Чистосердечное написание

14.12.19, 11:38

В декабре чепецкие школьники рассуждали на этические темы — старшеклассники писали итоговое сочинение. Это, своего рода, допуск к итоговой государственной аттестации. Правила его проведения максимально приближены к ЕГЭ. Правда, ни оценок, ни баллов не поставят — только «зачёт/незачёт», а проверяться работы будут в стенах школы.
Поэтому статистика успешности впечатляет: справляются практически все. И это логично, ведь изливать душу и рассуждать для проходного зачёта не обязательно.


Как проходит итоговое сочинение? Ученикам заранее известны направления будущих тем сочинения. В этом году ребятам предлагалось поразмышлять о добре и зле, о надежде и отчаянии, гордости и смирении, об отношениях мужчины и женщины или заглянуть в бездну «Войны и мира». Критерии, по которым сочинение оценивается — тоже известны всем.
Поэтому написать его проще, чем эссе во время ЕГЭ по русскому языку. Сочинение является важным психологическим испытанием, но на этом всё.

Почему сдать легко? Для успеха достаточно шаблонного подхода, хотя есть и работы-исключения. Но нам свойственно облегчать и унифицировать, искать лёгких коротких путей, а учителя в этом помогают — подсказывают «правильный» алгоритм сдачи. Забейте до половины текста цитатами произведения, добавьте вводную, изобразите этическое исследование в середине, сравните с настоящим в конце. Хоп, зачёт получен. При такой формуле и минимальном объёме в 250 слов — не справится только ленивый.
Безусловно, выпускник средней школы не обязан быть поэтом или писателем. Этого не требуется, в отличие от умения излагать мысли, аргументировать, привлекать усвоенные из литературных произведений пассажи. Теоретически, сочинение призвано проверять не столько литературные знания и языковые умения, но думать о высоких материях.

На практике получается другое. Учителя признаются, что на выходе получается стопка отписок с редкими вкраплениями индивидуальности. Если бегло пролистать работы, то найдёшь до боли похожие вступления — «этические проблемы на протяжении всей истории волновали/будоражили/заставляли задуматься писателей. А ещё встретишь клише с"В современном мире…», «В наш век информационных технологий…» в качестве сопоставления прошлого и настоящего. Почему одиннадцатиклассники массово используют в текстах это старческое кряхтение?
Ответ знает каждый учитель русского и литературы или пособия по подготовке к ЕГЭ. Сочинение, которое возвращали ради поощрения умения рассуждать — не особенно решает задачу.

Что показывают работы ребят? Требуется лишь умение создавать по жёсткому образцу куцые, стилистически нейтральные тексты морально-нравственного характера с парочкой иллюстраций из литературы, а свои мысли при этом не обязательны. И это желанный результат 11 лет обучения?

Ставьте лайк, если нравится материал