История пишется быстро: Чепецк предвыборный

15.01.21, 21:09

Сколько найдётся видимых отличий между сегодняшним Чепецком и десятилетней давности? Порядочно! Когда перемены происходят постепенно, они не так заметны, чем при сравнении с тем, каким город был в недавнем прошлом по снимкам.
Но этот год — особенный благодаря общей черте: в 2011, как и в текущем году, городу предстоит выбирать новый состав местной думы. А в этом смысле позапрошлый выборный сезон оказался уникальным: стандартные методики технологов отказали в условиях колоссальной усталости граждан в ряде городов. Кирово-Чепецк тогда отличился уникальным результатом, полным провалом партии «Единая Россия».

Десятилетие тех выборов — прекрасный повод вспомнить полученный опыт. А заодно и приёмы, которыми пользуются политики.

День выборов в 2011 году.

Одного раза горожанам хватило, чтобы переболеть «протестными голосованиями». История показала, что ничем хорошим для Чепецка это не закончилось. Справороссы, занимавшие большинство кресел местной Думы, не показали внятных результатов и даже не сохранили своих рядов.
Решение личных вопросов за муниципальный счёт, скандальность и даже несколько уголовных дел — этим запомнилась «альтернативная» дума.

Митинг, организованный «Единой Россией» в попытке борьбы с кандидатами-эсерами из числа управляющих компаний группы «Консалтинга». Не сработало.

В отрицательном опыте нет ничего удивительного. Доверять стоит реальным делам, а не громким лозунгам или имитации партийной борьбы. Конкретным кандидатам, а не политическим партиям. Поэтому город вернулся к прежним убеждениям: платформа химкомбината понятнее, чем крикливые выскочки без идей за душой.
При этом в маленьких городах вопрос партийной принадлежности менее актуален, учитывая ограниченность политиков и их ситуативные миграции партиями. Хотя конъюнктурщиков и можно иметь в виду, как не самые надёжные фигуры.

Агитация кандидатов из числа управляющих компаний. Оказалась эффективна.

Ассортимент предвыборных приёмчиков, используемый в небольших городах ограничен. Давайте прикинем. Любимейший способ, который в меркантильном смысле выгоден городу, — меценатство. Предвыборное время всегда сопряжено с большими тратами в борьбе за голоса и здорово, если эти деньги вкладываются в инфраструктуру. В этическом смысле всё не так однозначно: добро с корыстью — вроде яблока с червоточиной, с виду красивое, румяное, а изнутри — всё заполнено трухой и гнилью. Применительно к добрым делам: иногда стоящие за ними корыстные цели сводят на нет громко декларируемую общественную пользу.


Другой приём — камуфляж «оппозиционеров», активно эксплуатируемый теми, у кого нет денег и желания совершать полезные дела. Таких легко отличить по отсутствию конструктивной повестки в принципе: борцуны не предлагают конкретных вещей, просто противопоставляют себя другим, активно используя негативную повестку.
Ещё чаще создание кандидатов-спойлеров применяют системные партии, чтобы нивелировать негативное ощущение однобокости предвыборного списка. Чтобы у избирателя, посмотревшего в бюллетень, создалась иллюзия наличия альтернатив.
Иногда алгоритм даёт осечки: у всех на слуху случаи победы технических кандидатов, вплоть до уборщиц. Не беспокойтесь, от внезапностей наш моногород застрахован. Местный истеблишмент ещё в прошлый раз пролоббировал переход к одномандатной системе. Как это работает? С избирательного участка проходит один кандидат, а не три, как было ранее. Это даёт опции контроль: сунься туда «незапланированная» фигура, ей в противовес поставят тяжеловесов, оставляя мизерные шансы на прохождение.

Юбилей известного чепецкого фотографа Владимира Широкова в закрывшемся кафе «Клякса».

«Надо работать, а не болтать» — самый популярный способ позиционирования, бывший трендом предыдущих выборов и, без сомнений, останется таковым в текущем году. Ловкая подмена понятий, при которой отсутствие обсуждений, молчаливое поднимание рук и общая информационная закрытость власти выдаются за эффективную работу.
Это лукавство. Нельзя давать себя обмануть: суть работы органов местного самоуправления заключается не в скорости принятия решений и конформизме, а в учёте интересов горожан. Симптоматичный факт: за три года ни одного заседания не инициировано снизу (по обращению горожан), ни одного заседания не проведено в присутствии заинтересованных сторон — хотя раньше участие чепчан в комиссиях и заседаниях практиковалось активно.
Текущий состав, при декларируемой эффективности, оказался крайне неоднородным в реальной работоспособности. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать депутатов, проявлявших активность по своим прямым обязанностям.



Но оставим выборы! Десять лет назад только-только заработал ледовый дворец, и первый год был чрезвычайно насыщен событиями: хоккей, ледовые шоу, приезжие звёзды… Появление нового объекта горожане встретили с радостью.


Активно продолжалось формирование коммерческих площадей. Вот, например, надстройка второго этажа у магазина № 25 (кстати, одного из старейших зданий на всём «Южном»).


Строительство ТЦ «Бум», первого из четырёх (!) коммерческих объектов, появившихся в кластере Южный/Капустное поле за десятилетие.


Пока не задумаешься — не поверишь, но тогда экономическая обстановка больше располагала к инвестициям и появлению новых объектов. Не только потому, что город был больше на 10 тысяч человек, это общий тренд для страны.

Строительство первой очереди ТЦ «Пирамида».

В экономическом плане Россия так и осталась на уровне тех лет: номинальные зарплаты выросли, а в пересчёте на долларовый эквивалент мы стали беднее. Большая часть вещей долговременного потребления покупаются за валюту, поэтому это решающий аспект.

Расширение коммерческих площадей в «Улыбке».

Чепецку впору задуматься не о недостатке, а переизбытке коммерческих и промышленных площадей. Недавно мы подсчитывали сколько их и результаты поражают.


Снос деревянного барака за остановкой у центрального рынка. Сейчас там также находится торговый центр.

В публичных предложениях по коммерческим помещениям это едва ощутимо, но недвижимость в Чепецке потеряла в цене и ликвидности. По ценам на жильё, упавшим в абсолютных значениях на треть, это особенно ощутимо.

«Стекляшка» превращается в двухэтажный магазин «Маруся».

Как бы не надували щёки и цены владельцы коммерческих помещений, истинная ситуация там примерно та же.

Последний год, когда «Восток» можно было видеть в его исходном облике.


«Рыба. Мясо» сначала был частью почившей местной сети «Veka», потом магазином «Суджук», а после в помещение заедет федеральный игрок.

Ставьте лайк, если нравится материал