Часто слышу «система непрерывного инженерного образования». Что это?

06.02.19, 11:10 2 комментария

В выступлениях и докладах первых лиц муниципалитета часто звучат слова о «системе непрерывного инженерного образования». Приоритет её создания отмечается в официальных документах Кирово-Чепецка — паспорте моногорода, стратегии социально-экономического развития. Но что скрывается за этими словами (и скрывается ли), пока никто всерьёз не объяснял.
Узнали у Елены Савиной о том, что стоит за этой формулировкой; и чем новое понятия фактически отличается от того, как работало местное образование раньше. Отвечает глава города, а мы — дополняем.

По словам мэра, «донастройка» городской системы образования призвана решить несколько задач. Во-первых, кадровую проблему основных городских предприятий, высказавших желание сотрудничать в сфере ранней и школьной профориентации. В первую очередь это: «Уралхим», «Галополимер» и завод «Вэлконт». Во-вторых, чиновники считают, что предлагаемые меры позволит закрепить молодёжь в Кирово-Чепецке за счёт получения здесь всего комплекса необходимых навыков + гарантии рабочего места на одном из указанных предприятий.
Елена Михайловна считает, что это неким образом сочетается с другой озвученной задачей — диверсификацией экономики муниципального образования и уходу от моно-зависимостей.

В чём суть этого плана? Идея в том, чтобы с раннего возраста выстроить компоненты системы образования и допобразования таким образом, чтобы вызвать у ребят желание получить техническую специальность, остаться в городе и здесь же поступить на работу. Озвучивается, что средствами достижения являются: тематические уроки и конкурсы, экскурсии на предприятия, целенаправленная работа педагогов и т. д. Пунктирной линией в проходит концепция переход от вербальной агитации специальностей инженерного профиля — к практическому изучению и использованию учениками современных наукоёмких технологий.
Значительную лепту вносят предприятия, заинтересованные в решении кадровых вопросов (в Кирово-Чепецке кадровый вопрос становится всё более острой проблемой). В школах поддерживаются проекты инженерной, химической и биологической направленности, на деньги компаний оборудуются классы и лаборатории. Действуют программы, по которым выпускники школ могут получить возможность дальнейшего трудоустройства и поддержку во время обучения.

По словам Елены Савиной, «система инженерного образования» в Чепецке пока не создана. Об этом появится возможность говорить после открытия «Кванториума» (запланировано на февраль), который заполнит выпадающий сейчас сегмент дополнительного инженерного образования. С открытием учреждения связывают надежды не только власти и предприятия, но и сами горожане. При должном оснащении и профессионализме педагогов, центр юношеского творчества внесёт разнообразие в досуг учащихся и поднимет их уровень в нескольких технических плоскостях.
Глава упоминает в выступлениях и отчётах, что в дальнейшем рассматривается создание в городе «центра молодежных инновационных технологий» на базе существующего многофункционального ресурсного центра (УПК). Но что подразумевается под новым броским наименованием — пока также не раскрывается. По опыту российских регионов, этим выражением именуют либо аналог «Кванториума» (который достраивается), либо учебный кластер, объединяющий предприятия и учащихся. В последнем случае подразумевается, что организации могут, к примеру, арендовать высокотехнологичное оборудование (трехмерные принтеры и сканеры, станки с ЧПУ), одновременно вести курсы для желающих, заниматься проектной работой. В данный момент есть сомнения, что чепецкий учебный центр обладает достаточным числом площадей для решения такой задачи.

Чем план отличается от того, что было раньше? Ничем существенным, если говорить о советских временах. В сущности, это глобальное обновление существовавшей десятки лет концепции образования, с возрождением «Клуба юных техников» в новом обличии. Правда, в прошедшие времена компонентов системы в Чепецке было побольше — присутствовал филиал высшего учебного заведения. А по мнению экспертов, высшее профобразование является заключительным и важнейшим звеном модели непрерывного инженерного образования. Будет ли решаться эта задача в Чепецке — вопрос открытый, но у заинтересованных городов это получается.


Усилия по созданию системы непрерывного инженерного образования — не лишены смысла в любом случае. Правда, могут быть абсолютно разные цели и результаты. Сделается ли система механизмом сохранения в городе талантливых и молодых кадров или просто поможет нашим выпускникам устроиться в другом месте?
Для города есть большая разница в том, каков будет ответ. А какой он сегодня — все понимают.

Ставьте лайк, если нравится материал

Обсуждение

img
Юрий Перимов 06.02.19, 11:47
А зачем оно нужно?
img
Юрий Перимов 06.02.19, 15:00
Странное решение проблемы какое то. Люди вынуждены уходить с предприятий и из инженерных профессий из-за низкой заработной платы. Тем более и предприятий занятых в сфере производства очень мало и те что есть часто не богаты .Ни какие учебные центры эту тенденцию не изменят.