Неуважение и наказание
С сегодняшнего дня в России вступил в силу спешно разработанный закон «о неуважении к власти». Надо понимать: закон ориентирован не столько на СМИ, сколько на граждан страны. За то, что центр «Э» посчитает оскорблением власти, граждане могут получить штраф до 100 тысяч рублей или административный арестом на срок до 15 суток.
Пожалуй, эта история не столько про штрафы, сколько про стремление власти отмежеваться об общества и показать ему «силу». И Чепецк в этом тренде не отстаёт.
Почему это вопрос не столько штрафов? Потому что штамповать на конвейере административные дела об административных штрафах на основании одного только рапорта со скриншотом от участкового — не получится. В каждом случае нужна лингвистическая экспертиза, поэтому процедура требует значительных усилий и вряд ли станет применяться для массового штрафования (как это бывает с участниками митингов, например).
Не исключено, что новая форма ответственности станет применяться к особенно строптивым и активным гражданам, чтобы отбить у них желание высказывать недовольство. Под эти нужды используются многие из законодательных инициатив последних лет в стране.
Другой вопрос, что новым законопроектом власть как бы пытается изменить саму парадигму уважения. Сделать уважение
Правда, есть загвоздка в логике законодателей: уважение и любовь едва ли возникают от шантажа и угроз. Реальное уважение требует постоянных и устойчивых отношений участвующих сторон, где они не игнорируют
Сколько делает власть, чтобы заслужить уважение? Это как посмотреть. Можно считать в новых обещаниях, в число показательных выступлений в посланиях Президента, в периодическом финансировании социальных выплат, во вложениях в инфраструктуру за пределами МКАД. В том, что является прямой работой и обязанностью власти. А можно считать числом ограничений свобод, которые власть так часто придумывает. Ограничений, которые она придумывает за отношение, которое она вызывает указами, законами, загадочными уголовными делами и административными арестами. Или столь частыми неуважительными высказываниями чиновников в адрес людей (например, федеральные перлы «не просили рожать» и «пенсия в 8000 руб. у тунеядцев и алкашей», или чепецкое «формируем иждивенцев»).
Как не считай, но текущий вектор ясен. Критическое мышление о власти будто бы загоняют обратно «на кухню» (но даже в этом случае лучше выказывать неуважение только мысленно). Субъекты страны в этом тренде не так уж и сильно отстают от федерального центра. Только способы регионы и муниципалитеты избирают более… местечковые.
Например, в
Но не стоит обманываться: это тот же самый тренд — власть выстраивает забор между собой и обществом. Проблема недовольства, в их понимании, решается обрывом обратной связи. В котором так и чувствуется неуважение. Но не столько людей к власти, сколько власти — к людям.
Обсуждение