Мост через Чепцу без отговорок

16.01.25, 13:58 2 комментария

Если бы советские люди мыслили современными категориями, никогда бы не появились новые города, не возвелись мосты, не протянулись железнодорожные пути и автодороги. Какой контраст: современный Чепецк два года не может справиться со строительством одного дома. А какие-то полвека назад оперировал стройкой целых микрорайонов и сложных инфраструктурных объектов.
А если заглянуть ещё в более далёкое прошлое, то дивиться придётся ещё сильнее: Чепецк формировался вокруг электростанции, топливо для которой везли из-за реки. За считанные годы построив сначала один, деревянный мост. А после появился и капитальный железнодорожный мост. Сейчас, когда чиновники ищут отговорки, чтобы не ввязываться в строительство автомобильного моста через Чепцу, диву даешься — как это удалось нашим дедам в прошлом веке?
Как появился мост через Чепцу? История строительства и архивные кадры. Подвиг советских строителей, который не могут повторить сейчас.


Минимум механизмов, минимум техники, строго базовый инструмент. На исторических снимках конца 1940 и начала 1950-х нет ни кранов, ни обилия тракторов, ни тягачей. Только доски, только бетон и арматура. А ещё лошади, которые были одним из главных средств доставки материалов на строительство железнодорожного моста через Чепцу. На противоположном пологом берегу раскинулся рабочий посёлок мостостроителей: четыре барака, столовая, магазин, управа, баня и сопутствующие хозяйственные постройки.


Чтобы воздвигнуть опоры — технологии всё же требуются. Для этого на дно погружали кессоны, в которые компрессорами нагнетали давление. В этих «ящиках без дна» рабочие заглублялись в дно, монтировали сваи и арматуру для последующей заливки бетоном. Сердцем стройки поэтому надо считать компрессорную станцию на дюжину агрегатов, большая часть которых обеспечивала работы по монтажу опор.
Находиться в коробчёнке среди вод реки — звучит уже опасно. Тяжёлая работа, где был риск схлопотать «кессонную болезнь» из-за перепадов давления. Рабочий день кессонщика длился четыре часа. Как пишет историк Владимир Северюхин, после смены рабочие сначала грелись и поправляли здоровье в баньке, а после одолевали десяток километров до Каринторфа в поисках любви и приключений. Вечерами, когда трудовые подвиги заканчивали заречные молодцы, дело нередко заканчивалось драками. Система свой-чужой в потасовках нередко основывалась на обуви: если на ногах дефицитные сапоги — значит, пришлый кессонщик!


Впечатляющий объём земляных работ, массивные бетонные опоры и венчают инженерный замысел металлические фермы. Их по широкой колее доставляли из Владимира и после перегружали на нашу узкую колею для доставки к Чепце. Большую часть операций выполняли вручную, без техники — только рацуха с лебёдками и козлами.
Собирали фермы уже на берегу. Это не игра в детский конструктор: кузнечных дел мастера изготавливали болты и заклёпки, на которых собран мост.


Собранные фермы «надвигали» на опоры моста при помощи лебёдок и временных направляющих. Под металл подкладывали металлические ролики. О травматизме на стройке говорит сохранившийся эпизод — вылетевший ролик серьёзно ударил трёх рабочих.
Готовые фермы затянули и закрепили на законном месте всего за один день, а сама стройка продолжалась несколько лет. Не обошлось и без премиального стакана водки рабочим.


Есть городская байка, что деревянный мост взорвали во время съёмок советского фильма. Это не так: старый мост, равно как и посёлок мостостроителей, снесли значительно раньше. А эпизоды советской киноэпопеи «Думы о Ковпаке» снимали в 1975 году. Взрыв там был исключительно бутафорский.


Как бы простецки не выглядела стройка, сохранившаяся документация говорит: железнодорожный мост построен надёжно. Качественный бетон основания, уходящий глубоко в грунт реки. Спроектированные с запасом по нагрузке металлические фермы.
В 2015 году, во время ликвидации каринторфского участка «Вяткаторф» избавилась от бремени в виде железнодорожного моста — его передали на баланс администрации города. Актуальности мост не потерял: поезд был, остаётся и будет оставаться самым надёжным способом сообщения с заречным микрорайоном.
В 2022 году муниципалитет выделил пять миллионов рублей на ремонт верхнего строения моста (деревянные шпалы и брусья, железнодорожное полотно, мостки для обслуживания). Но есть проблемы с железобетонными опорами (есть тревожные трещины, требующие восстановления) + необходимо обследование металлической части моста, а, возможно, и окраска ферм для защиты от коррозии.


А как же новый капитальный автомобильный мост на Каринторф, о котором столько разговоров в последние пять лет? Обещания и перспективы грандиозной стройки маячат чуть ли не с конца 1970-х годов. Сейчас они стали активнее потому что проект включили в число приоритетных для Кировской области, а этот список утвердил Президент. Вот только вероятность начала стройки всё снижается: областные власти напортачили с подготовительным этапом, не провели результативных переговоров с потенциальными подрядчиками, затянули с запуском проекта настолько, что сделался категорически неактуальным имеющийся финансовый расчёт. В последних комментариях Минтранса высказывания про мост выглядят уже не обещаниями, а вероятностью. Степень достоверности которой покажет текущий и следующий годы.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Наталья Зверева 16.01.25, 21:51
Отсыл к прошлому в начале статьи — просто великолепен!
img
Константин Изергин 17.01.25, 13:17
Раньше умели строить, потому что была необходимость — городу нужен был Каринторф.
Теперь умеют только обещать — нужен лишь пиар.
Разруха не в мостах, разруха в «головах».