Ну просто царский рельс

12.05.21, 11:13

В молодом Кирово-Чепецке, не разменявшем и семидесяти лет, можно найти несколько свидетельств из позапрошлого века. Царских времён! Часть из них известны каждому: здания воскресной школы, земского училища и волостного совета — все они имеют дореволюционную дату постройки. Сложнее разглядеть детали кратно меньшие. Вдоль улиц старой части города, соседствующей с малоэтажной застройкой тянутся воздушные линии электропередач. И они заслуживают пристального внимания: во времена застройки для столбов использовались артефакты другой эпохи.
Удивительное напоминание родом из позапрошлого века сохранилось на улице Энгельса.


Это та достопримечательность, которая почти утрачена постепенным обновлением инфраструктуры. Во времена застройки квартала при прокладке воздушных линий столбы-опоры для надёжности крепили чугунными рельсами 1896 года. Рельсами первой в Вятской губернии железной дороги, входившей в состав Пермь-Котласской железной дороги!
Происхождение и год выпуска рельс подтверждается отчётливым двухсторонним клеймлением: с одной стороны Катавские казённые заводы князя Белосельского в горнозаводской зоне Южного Урала, а с другой — аббревиатура «К.Ж.Д." (предположительно обозначающая «Котласская железная дорога»). Год выпуска — 1896, после того, как предприятие прошло крупное обновление и освоило выпуск этой продукции.


Чем рельсы не угодили по прямому назначению и как попали к нам в город? Всё просто: изношенное рельсовое хозяйство, выпущенное в царской России, через пару десятилетий потребовало срочной замены. Прогресс двигался семимильными шагами: менялась форма рельсов, совершенствовалась технология плавки и используемых материалов. Что сильно влияло на износостойкость и работу инфраструктуры в целом.
Только представьте себе, какой образовался запас «ненужных» рельсов! Но в те напряженные для страны годы индустриализации было не принято разбрасываться материалами, всё шло в дело. Старые рельсы стали повсеместно использовать в качестве приставок к деревянным столбам, чем увеличивали срок их службы. И это прекрасно сработало — столбы-то стоят себе целёхоньки.


Сейчас подобные почти исчезли в Кирово-Чепецке. Парочка таких сохранилась только на улице Энгельса, а на улице Карла Маркса о них напоминают только сиротливые обрубки на уровне земли.

И это, с одной стороны, правильно — у современного города должен быть свой стиль, а объекты инфраструктуры должны быть надёжными. Но с другой-то стороны, эти столбы свидетели эпохи (и даже не одной) Почему бы не оставить хотя бы парочку в том виде, в котором они достояли до наших дней? Функции электрических столбов они выполняют хорошо, без всяких нареканий. А их вид вполне вписывается в архитектурный облик старого города, А юным горожанам эти столбы могут быть интересны в качестве почти музейного экспоната. Хотя, почему только юным? Когда мы снимали исторические артефакты — остановилась проезжавшая мимо иномарка и взрослый мужчина со знанием дела поделился, что тоже интересовался столетними чугунными рельсами.


А если кто-то опасается, что лоск города окажется подпорчен каким-то столбом, собранным из старых-старых обрезков рельс, то можно обновить деревянную часть и органично стилизовать окружающее пространство. Или, с чем чёрт не шутит, сделать столбы исключительно с декоративной и познавательной функцией.

Кстати, насчёт познавательной функции: в субботу в 17 часов в городском музее начнётся традиционная «Ночь музеев». После программы в помещении Владимир Северюхин поведёт экскурсию по новому маршруту от улицы Ленина в сторону улицы Первомайской, захватив квартал с уникальными столбами. Желающие послушать другие факты из истории города — могут присоединяться.

Ставьте лайк, если нравится материал