Куда доводят чепецкие тропы

14.09.21, 21:27

Человек идёт по городу. Прогуливается или спешит по своим делам, прокладывая оптимальный с его точки зрения маршрут. Самый короткий, самый живописный, самый удобный или наименее неудобный. И эти маршруты зачастую проходят не по асфальту, бетону или новенькой плитке. Потому что логика проектировщика или архитектора, нарисовавшего прямые углы или идеальных пропорций изгибы, может не совпадать с логикой горожанина.

Почему люди выбирают или создают неофициальные тропинки? Первое, что придёт на ум каждому — мелочное рационализаторство, то «зарезанные» по газонам углы, где экономится какая-то пара шагов. Это выглядит смешным и даже нелепым, но в реальности куда чаще у появляющихся народных дорожек совершенно другие причины.
Сеть тропинок в совокупности и отражает как нельзя лучше реальный сценарий жизни горожан. Разбирались, почему в Чепецке появляются тропинки и что они могут рассказать о жителях и о городе.


Классика жанра — вытоптанные углы на пересечении официальных дорожек. Мало кто поворачивает под прямым углом, дело в естественности движения. А примыкания большинства дорожек выполняются именно так. Именно так, по линеечке и угольнику, видели пешеходную инфраструктуру в советское время. В реальной жизни идеальные линии соседствуют с вытоптанными газонами.
Хотя соблазн подрезать угол возникает не всегда. Порой от этого страхует ширина тротуара, позволяющая сделать поворот плавным. В целом, особенной проблемы в вытоптанных углах нет — просто не стоит чрезмерно увлекаться таким решением в будущем, особенно на узких дорожках.

Вторая по распространённости причина: нормального тротуара нет там, где он подразумевается. Мы проводили целое исследование, посвящённое заканчивающимся в пустоте тротуарам или участкам, которые нахально не стыкуются между собой. Получилась объёмная карта, которая была подана в качестве предложения в администрацию города и в этом году на двух участках (улица Сосновая и на подъёме к перекрёстку с проспектом Россия) проблему решили.
При всей очевидности проблемы, никому в градоуправлении ранее почему-то не приходило в голову заняться вопросом. Теперь же можно рассчитывать, что разработкой Чепецк.РУ станут пользоваться в будущем. Тем более, что в большинстве случаев речь идёт о небольших суммах.

Особо неприятные случаи: дорожек нет там, где они необходимы горожанам. В основном, речь идёт об огрехах проектирования микрорайонов или общественных территорий.

Самый большой пример — микрорайон № 3-а («Чепца») очень специфическая пешеходная инфраструктура. На впечатляющее число домов приходится только один полноценный спуск от проспекта Кирова — тротуар вдоль улицы Ленина. Но есть ещё два, которые не доведены до ума. Одна из них идёт вдоль школы № 4, там переходит в грунтовую тропинку. Другой ведёт вниз от мемориала памяти воинам-интернационалистам с БМП. И еще с пяток участков, связанных со сквозным движением через этот микрорайон. Там настолько не хватает поперечных связей, что есть даже «любительская» лестница — оборудованный активным жителем спуск.
Многие знают, что между седьмым и девятым микрорайоном есть тропа через узкоколейку. Этот путь, экономящий колоссальное количество времени — вполне официальная часть инфраструктуры. Но ему есть альтернатива, соединяющая район станции «Вернисаж» с улицей Победы.

Похожий случай — дорожка между улицами Перевощикова и Ленина, проходящая через гаражи, лесной массив и вдоль молокозавода.

Пример поменьше: через пустырь, где теперь расположился детский сад № 8 проходила тропинка вверх к проспекту Россия. Привычка осталась в ходу, а вот нормальный спуск там так и не был оборудован.

В таких случаях народные тропинки говорят не о лени горожан сделать несколько лишних шагов, а о тотальной недоработке инфраструктуры. И в Кирово-Чепецке таких примеров предостаточно.

Продолжим разбор: тропинки-дублёры. Участки, где горожане предпочитают идти параллельно официальной дорожке. Не требуется гадать почему так происходит: они обходят лужи, грязь и участки в возмутительно удручающем состоянии.
И если предыдущие пункты требуют существенных средств для строительства новых участков, то здесь речь идёт о ремонте. Хотя бы очаговом, чтобы облегчить жизнь жителям Кирово-Чепецка. Хотя в идеале, разумеется, ремонта требует большая часть пешеходной сети (и подвижки в этом вопросе наметились в последние годы).

Когда городская среда не соответствует запросам горожан, они меняют её или способы её использования.

Вот интересный случай: подъём к центральному рынку от улицы Сосновой. Обходить по улице Ленина или Первомайской слишком далеко. Маршрут существовал десятилетиями, пока на пути не возник фундаментальный забор. Интересно, что ничего, кроме дополнительного неудобства установка ограждения не дала. И это отдельная тема для разговора: борьба официальной власти и учреждений против удобства.

Невежество бывает обоюдным, это приходится признавать. С одной стороны, нелепо, когда муниципалитет создает неудобные маршруты и не создает удобные, попутно перегораживая народные тропы.
С другой стороны, не все тропинки учат чему-то хорошему. Например, часть из них провоцирует нарушение правил должного движения — люди сокращают путь, а заодно и правила нарушают. Особенно это распространено на улице Луначарского и проспекте Россия.

А теперь про оригинальные ситуации. Во-первых, когда дорожка возникает там, где совершенно её не ожидаешь увидеть. Но потом признаёшь: люди голосуют ногами и находят самый оптимальный способ организации пространства. Назовём эти случаи архицелесообразными, когда новый путь экономит безумное количество времени, но остаётся оригинальным. Это когда тропинку протаптывают в неожиданном месте. Например, от улицы Калинина в районе рынка через территорию бывшего садика можно пройти к домам на улице Созонтова (и тропинка не сильно бросается в глаза).

Есть и обратные случаи. Когда тротуары забываются и зарастают за невостребованностью. Отыскать такие можно в микрорайонах хрущёвской застройки: некоторые дорожки прокладывали как будто про запас, не размышляя, кто и откуда по ним станет вышагивать.

Зачем стоит изучать рисунки народных дорог? Они могут многое рассказать о горожанах, их повседневной жизни. Не стоит думать о них, как о проблеме, это просто отличные подсказки для заботливого руководства города.
Раньше только в европейских странах, а теперь и в крупных городах тропинки используются при обустройстве общественных пространств официальные дорожки прокладывают именно по тропинкам, проложенным людьми. И ничего не мешает малым городам перенимать полезные практики, тем более при наличии щедрых национальных проектов.

Ставьте лайк, если нравится материал