Насколько успешен один из «успешных» нацпроектов?

24.04.08, 22:54

28 февраля в Кремле руководители страны подводили итоги двух лет реализации приоритетных национальных проектов. В Александровском дворце собрались министры, все полпреды, парламентарии, губернаторы. Президент (тогда еще действующий - авт.) Владимир Путин торжественно объявил об успешном осуществлении национальных проектов. Подводя итоги, он заявил: "Гору застарелых проблем нам удалось сдвинуть с мертвой точки".

По словам главы государства, "мы уже получили опыт системного развития социальных отраслей в ходе работы по нацпроектам". Владимир Путин убежден, что Россия должна перейти к качественно новой социальной политике - политике социального развития. Как отметил президент, "мы ставим перед собой самые серьезные задачи - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира". По итогам заседания было принято решение трансформировать нацпроекты в полноценные программы. Министерствам поручено в рамках создания "Концепции социально-экономического развития России до 2020 года" разработать соответствующие направления.

Сегодня мы можем подвести итоги осуществления приоритетных национальных проектов. Но сначала кое о чем напомню. Впервые они были озвучены Путиным на заседании правительства 5 сентября 2005 года. Всего нацпроектов определено четыре: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК". По продолжительности все рассчитаны на два года. Ответственным за их выполнение был назначен Дмитрий Медведев, вначале глава президентской администрации, впоследствии - первый заместитель председателя правительства. Национальные проекты были призваны решить самые острые социально-экономические проблемы. И с самого начала стал виден их узкий, ограниченный характер. Но все же это было уже кое-что в деле решения застарелых социальных вопросов. Несмотря на утверждения Путина об успешной реализации всех проектов, слова его можно воспринять неоднозначно.

Газета "Кирово-Чепецк" неоднократно писала об осуществлении нацпроектов. И итоги их осуществления желательно рассмотреть по отдельности, по степени успешности их осуществления. Так и поступим, расположив проекты в последовательности от "Развития АПК" до "Комфортного и доступного жилья".

Холдингомания

За два года на осуществление нацпроекта "Развитие АПК" из государственного бюджета было выделено более 300 млрд. руб. Только представителям малого агробизнеса выдано 460 тыс. кредитов на 90 млрд. руб.

В Кировской области приоритетным направлением развития АПК было принято ускоренное развитие животноводства. Крупнейшими объектами строительства стали свинокомплексы в Дороничах (на 62 тыс. голов), на что был предоставлен госкредит в 700 млн. руб., и в Филиппове (на 48 тыс. голов), госкредит - 300 млн. руб. На сегодняшний день строительство многих объектов, в том числе и в нашем районе, вступило в заключительную стадию. В "Абсолют-Агро" введен в строй репродуктор свинокомплекса на 24 тыс. голов, завершается сооружение комбикормового завода в Филиппове и убойного цеха в Каринке.

Что касается последнего, то в марте сего года руководство "Абсолют-Агро" подписало договор на поставку оборудования с австрийской фирмой "BANNS". Это будет первая в области технологическая линия подобного уровня с удушением скота углекислым газом (по 50 свиней в час), компьютерным регулированием воздухообмена, бактерицидными лампами, с автоматической разделкой туш. В дело пойдет все: кости превратятся в костную муку, необходимую для корма животных. В августе первая партия свиней должна поступить из откормочника на переработку.

Курс на строительство крупных животноводческих комплексов в Кировской области продолжается. С холдинговой структурой "Зерностандарт" достигнута договоренность о возведении очередного животноводческого комплекса. Вообще количество холдингов увеличилось. Сейчас в АПК нашего региона уже существуют 44 холдинга. Недавно образовался очередной - группа агропромышленных предприятий "Дороничи" в составе агрофирмы, агроплемкомбината и двух мясокомбинатов. Кроме суперсвинокомплекса, о котором говорилось выше, холдинг возводит крупный животноводческий комплекс КРС с современным доильным залом фирмы "Westfalia".

Правительство области пытается привлекать для этих целей внешних инвесторов. В 2007 году финансово-промышленная фирма "Русском" из Москвы купила пакет акций холдинга "Кировхлеб", в составе которого более десятка предприятий (птицефабрики, хлебозаводы, мелькомбинат и т.д.). Не зря москвичи "положили глаз" на "Кировхлеб". По линии нацпроекта "Развитие АПК" холдингом получены госсредства на реконструкцию Костинской и Кирово-Чепецкой птицефабрик с последующим увеличением поголовья птицы на 26,6 тыс. кур, а также строится новый, крупнейший в области птицемясокомбинат. За эти два года инвестиции в АПК Кировской области составили 5 млрд. рублей (почти половина стоимости основных фондов сельскохозяйственного производства).

Реальность сурова...

Итак, за два года 51 хозяйство Кировской области смогло получить кредиты на новое строительство, 171 - на техническое переоснащение. Помимо федеральных средств нацпроекта, область вложила в аграрный сектор в 2007 году свыше 1 млрд. руб. Первый заместитель председателя правительства области Эдуард Носков заметил, что в нашем регионе планы по реализации нацпроектов воплощаются в жизнь практически на все сто процентов.

Областные правительственные СМИ вовсю трубят о новых успехах, достигнутых под славным руководством всеми любимого лидера - губернатора Николая Шаклеина. Однако реальность выглядит более сурово. В 2007 году продолжало сокращаться поголовье крупного рогатого скота (КРС). Лишь 14 районов смогли увеличить производство молока. Отстает переработка сельхозпродукции. В результате мы вывозим за пределы области в основном цельное молоко. В 2007 году 170 хозяйств (!) области оказались убыточными. А это треть от общего числа. Продолжалось сокращение площади пашни. Это вполне официальные данные.

Ситуация в Кирово-Чепецком районе аналогичная. Все повторяется в миниатюре. В 2007 году в районе происходило снижение поголовья КРС в хозяйствах (уменьшение на 1624 головы, или на 9,4%). Производство молока упало на 3,9% (снижение на 928 тонн), производство говядины - на 5,6%. Областное руководство на недавнем совещании с руководителями хозяйств предупредило, что Кировская область может лишиться федеральной помощи. Наша область, как и прочие, заключила договор с Минсельхозом по которому получение помощи из федерального бюджета обусловлено наращиванием объемов производства молока (на 2% ежегодно), ростом поголовья, вводом залежных земель (распахивать по 10 тыс. гектаров).

А у нас все наоборот. Чтобы повернуть процесс вспять, решено подобные договоры заключить между областным правительством и районами. Верх чиновничьего головотяпства! Вот подтверждающий пример: Уржумский район, получивший в 2007 году меньше всех бюджетных средств на АПК, дал самые лучшие показатели. Слободской же, получивший больше всех, их не продемонстрировал.

Короче говоря, увлечение строительством мегасвинарников и производством колбасы, ставшими основными направлениями осуществления национального проекта "Развитие АПК" в Кировской области, привело к общему ухудшению в аграрном секторе. Оно и понятно. Финансирование проектного строительства построено на паритетных началах из федеральных и областных источников. Федеральные деньги выделяются только в совокупности с наличием областных. Правительство области для софинансирования строительства гигантских мясокомплексов вынуждено выскребать все из своей скудной казны. В этих условиях всякое финансирование большинства хозяйств области прекращено. На них нет денег. А это и порождает ускоряющуюся деградацию и исчезновение деревень. Через 50 лет мы при таких темпах получим в Кировской области несколько десятков огромных агрокомплексов и заросшую лесом пустынную территорию, раскинувшуюся на сотни километров, с остатками деревень, практически безлюдную.

"Замораживание" цен - не панацея

Итак, проект "Развитие АПК" завершен, по крайней мере, по срокам. Все, что было запланировано, - сделано. Однако зададимся вопросом - ощутили ли мы, рядовые граждане нашей страны, в своей обыденной жизни результат от проекта. Со второй половины прошлого года началось резкое повышение цен на продовольствие. Причем, этот процесс в году нынешнем не остановился. Два раза, в разгар обеих выборных кампаний, правительство заключало соглашения с крупнейшими поставщиками продовольствия о замораживании цен на определенный период (на 2-3 месяца) на ряд социально значимых продуктов.

Но эти временные антирыночные меры погоды не сделали. Быстрый рост цен на продукты питания не прекратился. Уже в марте за одну ночь в Приморье цены на хлеб подскочили на 25%! Премьер правительства Виктор Зубков срочно вызвал к себе на прием губернатора Дарькина и распекал его за это. Губернатор заявил, что примет меры. И какие же это меры? Вот уже неделю во Владивосток завозят более дешевый хлеб из других регионов. Хлеб расхватывается моментально. Сам по НТВ видел репортаж об этих событиях. Но ведь проблемы подобным способом не решить. Приморье - самый вопиющий пример, но цены растут везде, в том числе и в Кировской области. По данным Росстата, обнародованным 5 марта, в январе - феврале потребительские цены в целом в стране возросли на 3,5% (за аналогичный период 2007 года их рост составил 2,8%).

Правительство, по-видимому, хочет остановить рост цен, но сделать ничего не может. Только как жест отчаяния можно расценить рассматриваемый сейчас проект постановления о введении предельных торговых наценок на социально значимые продукты питания (хлеб, молоко и яйца). По предложениям Минсельхоза, разумная торговая наценка составит 10-12% вместо 30-40%. Напомню, что такая административная мера существовала в советские времена для регулирования цен. Торговые предприятия не могли делать торговые накрутки выше определенной планки в процентах от себестоимости. Сразу можно сказать, что вряд ли выйдет что-то путное. Продукты по низким ценам быстро превратятся в дефицит, что неизбежно вызовет введение на них талонов с последующим распределением их, составлением списков нуждающихся и т.п. Возврат к карточной системе вызовет к жизни многие сопутствующие негативные явления самого мрачного периода советской действительности.

Другой подобной административной мерой является решение продлить до 1 июля 2008 года действие запретительных экспортных пошлин на зерно (на ячмень - до 30%, на пшеницу - на 40%, не менее 150 евро за тонну).

В чем же дело? Правительственные чиновники в один голос утверждают, что одной из причин высокой инфляции в России является резкое подорожание продуктов питания в Европе. Следовательно, одна из основных целей национального проекта "Развитие АПК" - обеспечить продовольственную безопасность страны - не была выполнена. Замещения импорта продовольствия производимыми отечественными продуктами не произошло. Более того, импортное продовольствие составило 45% в общем балансе потребления продуктов питания населением России. Разумеется, по разным категориям продуктов зависимость разная.

Надо менять модели управления

Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, национальный проект "Развитие АПК" - это один из самых успешно осуществленных правительством проектов, с другой, - он не смог кардинальным образом изменить ситуацию. Получилось так, как предупреждали многие специалисты в самом начале реализации проекта: разовое мероприятие, которое рассчитано на действия по нескольким узким направлениям, проблемы решить не сможет.

Еще в советские времена сельское хозяйство считалось самой тяжелой отраслью народного хозяйства. Принималась масса решений по его "подъему". Гигантские вложения давали мизерный результат. Поэтому наскоком проблему не решить, а решать надо. Всем очевидна необходимость разработки долгосрочной программы развития сельского хозяйства и обеспечения продовольствием населения страны.

Сейчас министерства и ведомства трудятся над планом социально-экономического развития России до 2020 года. Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция к 2020 году должна снизиться до 4%, а цены на потребительские товары в 2015 году вырастут лишь на 4,5%, в 2020 - на 3%. К этому времени отечественные производители полностью удовлетворят спрос населения на сельхозпродукцию, а сельские жители станут жить не хуже городских. Валовой сбор зерна должен достигнуть не менее 120 - 125 млн. тонн (в 2007 г. - 81 млн. тонн), а Россия превратится в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке. Реальны ли подобные планы? Сомневаюсь. Чтобы Россия действительно начала задавать тон на мировых рынках, власти должны активно менять модели управления в сельском хозяйстве.

Александр Петров,
политолог
Газета "Кирово-Чепецк" №17 (211) от 24.04.2008

Ставьте лайк, если нравится материал