Закон малых величин

14.02.08, 18:04

Сегодня мы прокомментируем Федеральный Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Необходимость в этом документе назрела давно. За 20 лет своего существования малые предприятия не просто переросли стадию полукриминальных кооперативов...

Сегодня в России насчитывается более 1 миллиона малых предприятий, которые обеспечивают работой 10 миллионов человек, и 2 миллиона индивидуальных предпринимателей (впрочем, до ознакомления со статистикой, я, признаться, думал, что последних больше). Между тем, федеральный закон, по которому до сих пор жил малый бизнес, не просто устарел - из него исключено больше половины статей.

Новый закон носит рамочный характер - его реализация зависит от внесения в Налоговый, Гражданский и Трудовой кодексы, в прочие нормативные акты - многочисленных поправок. Что-то уже сделано, но еще больше предстоит сделать, так что радоваться позитивным переменам бизнесменам преждевременно).

Каковы же отличия между старым и новым законами? (Хотя, может, сравнивать и некорректно). Дело в том, что многих позиций и понятий в предыдущем законе просто не было. Документ впервые в России вводит в законодательное поле такое понятие как "средние предприятия". А ведь средний бизнес - один из самых динамичных секторов экономики. Существенно изменились критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса. Это коснулось, в частности, численности работников. Выделяются микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек и средние предприятия - от 101 до 250 человек. Такая дифференциация уже давно принята в странах Евросоюза. Это позволяет обеспечить сопоставимость законодательств РФ и ЕС.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за календарный год, не превышающая предельных значений, которое установит правительство. Логика здесь такова: малый бизнес в регионах неоднороден по финансовым показателям. Москва приблизилась к уровню ЕС, т.е. столица как бы другое государство в отличие от российской провинции. Если брать за основу максимальный критерий по выручке и стоимости активов, то это приведет к "зашкаливанию" московских показателей ("два мира" - два уровня жизни). Поэтому в законе определено, что предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости правительство будет устанавливать раз в пять лет. В разъяснениях правительства звучало, что это временно - до выравнивания московских и среднероссийских показателей (однако выравнивание представляется процессом очень долгим, недаром и внесена в закон формулировка: раз в пять лет, значит, этих пятилеток будет несколько).

Для субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрено установление специальных налоговых режимов, упрощенного ведения бухучета, ограничение проверок, особых правил приватизации арендуемых у государства помещений.

Местные органы власти могут также предоставлять субъектам малого и среднего бизнеса в аренду по сниженным тарифам земельные участки, нежилые здания, офисные и производственные помещения, оборудование. С этой целью планируется создать в регионах целевые фонды. Практика (в т.ч. и нашего города) показывает, в городах льготная аренда актуальнее налоговых льгот.

На это, в частности, направлены статьи о формировании перечней государственного и муниципального имущества, целевым образом предназначенного для предоставления во владение или пользование субъектам малого и среднего бизнеса. Реализация этой нормы требует внесения изменений в 184-й и 131-й федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все это позволит остановить распродажу арендуемого субъектами малого бизнеса государственного и муниципального имущества, в основном производственных и офисных помещений (опять же весьма актуально для нашего города). Плохо, конечно, что закон предусмотрел продажу государственного имущества на конкурсной основе. Это ущемляет права небольших предприятий, которые за свой счет благоустроили непригодные помещения, а теперь должны выкупать их, конкурируя с крупными компаниями.

Большим достижением можно считать включение в закон так называемой "дедушкиной оговорки": запрет изменять налоговые режимы в первые  четыре года после регистрации, которые могут привести к увеличению совокупной налоговой нагрузки. Этому, кстати, активно противилось Министерство финансов, аргументируя свою позицию тем, что налоговая политика государства направлена на создание равных условий для всех. Но данная оговорка все равно существует - она предусмотрена для иностранных инвесторов. Чем хуже отечественный малый бизнес? Ведь при перемене правил игры на старте малый бизнес просто прогорит!

Очень важным является возвращение в закон такой меры как консультационная поддержка малого и среднего бизнеса (в старом законе соответствующая статья была исключена). Опыт развитых стран показал: консультирование по юридическим, организационным, финансовым и прочим вопросам необходимо бизнесу как воздух, особенно на начальном этапе. В закон включены новые статьи, предусматривающие поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства.

Он предполагает оказание государственной поддержки бизнесу: до 25 млрд. рублей с 2008 по 2010 годы возрастет финансирование малого и среднего бизнеса со стороны федерального бюджета. Здесь можно отметить как положительный момент возвращение в закон статьи, касающейся ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей господдержки.

Таким образом, предусмотренные законопроектом меры выведут малый и средний бизнес на качественно новый уровень. Впрочем, сами предприниматели относятся к закону с традиционным скептицизмом, который обусловлен, можно сказать, исторически. Дело в том, что многие российские законы сегодня работают так, как хотят чиновники, а не так, как рассчитывали законодатели. Обязанность властей всех уровней оказывать помощь субъектам малого и среднего предпринимательства продекларирована, но конкретно не уточняется, а то и приводит к двусмысленному толкованию. Например, одной из целей закона прямо объявлено увеличение налоговых сборов. Этот момент может негативно отразиться на деятельности предпринимателей, потому что его по-своему могут интерпретировать чиновники.

Проблема чиновничьего прессинга на объекты малого бизнеса настолько актуальна, что на ней специально остановился в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета РФ 8 февраля сего года президент Путин. Говоря о проблемах развития малого бизнеса, он сказал дословно: "Пока им заниматься крайне сложно. Мы еще должны будем вернуться к этому. Что делают центральные федеральные органы на местах, в территориях, при поддержке территориальных и местных органов, - это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам, - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то!" Если кто-то не понял, почему президент упомянул гинекологов, полагаю, не шутки ради: оказывается, и они присутствуют в этой коррумпированной цепочке, в частности, при получении санитарной книжки будущим продавцом или кассиром.

Итак, данный закон носит рамочный характер. Его реальное действие - в дальнейшем развитии. Следующий шаг - это закон о проверках. В нем готовятся три новации. Первая - проверка предприятия должна обходиться без всяких штрафов, так как задача проверяющих не штрафовать, а консультировать, не карать, а подсказывать (многие предприятия малого бизнеса, да и не только малого, были разорены, приведены к банкротству, уничтожены гигантскими штрафами проверяющих налоговиков, пожарных, санитаров и прочих ведомств, которым "несть числа"). Вторая новация - понадобятся веские обоснования для проведения плановых проверок (известно, как нарушают нормальную работу предприятий всякие проверяющие, которым "до лампочки" отлаженный ритм работы, что ведет к немалым финансовым потерям. Третья - ограничение до 80 часов в год общего времени проведения проверок.

В правительстве находится документ, который резко сокращает полномочия органов внутренних дел по проверкам малых предприятий. Проверяющие в погонах будут не вправе предъявлять претензии по 15 административным протоколам, в том числе о просроченных товарах, различных технических отклонениях, содержании помещений. А ведь ежегодно милиция предъявляла к малому бизнесу до полутора миллионов таких протоколов. И когда предприниматели обращались для защиты своих прав в судебные органы, до 90% претензий объявлялись неправомерными.

Будем надеяться, что новый закон и последующие нормативные акты дадут мощный импульс развитию малого предпринимательства, в том числе в нашем крае и в г.Кирово-Чепецке.

Александр Петров,
политолог
Газета "Кирово-Чепецк" №7 (201) от 14.02.2008

Ставьте лайк, если нравится материал