не победил тьму. И городу недурно заиметь концепцию развития освещения, чтобы последовательно исправлять проблемные участки, ориентируясь на реальные людские потоки. При всём обилии долговременных и эфемерных стратегий, такого документа в муниципалитете нет.
Потребовалось полторы недели вечерних выездов для исследования освещённости городского пространства. Учитывалась территория основной жилой застройки многоквартирными домами и существующая пешеходная инфраструктура. Народные тропинки — вопрос отдельный, который нужно решать комплексным благоустройством (включая освещение).

Итак: 55 тёмных участков протяжённостью от пятидесяти до шестисот метров + 172 локальных провала в освещённости, которые исправляются «малой кровью». Прикладная польза: полтора десятка сообщений о неработающих новых фонарях отправлены в администрацию.


Выводы из исследования:

  • Старая часть города спроектирована с душой и вдумчиво, отчего число проблем со светом там минимальна.
  • Черёмушки лидируют по числу «чёрных пятен». Сказался резкий переход от монументальной архитектуры к максимальному упрощению: хорошо делать запретили, а держать средненький уровень архитекторы ещё не научились.
  • В спину по плотности тёмных мест дышит Боёво. Особенно отчётливо это чувствуется вокруг трёх малосемеек.
  • «Встречный» можно назвать микрорайоном, наименее избалованным вниманием со стороны городских властей в вопросах благоустройства и обновления освещения.
  • «Капустное поле» сделало заметный ощутимый рывок в обновлении системы освещения. Не считая улицы Юбилейной, проблемы этого района носят локальный характер.
  • В районе магазина «Коробейник» находится самая людная из тёмных локаций. Пешеходный трафик обеспечивают три детских сада по соседству и схождение нескольких длинных проездов.
  • Осваивая федеральные деньги в части ремонта дорог, дворов и сквозных проездов — стоит считаться с необходимостью модернизации освещения. Нацпроекты позволят без удара по местному бюджету планомерно улучшать ситуацию.
  • Подавляющее число пробелов в освещённости решаются установкой фасадных светильников на домах. Установить их могут как сами жители через управляющую компанию, так и администрация. В сравнении с альтернативами, этот путь наиболее щадящий. Новый светильник с установкой обходится до десяти тысяч рублей, парковый фонарь стоит в несколько раз больше, а высокая опора — и того дороже.
    Примечательно, если фасадный светильник решает проблему освещения муниципальной территории, то вопрос относится к полномочиям местной власти. И в Кирово-Чепецке такое практикуется: муниципалитет уже оплачивает затраты электроэнергии на домах с такими фонарями.
    У муниципалитета велик соблазн вешать общие проблемы на собственников жилья. Но подходить к вопросу стоит сбалансированно. Судебные споры об освещении, кстати, тоже разрешаются в две стороны: обязанности органов власти в профильном вопросе признаются почти в половине случаев.
  • Участки, где ситуация не разрешается нацпроектами, могут заявляться муниципалитетом в ППМИ, как это сработало в микрорайоне № 9.
  • Наиболее затратные работы резонно включить в техзадание следующего периода действия энергосервисного договора.

Будем благодарны дополнениям к схеме. После корректировки она будет приложена к обращению в администрацию по разработке схемы развития системы освещения.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Олег П 29.10.19, 22:58
Как было красиво со старыми светильниками. А сейчас мерзкий белый свет.
img
TheDozopi . 29.10.19, 23:18
Брехня, белый цвет намного лучше этих унылых жёлтых ламп!
img
Редакция Чепецк.РУ 30.10.19, 07:38
«Мерзкий белый цвет» на голову улучшил степень освещённости. У светодиодов, помимо этого, в разы лучший индекс цветопередачи. Именно он влияет больше на реальное восприятие объектов.
А на первом месте находится именно качество освещения, а не личные предпочтения по цветам.
img
Евгений Чеботаев 30.10.19, 08:02
Это все работает только в условиях сухой погоды. Да, когда ясно, белый свет лучше освещает дороги и тропинки. Но стоит только вечером пойти дождю, как освещение просто теряет свои свойства.
Не просто так на автомобилях ставят желтые лампы для улучшения видимости в ненастную погоду.
Кстати, меня поражает, зачем так высоко освещение делают? На пр. Кирова чуть не в небесах стоит освещение, там деревья уже все перекрывают)))
img
Редакция Чепецк.РУ 30.10.19, 08:08
Верно, но отчасти. Желтый свет выигрывает в условиях тумана, а не просто «ненастной погоды». К счастью, мы живём не на «туманном Альбионе» :-)
Кстати, не просто так на современные автомобили давно ставят белый свет.
img
Евгений Чеботаев 30.10.19, 07:41
Полностью согласен, желтый свет намного практичнее, особенно в неясную погоду. Белый свет теряет свои свойства на мокрой поверхности!
img
Редакция Чепецк.РУ 30.10.19, 08:03
Не совсем корректно для светодиодных светильников с широким спектром. Практичность определяется практикой. Практика показывает, что видимость на дорогах улучшилась после обновления освещения, а не наоборот.
Можно, конечно, предложить в дальнейшей использовать светодиоды с более низкой цветовой температурой (уклон в желтый и красный спектр), но резон в этом очень дискуссионный.
img
ФКУ КП-21 Отдел Кадров 30.10.19, 08:33
Мне эти белые фонари не нравятся. Свет до дороги и не доходит: где-то наверху светло, а дорога темная. На Сосновой так, например. Хотя местами по городу и поярче светят…
img
Редакция Чепецк.РУ 30.10.19, 08:46
Интересное наблюдение. Правда, свет от уличный фонарей, направленных на ул. Сосновую, «доходит» и до тротуаров, а не только до дороги. И субъективно, и по показаниям люксметра, там вполне комфортно в вечернее время: тротуар и дорогу — видно, пешеходов тоже.
img
Наталия Бельтюкова 30.10.19, 12:16
Да, на Сосновой стало гораздо лучше. При старых фонарях вообще на тротуаре ничего не видно было
img
Loren Gill 30.10.19, 17:04
С диодами стало лучше. Просто уже попривыкли и не замечаем. Плюс диоды со временем местами светить стали хуже
img
Валерий Агафонов 14.10.20, 19:18
На ул Победы 3 не горят уже несколько светильников. При выезде с микрорайона вечером плохо видно дорогу.